Внеклассное мероприятие "Математика и математики стран Азии"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цель: Расширить знания по данной теме и познакомить с творчеством великих ученых математиков, привить интерес к математике.

   

Первая страница журнала

История возникновения математики (сообщение учащихся сопровождается показом слайд фильма)

Ученик Математика-одна из древнейших наук. Первый период ее развития – формирование основных математических понятий-начался в глубокой древности. Без овладения знаниями о простейших количественных отношениях и пространственных формах человек не смог бы решить даже простейшей задачи, которые возникли в его практической деятельности. Люди вырабатывали простейшие представления о форме, о мере, а в эпоху шелля (60 тыс. лет назад) подошли к представлению о числе. Понятие фигуры формировалось в процессе практического освоения действительности. Линии режущих концов орудий и их симметричные формы, линии нарезок, и их параллельность, формы, близкие к треугольнику, трапеции, кругу, цилиндру, конусу и т. Д. - все эти свойства лишь в процессе длительного их использования многими поколениями людей были отвлечены от соответствующих материальных носителей и получили право рассматриваться как признаки некоторых геометрических фигур. Например, простейших геометрический орнамент первобытных племен представляет собой условное изображение животных или подражание некоторым трудовым и техническим процессам. Понятие числа формировалось, прежде всего, в процессе определения количества добытой дичи, выловленных рыб, собранных съедобных плодов, количества воинов в племени, расстояния до мест охоты, рыбной ловли, соседних дружественных или враждебных племен. Числа были необходим для решения каждой задачи, с которой древний человек сталкивался в своей практической деятельности. Сооружение крепостей и храмов, прокладка каналов и дорог требовала умения решать сложные математические задачи.

Вторая страница журнала

Математика стран Азии (сообщение учащихся сопровождается показом слайд фильма)

Математика стран ислама развивалась из потребностей практики: землеустройства, геодезии, возведения военных сооружений, архитектуры астрономии. Большое внимание уделялось разработке численных методов. Учеными стран ислама были найдены различные способы построения параболы, эллипса, приближенно построены правильные семи- и девятиугольники. Особое внимание уделялось теории параллельных прямых. Ученые стран ислама, работавшие в области теории параллельных прямых, не допускали возможности существования неевклидовой геометрии. Все их усилия были направлены на доказательство пятого постулата с помощью утверждений, казавшихся им более простыми или очевидными. Таким образом, их доказательства чаще были ошибочными.

Выдающиеся результаты были получены в плоской и сферической тригонометрии. Ученые продемонстрировали большое вычислительное искусство при составлении тригонометрических таблиц, решили ряд сложных задач сферической тригонометрии.

Математики Азии оказали большое влияние на развитие математических знаний в Западной Европе. Об этом свидетельствуют такие термины, как “цифра”, “арабская цифра”, “алгебра”, “алгоритм”, “корень”, “синус”, многочисленные астрономические термины, названия многих звезд.

Третья страница журнала

(выступления учащихся в национальных костюмах)

1. На экране портрет ученого Мухаммед Бен Мусса аль-Хорезми.

Ученик. Мухаммед бен Мусса аль-Хорезми (783-ок. 850) – выдающbйся среднеазиатский математик. Жил и работал в столице арабского халифата Багдаде, возглавлял библиотеку “Дома мудрости” (своеобразной академии). Арифметический трактат ученого “Об индийском счете” послужил началом к введению десятичной нумерации в Азии и Европе. Алгебраический трактат аль-Хорезми “Краткая книга об исчислении алгебры и альмукабалы” стал основой алгебраической науки. Тригонометрические таблицы ученого были одними из первых на Ближнем Востоке.

Латинизированная фамилия ученого (Algjoritmi)сначала служила названием всей десятичной позиционной системы счисления, а в наше время является наименованием одного из фундаментальных математических понятий – понятие алгоритма.

2. На экране портрет ученого Аль-Бируни.

Ученик. Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль- Бируни(973-1048)-выдающейся среднеазиатский математик и естествоиспытатель. Родился в столице Хорезма городе Кяте. Аль-Бируни был ученым-энциклопедистом.

Его исследования относятся к математике, астрономии, географии, натурфилософии, минералогии, истории, этнографии. В теоретической арифметике Бируни изучал суммирование рядов и комбинаторные задачи, отдельный трактат посвятил “правилу трех”, рассматривал различные способы нахождения числа п, классифицировал различные способы решения уравнений первой степени и систем линейных уравнений.

3. На экране портрет ученого Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям.

Ученик. Омар Хайям (1048-ок. 1131) –выдающbйся ученый и поэт. Научные труды посвящены математике, астрономии, философии. Предложил подробную классификацию и теорию графического решения кубических уравнений. Большое внимание уделял теории параллельных прямых и впервые явно заметил пятый постулат Евклида более простым утверждением. В сущности, именно он впервые вывел некоторые теоремы неевклидовой геометрии Лобачевского и Римана.

Мировую славу принесли Омару Хайяму его замечательные рубаи, по праву принадлежит к шедеврам мировой лирики.

4. На экране портрет ученого Мухаммед Насирэддин ат-Туси.

Ученик. Мухаммед Насирэддин ат-Туси (1201-1274) азербайджанский астроном и математик. Получил важные результаты в тригонометрии, которой посвятил отдельную книгу, выделив тем самым этот важный отдел математики. В теории параллельных прямых сформулировал новый постулат - эквивалент v постулата Евклида - и вывел ряд утверждений, являющихся ему равносильными.

Свои работы ученый посвятил астрономии, медицине, минералогии, логике. Он перевел и прокомментировал труды выдающихся ученых Древней Греции.

4. На экране портрет ученого Мухаммед Тарагай Улугбек.

Ученик. Мухаммед Тарагай Улугбек (1394-1449) - выдающейся узбекский астроном и математик, организатор и руководитель Самаркандской астрономической школы, где работали такие выдающиеся математики, как аль-Кушчи и аль-Каши. Улугбек активно способствовал созданию в Самарканде научной школы, открыл высшее учебное заведение (медресе). Выдающиеся результаты были получены учеными, работающими в знаменитой Самаркандской обсерватории .По приговору реакционного духовенства Улугбек предательски был убит, а его обсерватория уничтожена. Некоторые ученые спаслись, покинув Самарканд, где после гибели Улугбека свирепствовал террор.

Четвертая страница журнала. Развлекательная

Исполнение танцев (казахский, узбекский, азербайджанский, таджикский, арабский, индийский)

Пятая страница журнала. Занимательная

Отгадывание и решение старинных занимательных задач.