Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (12 МБ)


Методические рекомендации – вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятий, мероприятий.

В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта.

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.

Задача методических рекомендаций в целом – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию).

Данные методические рекомендации предназначены для студентов, осваивающих программу подготовки специалистов среднего звена, по специальности: 54.02.02. “Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы”.

Задача данных методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к организации самостоятельной работы студентов, а так же для организации блока контроля при использовании технологий дистанционного обучения.

Методические рекомендации для студентов по дисциплине “Народный орнамент”.

Данные методические указания помогут систематизировать содержание контрольного блока данной дисциплины, оказать методическую помощь студентам, предложить им методы эффективной организации самостоятельной работы студентов.

Цель выполняемой самостоятельной работы:

- получить специальные и дополнительные знания (сверх учебной программы курса) по выбранной теме;

Основные задачи выполняемой самостоятельной работы:

1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;

2) выработка навыков самостоятельной работы;

3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе;

Весь процесс выполнения самостоятельной работы можно условно разделить на следующие этапы:

а) выбор темы и составление предварительного плана работы;

б) сбор научной информации, изучение литературы;

в) анализ составных частей проблемы, изложение темы;

г) обработка материала в целом.

д) оформление работы.

Тема контрольной работы выбирается студентом самостоятельно из предложенного списка тем.

Подготовку самостоятельной работы следует начинать с повторения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций, прочитанных ранее, а так же просмотра лекций-презентаций. Приступать к выполнению работы без изучения основных положений и понятий науки, не следует, так как в этом случае студент, как правило, плохо ориентируется в материале, не может разграничить смежные вопросы и сосредоточить внимание на основных, первостепенных проблемах рассматриваемой темы.

После выбора темы необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке составляющих самостоятельной работы, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тем.

Чтобы полноценно выполнить задания, помещённые ниже студент должен ознакомиться с лекциями по данной дисциплине (лекции-презентации), выполнить задания, помещённые в конце каждой из лекций-презентаций. Предлагаемый курс лекций-презентаций содержит информацию о методах составления орнаментов, об истории и стилистике орнаментации, данную информацию студент осваивает на аудиторных занятиях (или самостоятельно в случае болезни, или отсутствия по какой-либо другой уважительной причине).

Самостоятельная работа студентов по данной дисциплине должна включать в себя несколько видов деятельности:

  • Перечень тем рефератов (компьютерных презентаций) для выполнения дистанционной контрольной работы.
  • Перечень теоретических и практических вопросов, выносимых на экзамен.
  • Требования к выполнению аудиторной (зачётной) работы.
  • Рабочая (тестовая) тетрадь.

Перечень теоретических и практических вопросов, выносимых на экзамен (экзамен проводится по билетам)

  1. Классификация орнаментов по видам: (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, геральдический, шрифтовой, плетёный).
  2. Классификация орнаментов по типу (конструкции): полоса, розетка, сетчатый.
  3. Раскрытие понятий и значений терминов: орнамент, раппорт, симметрия, асимметрия, статика, динамика, монохромность, полихромность, безраппортность, розетка, мотив, семантика, символика и т.п.
  4. Основные композиционные схемы народной орнаментации: древо, венок, букет, гирлянда.
  5. Способы составления орнаментов.

Перечень тем для выполнения компьютерной презентации (реферата) –

Самостоятельная (дистанционная) контрольная работа

  1. История и стилистика орнаментации в стиле примитив (Африка, Полинезия…).
  2. История и стилистика орнаментации в древнеегипетском стиле.
  3. История и стилистика орнаментации в античном стиле (Др.Рим, Др.Греция).
  4. История и стилистика орнаментации в Византийском стиле.
  5. История и стилистика орнаментации в стиле кельтских племён.
  6. История и стилистика орнаментации в Романском стиле.
  7. История и стилистика орнаментации в Готическом стиле. и т.д.

Порядок выполнения самостоятельной работы (реферат).

Письменная работа (реферат) излагается логически последовательно, грамотно и разборчиво. Она обязательно должна иметь титульный лист. Он содержит название учебного заведения (ГАОУ СПО СО “Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства” Бобровский филиал), название темы, фамилию, инициалы преподавателя (Дёгтева Т.А.), фамилию, инициалы автора, наименование специальности (профессии), номер группы.

На следующем листе приводится содержание письменной работы (реферата). Оно включает в себя: введение, наименование глав, заключение, список литературы.

Введение должно быть кратким, не более 1 страницы. В нём необходимо отметить актуальность темы, степень ее научной разработанности, предмет исследования, цель и задачи, которые ставятся в работе.

Изложение каждой главы (раздела) необходимо начать с написания заголовка, соответствующему оглавлению, который должен отражать содержание текста. Заголовки от текста следует отделять интервалами. Каждый заголовок обязательно должен предшествовать непосредственно своему тексту. Каждая глава (раздел) начинается с новой страницы. Каждая глава должна заканчиваться выводом.

Изложение содержания всей письменной работы (реферата) должно быть завершено заключением, в котором необходимо дать выводы по написанию работы в целом.

Страницы письменной работы (реферата) должны иметь нумерацию (сквозной). Номер страницы ставится в нижнем правом углу. На титульном листе номер страницы не ставится. Оптимальный объём письменной работы (реферата) 15-20 страниц машинописного текста с иллюстрациями, (размер шрифта 12-14), через полуторный межстрочный интервал, на стандартных листах формата А-4, поля: верхнее –20 мм, нижнее –20мм, левое –30мм, правое –10мм. В тексте письменной работы (реферата) не допускается произвольное сокращение слов (кроме общепринятых).

По всем возникшим вопросам студенту следует обращаться за консультацией преподавателю. Срок выполнения контрольной работы определяется преподавателем и она должна быть сдана не позднее, чем за неделю до экзамена. По результатам проверки письменная работа (реферат) оценивается по пяти-бальной системе. В случае отрицательной оценки, студент должен ознакомиться с замечаниями и, устранив недостатки, повторно сдать работу на проверку.

Типичный недостаток письменных работ – неполнота ответов. Вопрос студентом правильно понят, но изложен схематично, фрагментарно, без аргументов, без примеров. По такому ответу трудно судить о глубине усвоения материала студентом. Если вы знаете материал, излагать его нужно максимально полно и последовательно.

Противоположный этому недостаток – многословие ответов. В большинстве случаев это связано со слабым знанием материала. Студент весьма приблизительно знает вопрос и потому пишет обо всем, что он знает (или хотя бы слышал) по выбранной теме. Иногда студент, не владея материалом, пишет ответ общими фразами, как можно многозначительнее, чтобы потом попытаться доказать, что он именно это и имел в виду, что требовал от него вопрос. Устранение такого недостатка – конкретика изложения материала!

Требования к содержанию и оформлению компьютерной презентации.

1. Планирование содержания разработки презентации:

  • продумывание студентом темы презентации;
  • формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;
  • выдвижение гипотез решения проблем;
  • составление плана работы;
  • выбор возможных источников информации;
  • составление презентации.

2. Оформление слайдов:

  • Стиль: соблюдайте единый стиль оформления; избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).
  • Фон: для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый), для фона и текста используйте контрастные цвета.
  • Использование цвета: на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
  • Анимационные эффекты: используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде; не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

3. Представление информации:

  • Содержание информации: используйте короткие слова и предложения; минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных; заголовки должны привлекать внимание аудитории
  • Расположение информации на странице: предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
  • Шрифты для заголовка – не менее 24; для информации – не менее 20; шрифты без засечек легче читать с большого расстояния; нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации; для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание; нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
  • Способы выделения информации: следует использовать: рамки, границы, заливку; разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстраций наиболее важных фактов.
  • Объем информации: не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений; наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
  • Виды слайдов: для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.

Рейтинговая оценка презентации:

  • Содержание: материал изложен в доступной форме; слайды представлены в логической последовательности; содержание каждого слайда отобрано качественно; наличие титульного слайда (тема, автор); поставлена цель, задачи; 40 баллов
  • Техническая часть: минимальное количество слайдов –15; вставка таблиц, графиков, рисунков; использование элементов анимации.40 баллов
  • Дизайн: дизайн не противоречит содержанию анимации; текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; анимационные эффекты не отвлекают внимания от содержания информации на слайде; отсутствуют орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.10 баллов
  • Элементы творчества и оригинальность: в презентации присутствуют авторские находки.10 баллов.
    • “5” - 80-100 баллов
    • “4” - 60-80 баллов
    • “3” - 40-60 баллов

Сдача и защита презентации:

  • Презентацию на проверку можно сдать в двух вариантах:
  • Презентацию представить на компьютерном диске (сдать вместе с ним).
  • Презентацию представить на флеш-карте, но в этом случае предоставить распечатанный вариант презентации в тонкой папке с файлами.
  • Защита презентации проводится на аудиторных занятиях, во время часов, отведённых на зачёты или дифференцированные зачёты.

Перечень практических заданий, выносимых на зачет (аудиторная контрольная работа)

  1. Разработать розетку в круге (концентрическую) в античном стиле; использовать элементы: “критская волна”, “пальметта”, “меандр”. Полихромное исполнение.
  2. Разработать композицию в круге в стиле “модерн”, безраппортный орнамент; использовать зооморфные мотивы; цветовой решение в пастельных тонах.
  3. Разработать орнамент в “египетском” стиле; использовать геометрическо - растительные мотивы (папирус, лотос); цветовое решение – ахроматическое.
  4. Разработать орнамент в “египетском” стиле; использовать геометрическо - растительные мотивы (папирус, лотос); цветовое решение – хроматическое.
  5. Разработать розетку в круге (концентрическую) в готическом стиле; использовать элементы: “крестоцвет”, “стрельчатая арка”. Полихромное исполнение.
  6. Разработать розетку в круге (концентрическую) в русском стиле; использовать элементы: “Птица Сирин “цветок “Крин”. Полихромное исполнение.
  7. Разработать розетку в круге (концентрическую) в византийском стиле; использовать зооморфные мотивы. Хроматическое цветовое решение. и т.д.

Методические указания к выполнению аудиторной контрольной работы (практическая работа – орнаментальная композиция)

Алгоритм выполнения:

  1. Выберите тему из списка предложенных;
  2. Подберите аналоги, соответствующие выбранной теме;
    1. Можно пользоваться не только печатными источниками, но и содержимым компьютера или Интернетом.
    2. Ознакомьтесь с аналоговыми изображениями, сделайте эскизные зарисовки.
  3. Используя информацию по выбранной темой, разработайте орнаментальную композицию (в соответствии с заданными техническими требованиями).
  4. Оформить титульный лист в соответствии с образцом.

Тестовые задания по дисциплине “Народный орнамент”.

Приложение 1

Приложение 2