Игровые технологии как средство формирования познавательных УУД обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа


Современное общество активно развивается в сфере науки и техники. Создаются новые информационные технологии, которые улучшают жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать “архитектором и строителем” образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

Поэтому я чуть подробнее хотела остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе при помощи игровых технологий на занятиях курса внеурочной деятельности “Умка”.

Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. Однако существует опасность психологической перегрузки детей, которые обязаны усвоить большой объем информации. И только через игру они способны к активному усвоению знаний без ущерба своему здоровью. Поэтому актуальность темы не вызывает сомнений. Эта общественная проблема является одной из важнейших в педагогике.

“Игра - важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра”. А.С. Макаренко

Игра – уникальный вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, воспитания нравственных качеств, развития творческих задатков.

В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр следует иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определённой системе и последовательности, с учётом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решают.

Игра и учёба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено, что “школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы”. В качестве таковых и выступают игры. Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок.

Давно доказано, что участие младших школьников в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Цель игр, проводимых на уроках в начальной школе, - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Игра – это одно из действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям в начальной школе.

Базовые понятия.

Игра — основной вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.

По мнению Д. Б. Эльконина (1978), “в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения”.

Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.

Технология (от др.-греч. ????? — искусство, мастерство, умение; ????? — мысль, причина; методика, способ производства) — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности. Технология, в узком смысле, это комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Виды универсальных учебных действий:

  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные

Личностные действия - система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами “Я и природа”, “Я и другие люди”, “Я и общество”, “Я и познание”, “Я и Я”, что позволяет ребёнку выполнять разные социальные роли (“гражданин”, “школьник”, “ученик”, “собеседник”, “одноклассник”, “пешеход” и др).

Регулятивные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты:

  • целеполагание
  • планирование
  • прогнозирование
  • контроль
  • коррекция
  • оценка
  • саморегуляция

Познавательные универсальные действия:

  • Общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; моделирование);
  • Логические (анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
  • Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Коммуникативные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.

Изучение научной литературы.

Формированию универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) учащихся посвящены работы А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А Карабановой, и др. Вопрос формирования у младших школьников умения учиться в контексте обсуждения проблемы самостоятельного эффективного выполнения различных видов учебной и внеучебной деятельности интересовал многих психологов и педагогов (Ю. К. Бабанского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. К. Маркову, С. Л. Рубинштейна, В. В. Репкина, Н. Ф. Талызину, Т. И. Шамову, Д. Б. Эльконина и др.) .

В настоящее время существует литература по формированию универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования c использованием игровых пособий.

При проектировании программы формирования универсальных учебных действий можно воспользоваться также следующими методическими материалами:

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. – 142 с.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
  3. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с.
  4. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.
  5. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1: учебное издание – М. : Просвещение, 2010. – 400 с.
  6. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2: учебное издание – М. : Просвещение, 2010. – 232 с.

Система работы с учащимися.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать её, осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.

Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями, я использую практически на каждом занятии.

Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.

Выбрать из нового главное и приемлемое для себя, научиться и научить пользоваться новыми технологиями, но не растерять самое главное и лучшее, что было в старой школе – вот задача современного творчески работающего учителя

Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на занятиях становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.

Курс “Умка” представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 11 лет.

Курс включает 135 занятий: одно занятие в неделю, 33 занятия за 1-й учебный год, 34 занятия со второго по четвертый класс. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Режим занятий:

  • Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.

Формы работы с детьми.

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
  • использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);
  • исследовательская деятельность учащихся;
  • экскурсии;
  • организация выставок;
  • участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах;

Система использования разнообразных форм работы с детьми способствует освоению учащимися содержания программы, давая необходимые представления о различных вариантах решения логических задач и заданий повышенного уровня. Приведу примерную тематику форм работы:

Содержание программы

1 класс

I. Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов).

II. Действия предметов (8 часов).

III. Элементы логики (5 часов).

IV. Сравнение (3 часа).

V. Комбинаторика (2 часа).

VI. Развитие творческого воображения (4 часа).

VII. Практический материал (3 часа).

2 класс

I. Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)

II. Сравнение (6 часов).

III. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа).

IV. Комбинаторика (4 часа).

V. Элементы логики (7 часов).

VI. Развитие творческого воображения (2 часа).

VII. Практический материал (3 часа).

3 класс

I. Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)

II. Сравнение (2 часа).

III. Комбинаторика (2 часа).

IV. Действия предметов (4 часа).

V. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)

VI. Элементы логики (10 часов).

VII. Развитие творческого воображения (2 часа).

VIII. Практический материал (4 часа).

4 класс

I. Сравнение (2 часа).

II. Комбинаторика (2 часа).

III. Элементы логики (11 часов).

IV. Развитие творческого воображения (11 часов).

V. Практический материал (3 часа).

Планируемые результаты.

1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

4. Научить развивать комплекс свойств личности, которые входят в понятие “творческие способности”.

5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

6. Научить перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Механизм оценки результатов. Диагностика.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  • стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся;
  • тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
  • итоговый контроль в формах: тестирование; практические работы; творческие работы; самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего “знания-незнания”.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.
Класс Форма диагностики Формы контроля Ответственный за выполнение
1 класс Входной тест.

Промежуточный тест.

Итоговый тест.

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся;

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах: тестирование; практические работы; творческие работы; самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего “знания-незнания”.

Классный

руководитель

2 класс Тест “Алгоритм”.

Тест “Сравнение”.

Тест “ Отношения”.

Итоговый тест.

3 класс Входной тест.

Тест “Классификация”.

Тест “Сравнение”.

Тест “Отношения”.

Итоговый тест.

4 класс Входной тест.

Тест “Отношения между понятиями”.

Тест “Язык и логика”.

Тест “Языковая логика”.

Конкурс эрудитов.

Результаты диагностических исследований школьников – положительная динамика сформированности познавательных УУД.

Приложение.

Список используемых источников.

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

2. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ Министерство образования и науки российской федерации.

3. http://psylib.org.ua/books/rubin01/ С.Л.Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К. А. Абульханова – Славская. СПб: Издательство "Питер", 2000.

4. http://www.pedlib.ru/ Эльконин Д. Психология игры. –– М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия Сам себе психолог").

5. https://urok.1sept.ru/

6. http://www.prosv.ru/

7. http://www.numi.ru/

8. http://www.zavuch.info/

9. http://pedsovet.org/