Формирование монологической речи учащихся на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание


Проблема развития речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Овладение речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться грамматически правильно излагать собственные мысли, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.

Обладая развитой монологической речью, учащиеся могут давать развернутые ответы на вопросы школьной программы; аргументировано и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов из учебников, художественных произведений.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации.

Главной задачей современной российской школы является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями.

В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Он должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эта важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках истории и обществознания.

По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания: монолог – сообщение; монолог – описание; монолог – рассуждение; монолог – повествование; монолог – убеждение. Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий.

Какими же основными речевыми навыками и умениями должны овладеть школьники на уроках истории и обществознания? Речь идет о формировании у учащихся следующих общепредметных коммуникативных компетенций:

1. Вдумчивого чтения; что необходимо для успешного усвоения предметов гуманитарного цикла. Учитель должен постоянно уделять внимание развитию у школьников читательских интересов и навыков чтения, анализу текста, поиску нужной информации в справочной, художественной литературе, составлению плана ответа по тексту, собственных вопросов к нему.
2. Устного диалога: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе. Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности, как ролевая или деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.
3. Групповая работа на уроках требует от ученика умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку зрения на различные вопросы, затронутые в дискуссии.
4. Монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и др.

Важным средством совершенствования устной связной речи является словарная работа. Она должна быть организована таким образом, чтобы дети не ограничивались механическим запоминанием, а знали значение слова, сферу его употребления. Любой урок начинается с объяснения слов, записанных в теме. Внимание к словам и понятиям помогает учащимся увидеть богатство русского языка, готовит их к правильному пониманию формулировок в тестовых заданиях. Словарные задания необходимо группировать по нарастающей сложности, с учетом того, что одни и те же виды заданий находят применение в различных классах: на все более сложном историческом материале.

К примеру:

1. Объяснить смысл и происхождение крылатых слов, выражений.
2. Подобрать синонимы.
3. Объяснить исторический смысл эпитетов.
4. Объяснить понятия, выраженные в иностранных терминах, через соответствующие им слова и выражения родного языка.

На уроках истории учащиеся должны научиться давать устную и письменную характеристику исторического лица, события, государства, выявлять причинно-следственные связи.

Значительную роль в формировании исторических знаний играют исторические источники: документы, научная литература и др. Использование их на уроках позволяет сделать изложение материала наглядным, учит детей мыслить, рассуждать, анализировать информацию. В современных учебниках истории и обществознания таких текстов много. Большое воздействие на речь учащихся оказывает язык исторических источников. Школьники учатся заимствовать оттуда существенные факты и выражения, пересказывать источник с сохранением его общего колорита.

Среди методов, которые помогают учителю истории и обществознания формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, учатся отстаивать собственное мнение.

Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; а также обучение навыкам диалогической и монологической речи, рассуждения, самостоятельного высказывания, развитие навыков общения в коллективе, воспитание положительных качеств личности, толерантного отношения к людям. К примеру: уроки обществознания в 9 классе по теме: «Религия и ее роль в современном мире».

Важнейшим условием эффективности учебной дискуссии является предварительная подготовка к ней учащихся, которая заключается в накоплении ими необходимых знаний. Без знаний дискуссия становится бессодержательной, а без умения правильно выражать мысли, убедить других она будет непривлекательной и запутанной.

Дискуссии обогащают содержание уже известного материала, помогают его усвоению и закреплению. Учителя они информируют о системе знаний учащихся, особенностях их мышления. Живой обмен идеями, мнениями, взглядами дает учащимся возможность познакомиться с различными точками зрения, учит внимательно слушать товарищей, аргументировано отстаивать свою позицию, оттачивать речь.

Речь школьника должна отвечать ряду общих требований, обладать рядом качеств, т.е. быть:

1. Содержательной – полно, конкретно, четко раскрывать тему во всех необходимых связях и отношениях, содержать необходимые оценки, выводы, обобщения.
2. Логичной – последовательно, доказательно раскрывать историческое содержание, следуя в основном логике источника; выводы должны обосновываться в процессе изложения фактов.
3. Богатой – по форме, по своим синтаксическим конструкциям, по словарному составу (в том числе и по употреблению исторических терминов), по применяемым языковым средствам (синонимам, образным выражениям и др.). Богатство речи подразумевает при изложении исторического содержания также систематическое обращение к языку исторических документов и литературных памятников эпохи.
4. Эмоциональной и выразительной – ярко и образно выражать мысли и чувства говорящего, его оценки событий и людей (посредством умелого отбора примеров, эпитетов, точных слов, интонаций).
5. Правильной – это подразумевает соблюдение норм русского литературного языка, чистоту речи – отсутствие слов-паразитов («вот», «значит», «это» и др.), жаргонных словообразований, правильное произношение и написание исторических терминов.

Именно речь в обучении истории выступает как одно из главных средств приобретения знаний и оперирования ими. В широком смысле работа по развитию речи означает в воспитание чувств, и развитие наблюдательности, воображения, ума. Лишь на этой основе формируется умение эмоционально, связно и последовательно выражать мысли и отстаивать убеждения.