Краткосрочный проект "Достопримечательности Москвы. Памятник «Дорогу утятам!»"

Разделы: Работа с дошкольниками


Участники: воспитатель, дети 2-й младшей группы “Фантазеры”, родители.

Актуальность проекта. К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должного внимания формированию у детей патриотических чувств. Поэтому, нравственно-патриотическое воспитание - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Данный творческий проект “Достопримечательности Москвы. Памятник “Дорогу утятам!” с созданием игрового макета из 4-х секторов будет полезен воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста. Реализация проекта способствует развитию патриотических чувств – любви к своему родному городу Москве, интеллектуальных, творческих способностей детей дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями, педагогами с использованием разнообразных техник изобразительной деятельности, новых технологий в обучении и развитии детей. Он знакомит детей с достопримечательностью Москвы – памятником “Дорогу утятам!”, способствует расширению представлений о жизни уток, развивает навыки рисования, лепки, объемной аппликации.

Для детей 2-й младшей группы интересно использовать разнообразные формы деятельности, закреплять полученные с помощью иллюстраций, опорных картинок, сюжетно-ролевых игр. Для эффективности целесообразно развивать коммуникативные навыки: чтение и обсуждение художественных произведений об утках (сказки Роберта Макклоски “Дорогу утятам!”. Владимира Сутеева “Цыпленок и утенок”...), разучивание новых загадок, стихотворений, считалок.

Продуктом проектной деятельности является макет, разделенный на 4 сектора:

  • 1-й сектор макета. “Пруд”
  • 2-й сектор макета. “Башни Кремля”
  • 3-й сектор макета - “Птичий двор”
  • 4-й сектор макета. “Дорогу утятам!”

Макет “Дорогу утятам!” может быть использован для дальнейшей игровой и познавательной деятельности.

Вид проекта: творческий.

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц).

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Методы, приемы: практические, наглядные, словесные (беседы, дидактические игры, художественное слово), проблемно-поисковые, исследовательские, сюрпризные.

Проблема – у детей выявлены недостаточные знания о достопримечательностях Москвы.

Цель - знакомство с достопримечательностями города Москвы, сообщение на доступном ребенку уровне знаний о жизни птиц – уток, формирование целостной картины мира, элементарных математических представлений, расширение кругозора у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Образовательные: содействовать расширению представлений детей о Москве – памятнике “Дорогу утятам!” и Кремле, жизни птиц – уток, формировать знания о взаимосвязи в окружающем мире “Живая и неживая природа”, закрепить математические представления (количество, сравнение, классификация), расширить кругозор у детей младшего дошкольного возраста.
  • Развивающие: развивать познавательную активность, творческие способности, слуховое и зрительное внимание, мышление, речь, моторику рук; навыки рисования, лепки, аппликации.
  • Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, гордость за свой любимый город, любовь к птицам, умение работать в коллективе.

Предполагаемый результат:

  • Создание картотеки детской и методической литературы.
  • Разработка эскизов макета “Дорогу утятам!”, рисунков по теме: “Утка с утятами”.
  • Обновление эстетического пространства группы.
  • Привлечение к работе над проектом родителей и детей группы.
  • Участие в Фестивале детско-родительских творческих проектов “Я люблю Москву!” в ДОУ.

Материалы для изготовления макета “Дорогу утятам!”: пластилин, цветная бумага, картон, гофрированная и креповая бумага, клей-карандаш и клей ПВА, гуашь, кисти, вода, природный материал для изготовления утиного гнезда (ветки, перышки, кусочки ваты), сборные макеты: Спасская башня и Никольская башня Кремля, Собор Василия Блаженного.

Этапы проектной деятельности:

Содержание Материалы
1. Чтение сказки Роберта Макклоски “Дорогу утятам!”, обсуждение. Сказка Р. Макклоски “Дорогу утятам!”, иллюстрации.

Приложение 1.

2. Просмотр фотографий и иллюстраций о жизни уток и утят. Фото и иллюстрации о жизни уток и утят.
3. Оформление тематической выставки “Утиное семейство”, рассматривание иллюстраций, книг с изображение уток. Выставка книг и иллюстраций “Утиное семейство”.
4. История создания памятника “Дорогу утятам!”. Фото с изображением скульптурной композиции. Вопросы и задания для детей. Приложение 2.
5. Создание макета проекта из плотных картонных листов (работа руководителя проекта). Макет из плотных ДВП-листов:

квадратный лист (для основания работы),

“крестовина” из двух прямоугольных пластин - для панорамы 4-х секторов.

6. Пластилинография “Утиные дорожки”. Оформление нижней части макета. Пластилин, кварцевый песок.
7. Работа по лепке из пластилина. Тема: “Утка и утята” Пластилин, доски для лепки, стеки.
8. Рисование по сюжету сказки. Гуашь, кисти, вода, цветные карандаши, листы бумаги.
9. Практикум “Как свить гнездышко?” Природный материал для изготовления утиного гнезда (ветки, перышки, кусочки ваты).
10. Практическое задание.

Раскрашивание “Утята”.

Раскраски с утятами, цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги.
11. Связь с ФЭМП. Практическое задание “Шаги утят” Задания на формирование элементарных математических представлений.
12. 1-й сектор макета- “Пруд” Пластилин, кварцевый песок.
13. 2-й сектор макета- “Башни Кремля” Сборные макеты: Спасская башня и Никольская башня Кремля, Собор Василия Блаженного.
14. Лепка из пластилина “Деревья и ели”. Пластилин зеленого и коричневого цветов.
15. 3-й сектор макета - “Птичий двор”

1) Аппликация “Курица с цыплятами”.

2) Аппликация ““Гуси–лебеди”.

3) Лепка “Домик для птиц”

4) “Лужайка с цветами”

Цветная бумага, картон, гофрированная и креповая бумага, клей-карандаш и клей ПВА.
16. 4-й сектор макета. “Дорогу утятам!” Фотографии с изображением Новодевичьего монастыря формата А3, пластилиновые фигурки утки и утят, деревья, кварцевый песок.
17. Сюжетно-ролевая игра “Птичий двор” Макет “Дорогу утятам!”
18. Чтение художественной литературы. Загадки и рассказы о жизни уток.
19. Динамические паузы.  
20. Презентация проекта – макет “Дорогу утятам!” Макет “Дорогу утятам!”
21. Участие в Фестивале детско-родительских творческих проектов “Я люблю Москву!” в ДОУ. Участие детей в защите проекта. Итоги проекта.

Ход проекта

1. Чтение сказки Роберта Макклоски. “Дорогу утятам!”. <Image 2>

Фото см. в приложении.

Перед чтением сказки (см. приложение 1) предложить детям найти ответы на вопросы:

  • Почему сказка “Дорогу утятам!” имеет такое название?
    После чтения сказки можно провести обсуждение с помощью наводящих вопросов:
  • Почему главные герои сказки миссис Кряква и мистер Селезень так долго выбирали место для постройки гнезда?
  • Почему утки выбрали место для гнезда в городском парке?
  • Миссис Кряква и мистер Селезень подружились в Бостоне с Майклом.
  • Кто он был по профессии?
  • После рождения утят семейство решило сделать первое путешествие на остров. Что случилось с уткой и утятами по дороге?
  • Предложить детям вспомнить и рассказать:
  • Как люди в сказке относились к семейству уток?

2. Просмотр фотографий и иллюстраций о жизни уток и утят.

Предложить детям рассмотреть и иллюстрации по темам: “Из жизни уток и утят”, “Утки переходят дорогу”, “Утенок-бегун”. Обсуждение с детьми просмотренных материалов: как утки приспособлены к окружающей среде?

3. Оформление тематической выставки “Утиное семейство”, рассматривание иллюстраций, книг с изображение уток. <Image 3>, <Image 4>

4. История создания памятника “Дорогу утятам!”. Вопросы и задания для детей. Краткий рассказ педагога об истории памятника. Обсуждение с детьми вопросов о местонахождении памятника, его особенностях. Название памятника “Дорогу утятам!” совпадает с названием сказки. Предложить другое название для этого необычного памятника. Объяснить, почему? (При обсуждении выслушать мнение каждого ребенка. См. приложение 2)

5. Создание макета проекта из плотных ДВП-листов (работа руководителя проекта).

Макет из плотных ДВП-листов включает в себя две составные части:

- квадратный лист (для основания работы),

- “крестовина” из двух прямоугольных пластин - для панорамы 4-х секторов.

6. Пластилинография “Утиные дорожки”. Оформление нижней части макета. Воспитатель вместе с детьми выполняют работу по пластилинографии – лепят цветные пластилиновые дорожки. Украшают их кварцевым песком. <Image 5>, <Image 6>

7. Лепка “Утиная семья: селезень, утка и утята”. Выполнить лепку фигурок утки и утят из пластилина.

<Image 7>, <Image 8>, <Image 9>, <Image 10>, <Image 11>

8. Рисование по сюжету сказки.

Рисование по сюжету сказки может проводиться во время самостоятельной деятельности детей. Показать детям иллюстрации книги в Америке. Так как книга в России до сих пор не издавалась, предложить детям создать самодельную книжку в картинках. Можно обсудить, какие события этой сказки могут быть изображены на рисунках. Дети могут самостоятельно выбрать эпизоды, которые им запомнились больше всего, и сделать рисунки для будущей книги. Затем из готовых рисунков дети все вместе составляют по сюжету книжку в картинках.

9. Практикум “Как свить гнездышко?” ( Вариант – творческое задание детям и родителям). Сюжетно-ролевые игры. <Image 12>, <Image 13>

По сюжету сказки утка и селезень создают гнездо для будущих утят. На практикуме можно узнать, как выглядит гнездо для птенцов. Затем сделать его самостоятельно. Гнездо можно использовать при организации различных самостоятельных сюжетно-ролевых игр: “Кормление птенцов”, “Птенец потерялся”, “Прогулка к озеру” и т.д. Дети могут вылепить из пластилина яички, утят, маму-утку и папу-селезня. Для игры могут быть использованы как игрушки, так и предметы-заместители.

10. Практическое задание. Раскрашивание “Утята”.

Дети дошкольного возраста знакомы с раскрасками. Можно предложить детям создать самодельные раскраски по теме сказки. Обсудить с детьми, что общего у всех раскрасок, и как они создаются. Сначала дети могут выбрать и раскрасить уже готовые раскраски уток и утят. Затем предложите им создать шаблоны для будущих раскрасок. Обсудить с детьми, какие сюжеты можно изобразить на шаблонах? Каких персонажей будут изображать дети? Возможно, это могут быть сюжеты из прочитанной сказки “Дорогу утятам!”. Итогом работы станет выставка самодельных раскрасок “Утята”.

11. Практическое задание “Шаги утят”

Памятник Дорогу утятам" необычен тем, что у него отсутствует постамент-возвышение, а фигуры скульптурной композиции - утки и утят располагаются прямо на аллее сквера. Дети могут переставлять пластилиновые поделки, рассмотреть их, выполнить ряд математических заданий.

Задания для детей:

- на формирование элементарных математических представлений (ориентировка в пространстве): счет, сравнение по форме, цвету, величине;

- Спросить, какие утята делают шаг, а какие нет. Предположить, почему? Посчитать: сколько утят остановилось, сколько делают шаг? Какие они по счету от мамы-утки? (на развитие внимания и мышления).

12. Первый сектор макета - “Пруд”.

Пластилинография + рисование кварцевым песком.

<Image 14>, <Image 15>, <Image 16>

13. Второй сектор - “Башни Кремля”. Собрать макеты башен Кремля: Спасской и Никольской - из картонного строительного материала (делает руководитель проекта), бумажную модель Собора Василия Блаженного. Установить их на макете, рассказать об этих замечательных архитектурных сооружениях.

<Image 17>, <Image 18>

14. Лепка из пластилина. “Деревья и ели”. Рассказать детям, что наш город богат растительностью; много парков, аллей, цветников... Предложить слепить силуэты деревьев и елей из зеленого и коричневого пластилина.

<Image 19>

15. Третий сектор макета - “Птичий двор”

1) Объемная аппликация “Курица с цыплятами”. Дети на зеленый картон наклеивают комочки смятой желтой креповой бумаги, формируют туловище курицы и цыплят из отдельных частей. <Image 20>

2) Объемная аппликация “Гуси–лебеди”.

Дети на картон наклеивают комочки смятой белой салфетки, формируют туловище гусей и лебедей из отдельных частей. <Image 21>

3) Лепка. “Домик для птиц”. Дети из коричневого пластилина раскатываю “бревнышки”, с помощью взрослого лепят домик для птиц.

<Image 22>, <Image 23>

4) Пластилинография “Лужайка с цветами”

<Image 24>, <Image 25>

16. Четвертый сектор макета - “Дорогу утятам!”

Наклеить фотографии с изображением Новодевичьего монастыря формата А3 на “крестовину” из картона для создания реальной панорамы – достопримечательности Москвы. На пластилиновой дорожке разместить пластилиновые фигурки утки с утятами.

<Image 26>, <Image 27>

17. Сюжетно-ролевая игра “Птичий двор”. Воспитатель предлагает разыграть сюжет – утка с утятами приходят на птичий двор к курам и гусям. Предложить детям пофантазировать: как они будут знакомиться, двигаться, издавать звуки, как себя вести... Обыграть сюжет с игрушками. <Image 28>, <Image 29>

18. Чтение художественной литературы: загадки, стихи, считалки, скороговорки про утку и утят.

19. Динамические паузы: физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, подвижные игры.

20. Презентация проекта – макет “Дорогу утятам!”.

Вот и готов макет: яркий и красочный!

<Image 30>, <Image 31>

21. Фестиваль в ДОУ “Я люблю Москву!”. Участие детей в защите проекта.

Участниками Фестиваля творческих проектов в ДОУ “Я люблю Москву!” были команды воспитанников разных возрастных групп, а также семейные команды. Количество участников каждой команды: от 2 до 7 человек. Семейные команды и группы детей представляли проекты из разнообразных конструкторов, строительного, природного и бросового материалов. Презентация проводилась в виде творческого представления. Представляли проекты дети-дошкольники при поддержке воспитателей и членов семьи. Для оценки участников Фестиваля было создано жюри, в состав которого входили педагоги и представители родительской общественности. <Image 32>, <Image 33>

Презентация о проделанной работе Приложение 3.

Итоги проекта.

В ходе краткосрочного творческого проекта дети стали иметь представление о достопримечательности Москвы – скульптурном памятнике “Дорогу утятам!” в парке “Новодевичьи Пруды”, получили новые знания о жизни птиц – уток, расширили представления о целостной картине окружающего мира, закрепили навыки по изобразительной деятельности (рисованию, пластилинографии, лепке из пластилина, аппликации и ручному труду) элементарные математические представления (ориентации в пространстве, счета, классификации по определенному признаку...), проявили познавательную активность и творческие способности, умение взаимодействовать в коллективе.

Команда нашей группы была награждена почетной грамотой за победу в номинации “Самый дружный проект” в рамках Фестиваля творческих проектов “Я люблю Москву!”.