Праздник «Югорский край – заветный край России» (старшая - подготовительная группа)

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • Побуждать интерес и любовь к родному краю;
  • Знакомить с природой родного края, формировать экологические знания детей;
  • Развивать кругозор, мышление, речь.
  • Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе.

Методы: наглядные, практические, словесные.

Приемы: игровая мотивация, показ, поощрение, сюрпризный момент, музыкальное оформление.

Оборудование: музыкальный центр и аудиокассеты с записями ханты-мансийских мелодий, пением птиц; хантыйские костюмы, лукошко.

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети входят в зал: старшая группа змейкой, подготовительная группа выполняет перестроения – сначала в 2 круга, затем в 4, потом делают один общий круг и цепочкой садятся под песню “О родной сторонке” муз. С.Скоморохова.

Ведущая: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительно богатому краю, где живут коренные жители: ханты и манси, и где живем мы с вами. Это Югорский край. Есть такая легенда:

“Давным-давно, в сказочное время, Птица-легенда поспорила с Вещим вороном. Он летел на белоснежных крыльях и был белее первозданного снега. Заспорили о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли в облака – и в путь. Молча летел Вещий ворон, упорно, а Птица-легенда заливалась песнями. Нипочем ей были не белый ветер, ни черная гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу. Почернел от зависти черный ворон, тяжело опустил черные крылья. А Птица-легенда до наших дней долетела, песнь с собой принесла, а в ней – жизнь, летящая на могучих крыльях времени”.

Звучит мелодия хантыйской песни.

Ведущая: А принесла нас эта песня в край дивный – край Утренней Зари, где живут истинные знатоки и ценители природы, отличные рыбаки и охотники, ханты и манси.

Девочка хантыйка:

Посмотрите, какая славная зима!
Все тропинки запорошила она
Побегу я в чисто полюшко сама,
Вихрем в танце закружусь я дотемна.

Хантыйский танец (хантыйская мелодия)

Ведущая: Итак, отправляемся в путешествие по удивительному Югорскому краю – краю белых ночей, глухариной песни, шелеста зеленых иголок пятистолетнего красавца тайги – кедра.

“Песня о родной сторонке” муз. Н.Николаева

(опять звучит ханты-мансийская мелодия, входит Хозяйка тайги)

Хозяйка тайги: Югорский край – заветный край России, земля легенд и сказок старины. В твои просторы, зори молодые мА с детских лет всем сердцем влюблены. Как добрый друг, хозяйка той земли, я вам в пути поддержку обещаю и в край югорский всех я приглашаю. Добро пожаловать, дорогие друзья! Кому как не мне, Хозяйке тайги, хорошо знать землю моих предков, моих народов: ханты и манси. Трону одну струну и задумаюсь: что волнует мои народы? Трону другую струну и думаю: возможно ли спасти природу, ее красоту? Трону третью струну – течет подводная река – Обь, рыба над струями плещется. А небо? Небо белой ночи звенит от полета уток, гогота гусей. Тронешь струну и задумаешься: как обо всем этом вам рассказать? Может сказки помогут? Ведь в них глаза народа! А может песни помогут? Ведь в них душа народа! Трогаю струну и решаю: сказка, пой о жизни моего края! Лейся, песня!

“Песня каюра” муз. Н.Николаева

Ведущая: И привела нас, ребята, в величавую красавицу тайгу.

1.

В тайге поскрипывают ели,
Смола стекает словно мёд.
Вдруг шишка, сорванная ветром,
Как птенчик, на ладонь порхнёт.

2.

Дождь прибежит с далёких сопок
И зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок
Побродим по тайге с тобой!

3.

И поглядим, в дуплах, норах
Кто гнёзда на вершинах вьёт,
Кто в синих прячется озерах
И в речках медленных живет.

Ведущая: Ребята, очень много животных обитает в наших лесах. Отгадав загадки, мы вспомним, кто они:

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в жизни этот зверь. (Рысь)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

 Над шапками кустарника дерево плывёт.
На чьей же голове оно уютно так растёт?
Откроет нам поляна лесного великана. (Лось)

Что за зверь зимой холодной
Ходит в чаще злой, голодный? (Волк)

Чуток, строен и высок, гордо голову несёт,
От рогов густая тень. Вот красивый зверь... (Олень)

Юркий маленький зверек
С ветки прыг, на ветку скок. (Белка)

Есть в реке работники – не столяры, не плотники,
А выстроят плотину – хоть пиши картину. (Бобры)

Трусоват лесной красавец.
Догадались? Это... (Заяц)

Длинный хвостище, а сама - хитрища. (Лиса)

Словно ёлка, весь в иголках. (Ёж)

Ведущая: - А какие животные еще живут в наших лесах?

Хозяйка тайги: Ребята, слышите (звучат голоса птиц) какая музыка звучит в лесу? Слушая ее можно подумать, что все звери и птицы родились на свет певцами и музыкантами. Может так оно и есть: Ведь музыку любят все, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть. Вот послушайте голоса птиц...

Ребёнок:

Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сети.
Не держу их дома в клети.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я.

Викторина

Ведущая:

Вы на карту посмотрите
И Таёжный там найдите,
Потому что здесь наш дом:
Мы на Севере живём.

Частушки

Наш спортсмен Дементьев Женя,
Отправлялся на турнир.
И прославил он, ребята,
Наш Таежный на весь мир!

Тетя Катя есть в Таежном,
У нее цветущий сад.
Это знают все в районе,
Её видеть каждый рад

Бабушки в поселке есть,
Что не можно глаз отвесть.
Они пляшут и поют,
Словом весело живут!

Леспромхоз в поселке есть,
Славы не убавилось,
Все невзгоды пережил,
Стабильности прибавилось!

Ну, и школа есть в поселке
Много в ней отличников.
Всё они на свете знают,
В институты поступают!

Хозяйка тайги:

Будет день такой, что любо!
Сразу тундра ожила.
И спешат навстречу людям
И заботы и дела.

Пастухи поедут в стадо,
Ладит снасти рыболов,
А рыбацкая бригада
Привезла большой улов.

- Ребята, какие рыбы водятся в реках нашего края?

- А какие ягоды растут на болоте?

- А в тайге?

Ребёнок:

В лес бежим мы по тропинке мимо сосен и берёз,
А в руках у нас корзинки для морошки и грибов.

Песня “Морошка”

Ведущая: Ребята, а вы можете отличить ядовитый гриб от съедобного? Давайте поиграем. Если я назову съедобный гриб – вы хлопаете, несъедобный, ядовитый – вы топаете.

Ребёнок:

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не нужно никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

“Сибирский хоровод” муз. А.Филиппенко

Хозяйка тайги: Кто не бывал в тайге Югры, я приглашаю вас сюда.

Сейчас она не снежная пустыня –
Полюбите наш край наверняка.
Мы ждем, друзья! И вовсе не беда,
Коль встретит вас неласковая вьюга,
В любой зайдите дом и чум – вас ждут всегда
Гостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд:
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!

Упражнения с цветами под песню “Гимн Югре” муз. С.Скоморохова