Проект «Сергиево-Посадский район в годы Великой Отечественной войны»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)


История - наука о прошлом, один из наиболее значимых предметов в курсе образования, формирующий мировоззренческие основы современного учащегося. При всей масштабности событий истории человек особенно выделяет те данные, которые может персонифицировать, связать с историей свой семьи, своего края. Поэтому так важен в нашем курсе изучения истории такой региональный компонент как “История края” (в данном случае “История Московской области”), в ходе изучения которого в 2015 году был осуществлен проект “Сергиево-Посадский район в годы Великой Отечественной войны”. В процессе изучения курса “История Московской области” учащиеся 8-х классов, узнав роль Сергиево-Посадского района в истории нашей области и страны, подняли вопрос об участии района в Великой Отечественной войне. На территории района боевые действия не велись, поэтому общей информации о работе тыла Московской области учащимся оказалось недостаточно. Так из запроса восьмиклассников и был создан проект “Сергиево-Посадский район в годы Великой Отечественной войны”. В ходе реализации проекта учащиеся 8-х классов (региональный компонент включен в программу восьмого класса), изучив тему, в творческой форме викторины познакомили с ней остальных гимназистов.

Цель:

  • изучение истории края как часть истории человечества в годы Великой Отечественной войны
  • патриотическое воспитание учащихся
  • развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся
  • совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного

Участники проекта: учащиеся Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского

Порядок реализации проекта:

Учащиеся получают предварительное задание по теме.

Перед ними ставятся задачи:

  • создать группу (4-5 человек);
  • выбрать направление работы и сформулировать тему;
  • распределить функции в группе, поставить цель и сформулировать задачи;
  • поиск и обработка информации;
  • выбор формы проведения викторины;
  • анонсирование события;
  • представление учащимся гимназии информации по теме викторины для предварительной подготовки;
  • проведение викторины;
  • анализ работы группы, подведение итогов.

Роль учителя: заинтересовать учащихся проблемой, дать внутреннюю мотивацию процессу работы над темой, организовать совместную работу с библиотекой, краеведческим музеем, помочь в организации групп, объяснить принципы коллективной деятельности. Учащиеся сами выбирают тему своей работы, учитель может помочь в её формулировке, но не вмешивается в выбор, который отвечает внутренней мотивации группы.

Темы, сформулированные гимназистами в 2015 году:

  • Заводы Загорска в годы войны (в 1991 году город Загорск переименован в Сергиев Посад)
  • Жизнь школьников во время Великой Отечественной войны
  • Загорский тыл в годы Великой Отечественной войны
  • Фронтовики школы РККА (Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского открылась на базе школа имени РККА)
  • Военный Загорск в произведениях культуры (Приложение 1; Приложение 2)
  • Их имена носят улицы
  • Первая Ударная Армия (создана в годы войны в Загорске)
  • “У войны не женское лицо”
  • Памятники Великой Отечественной войны в Сергиево-Посадском районе
  • Медучреждения Загорска в годы Великой Отечественной войны
  • Школа РККА в годы Великой Отечественной войны

Также группа выбирала форму проведения викторины. Для сбора материала были привлечены такие информационные ресурсы, как воспоминания ветеранов, архив и библиотека МБОУ “Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского”, библиотека имени А.Горловского, краеведческий музей. Накануне проведения викторины группы анонсировали свои темы, предложив желающим гимназистам на основании предоставленных организаторами материалов и ссылками на информационные ресурсы предварительно подготовиться. Викторина проводилась без привлечения административных ресурсов, т.е. была не обязательным школьным мероприятием, а сугубо добровольной для учащихся. Восьмиклассники сумели привлечь учащихся 7-11 классов (обучение в гимназии начинается с 7-го класса) к участию в викторине посредством создания ситуации интереса к проекту. Этот факт является свидетельством актуальности темы проекта, отвечающего не только требованиям современного исторического образования, но и внутренней потребности наших школьников. Проведение викторины начиналось с объявления организаторов о количестве соревнующихся команд (они тут же создавались из пришедших на викторину учащихся), остальные учащиеся входили в команду болельщиков, и правил проведения викторины. Получив вопрос, команды обсуждали ответ, давали его обоснование. По окончании викторины для участников подводили итоги, а для организаторов викторины работа заканчивалась анализом их деятельности (Приложение 3). Собранные в ходе реализации проекта материалы станут дополнением к курсу “История Московской области”.

Этот проект, созданный в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, способствовал активизации интереса учащихся к истории края и страны, соотнесению всеми участниками проекта полученных знаний по истории края в годы Великой Отечественной войны и того, что они узнали на уроках истории России. Проект способствовал дальнейшему развитию личностных и учебных компетентностных навыков. На базе проекта создана инициативная группа учащихся по сбору воспоминаний ветеранов и созданию фильма.