Технологическая карта урока по теме "Площадь. Формула площади прямоугольника"

Разделы: Математика


Класс 5

Базовый учебник Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Я.Виленкин и др. - 33-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. – 280 с.: ил.

Цель урока: формировать представление о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам: S = a * b и S = a2; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД):

  • научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: “площадь прямоугольника”, “площадь квадрата”, вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней, вычислять площади квадратов и прямоугольников по формулам. Решать задачи, используя свойства равновеликих фигур.

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

развивающие (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Организация деятельности учащихся на уроке:

  • самостоятельно выходят на проблему и решают её;
  • самостоятельно определяют тему, цели урока;
  • работают с текстом учебника;
  • работают с технологической картой при выполнении заданий;
  • отвечают на вопросы;
  • решают самостоятельно задачи;
  • оценивают себя и друг друга;
  • рефлексируют.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта), электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Структура и ход урока

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики?

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика!

Проводит инструктаж по работе с технологической картой: На столах у вас лежат листочки Они называются технологическими картами. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено верно, то вам необходимо в квадрат, находящийся справа от задания, поставить знак “+”. Те из вас, кто решит задания быстрее класса, могут заработать дополнительную оценку, выполнив задания на отдельном листе (приложение 2)

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с технологической картой.

II. Актуализация знаний.

1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: (слайды 2-11). Презентация.

Задание может быть заменено на работу по карточкам по вариантам задания типа №2-3

2. Мотивация

Чем мы занимались на прошлом уроке?

Зачем нам надо уметь находить периметр прямоугольника?

3. Задача на нахождение периметра прямоугольника (слайды 2,3).

Составьте выражение для нахождения периметра прямоугольника, запишите в тетрадь.

Что необходимо знать, чтобы найти периметр прямоугольника?

А что такое квадрат?

Что известно о сторонах квадрата?

Как найти его периметр?

4. Сегодня мы продолжим работу с прямоугольниками.

Чтобы узнать о чем пойдет речь на уроке разгадаем кроссворд. (слайд 12)

Какое слово получилось?

1 Учащиеся решают примеры устно.
  1. 39 и 13 = 3 (: )
  2. 240 и 40 = 6 (: )
  3. 23 и 14 = 9 (- )
  4. 60 и 5 = 12 ( :)
  5. 150 и 10 = 15 (: )
  6. 400 и 382 = 18 ( -)
  7. 90 и 69 = 21 (- )
  8. 18 и 9 = 27 ( +)
  9. 17 и 2 = 34 ( *)

2. Отвечают на вопросы:

Рассматривали формулы и фигуры, четырехугольники, находили периметр прямоугольника, квадрата

Чтобы использовать в жизни: в строительстве, в сельском хозяйстве, дома и т.д.

3.Решают задачу на нахождение периметра.

(6 + 4) * 2 = 20 (см)

Ответ: 20 см периметр прямоугольника.

Р = (а + b) * 2

Длины его сторон (длину, ширину).

Квадрат это прямоугольник у которого все стороны равны.

Стороны квадрата равны.

Р = 4 * а

4. Разгадывают кроссворд.

  1. Сумма длин сторон геометрической фигуры; (периметр)
  2. Инструмент для измерения длины отрезка; (линейка)
  3. Правило, записанное с помощью букв; (формула)
  4. Пройденный путь; (расстояние)
  5. Арифметическое действие. (деление)

Площадь

III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.

1.У любой фигуры можно найти площадь. Квадрат со стороной 1 см имеет площадь равную 1см2.

(слайд 16) .

Чему равны площади фигур на рисунке?

№712 (слайд 17)

(слайд 18) Прямоугольник разбит на клетки со стороной 1см. Найдите его площадь.

Как вы нашли его площадь?

Можно ли таким способом найти площадь стены комнаты, школьного стадиона?

Всегда ли удобно для нахождения площади прямоугольника разбивать его на клетки 1х1см?

Проблема: как найти площадь прямоугольника, не расчерчивая его на квадратные сантиметры?

Что вы заметили? Как можно решить задачу, не подсчитывая число квадратных сантиметров?

Какие измерения необходимо выполнить для нахождения площади прямоугольника?

Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока?

Подсчитывают площади фигур на рисунке, считая квадратные сантиметры.

 

 

Площадь прямоугольника равна 24 см2.

Посчитали клеточки.

 

 

 

 

Делают вывод: площадь можно найти, умножив длину прямоугольника на его ширину.

Площадь можно найти по формуле: S = a · b

Измерить длину и ширину прямоугольника.

Цель урока: научиться находить площадь прямоугольника.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

- Итак, тема нашего урока созвучна, цели урока намечены и понятны.

- Как называется тема нашего урока?

Записываем ее в тетрадь.

- Повторим, как найти площадь прямоугольника, что нужно знать?

Запишите формулу для нахождения площади прямоугольника.

Отвечают на вопросы:

 

Тема урока: Площадь. Формула площади прямоугольника”.

- Чтобы найти площадь прямоугольника надо знать его длину и ширину.

- S = ab

V. Первичное усвоение новых знаний.

Решите самостоятельно задачи. Направляет работу учащихся. (слайд 21, 22)

Решают самостоятельно задачи в тетрадях № 712 и № 716. Обмениваются тетрадями и проверяют решение.
VI. Физминутка.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки, улыбнитесь веселей!

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
VIII. Подведение итогов урока.

-Какую задачу мы ставили на уроке?

-Удалось решить нам поставленную задачу?

-Каким способом?

-Какие получили результаты? По каким формулам находятся площадь прямоугольника и площадь квадрата?

-Что еще нужно сделать?

-Где можно применить новое знание?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем еще нужно поработать?

-Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов (“+”). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями):

- Поднимите руку, кто получил “5”, “4”, “3”.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.

Отвечают на поставленные вопросы.

Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев.

Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сегодня мы говорили о площади прямоугольника. На следующем уроке мы будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.18 на стр.108 и решите № 737, 738.

Спасибо за работу на уроке!

Учащиеся внимательно слушают.

Всем: п 18, с 108, выучить формулы.

X. Рефлексия.

- Кто работал на уроке лучше всех?

- Кому еще надо стараться?

- С каким настроением вы уйдете с урока?

Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока.