Рейтинг@Mail.ru

Контрольно-оценочная деятельность младших школьников как основа формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Контроль и оценка составляют
основу успешности обучения.
С.Т.Шацкий

Введение.

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать с первого класса. Практика показывает низкий уровень развития умений самооценивания у большинства школьников. Среди учеников, оканчивающих начальную школу, выявлено только 10% детей, обладающих умениями самооценивания в учебной деятельности. Причину данного явления мы видим в том, что оценка как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно оценивать её. Поэтому, по словам Ш.А. Амонашвили, отметка становится для одних детей “доброй феей, а для других – Бабой Ягой”. (слайд  № 1)

Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи. Образовательная система Эльконина-Давыдова предполагает безотметочное оценивание, что означает отказ учителя от всех типов отметок, выставляемых ребенку по результатам выполнения им какого-либо задания. Вместе с тем учитель должен постоянно работать с самооценкой детей. "Есть основания думать – писал Д.Б. Эльконин, - что рациональнее всего в начальной школе начинать формирование самостоятельного контроля”. Новые образовательные стандарты ещё раз подчёркивают актуальность вопроса. Если раньше основной целью обучения было формирование предметных ЗУН, то новые стандарты в основу ставят общеучебные умения. (слайд № 2)

Актуальность выбранной темы.

Тема эта актуальна, потому что в 1 классе образовательный процесс осуществляется по безотметочному принципу. Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной, адекватной самооценки. В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка, как и завышенная, мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбирать интересные занятия. (слайд № 3)

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

По моему мнению, самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть. Для этого мне, как учителю необходимо знать, как правильно формировать самооценку, для этого ищу методы и пути, для того, чтобы помочь ребёнку в развитии дифференцированно и адекватно контролировать собственные учебные действия, самооценку и взаимооценку. (слайд № 4)

Поэтому, цель моей педагогической концепции: формирование контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться). (слайд № 5)

Задачи:

1. Выстроить систему оценивания, которая не имеет травмирующего характера, сохраняет интерес к обучению, снижает психологический дискомфорт, тревожность.

2. Создать условия для формирования у школьников оценочной самостоятельности.

3. Учить приобретать новые знания так, чтобы мои выпускники могли ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

4. Создавать на уроке условия, способствующие становлению и развитию таких личностных проявлений, как самостоятельное целеполагание, развитая рефлексия, адекватная самооценка, гибкое мышление.

5. Развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их исправления. (слайд № 6)

Ученику должно быть понятно: что и каким образом будет оцениваться. Более того, ученик должен выступать как полноправный субъект оценочной деятельности, что обеспечит формирование его самооценки как универсального учебного действия.

Самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой, самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля. Самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что проверяется, контролируется. Самоконтроль предполагает наличие эталона, т. е. того, что должно быть в идеале. При формировании самооценки можно применять эталон, который может быть в различных формах: устной, письменной, графической. (слайд № 7)

Итак, на каких этапах, в какое время и когда я должна дать образец самооценки и самоконтроля так, чтобы это не выглядело навязыванием? Формирование самооценки на моих уроках происходит при помощи самоанализа собственной учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для их достижения. Главная моя задача – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика.

Приемы оценочной деятельности, используемые мною на уроке при безотметочном обучении:

“Смайлики” с их использованием отрабатываются умения оценки по критериям (правильно, аккуратно, соответствует теме).

“Лесенка” - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

“Волшебная линеечка” - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;

“Светофор или радуга” - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: жёлтый– я умею сам, зелёный– я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.

Мобильный класс” - оценивание выполнения задания при помощи компьютера, это так называемая независимая оценка, где ученик испытывает наивысшее удовлетворение от выставляемой ему оценки, и не держит обиды ни на кого.

Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - “Умница!”, “Молодец!”, “Отлично!”, если есть маленькие недочёты – “Хорошо” и т.д.

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью “Листов учебных достижений”, “Карты знаний”, “Портфолио ученика”, “Тетради открытий”. Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных инструментариев учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на четверть.

Рассмотрите примеры учебных ситуаций, использование которых позволяет формировать УУД на уроках русского языка. Обратите внимание, что все действия, должны быть сформированы у ребенка, т.е. взрослый учит его контролировать и оценивать свои действия, составлять план своих действий, определять цели своей деятельности.

Приемы, направленные на формирование УУД

Ситуация успеха на уроках обучения грамоте и письму

Прием используется только на подготовительном уровне при оценке письменных работ в первую учебную неделю. Учитель подчеркивает правильные написания в тетрадях учащихся, используя зеленые чернила, устно отмечает индивидуальные достижения, подтверждая или создавая положительную общую самооценку первоклассника, закрепляя право на ошибку, снимая страх перед проведением оценивания.

Например, на уроке обучения грамоте после изучения темы “Слово и предложение” учитель обращается к ученику: “Вчера мы дополняли рисунок, и ты смог аккуратно дорисовать только 3 карандаша, а сегодня ты правильно и точно достроил забор. Молодец! Думаю, завтра у тебя тоже все получится”. В сентябре учитель не оставляет ученика наедине с ошибкой. Например, учащийся неправильно поставил ударение, учитель соглашается с этим мнением: “Да, я тоже так думаю, кто с нами согласен? А кто думает иначе?”. Если в классе не возникает возражений, тогда учитель предлагает проверить, еще раз “позвать” слово.

Ретроспективная самооценка письменных работ по русскому языку

Формирование ретроспективной самооценки на подготовительном уровне начинается с помощью “линеечек” – инструмента небаллированной оценки, разработанной Г.А. Цукерман на основе классического метода измерения самооценки, созданного Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн. Например, после написания первого диктанта, в котором учащимся необходимо было записать буквы и слоги, учитель подчеркивал зелеными чернилами правильные написания и рисовал на полях “линеечку”. На следующем уроке обращался к ученикам: “Будем учиться себя оценивать: поставьте крестик на самом верху “линеечки”, если все буквы и слоги вы записали верно, в самом низу, если все буквы и слоги записаны неправильно”. Проходя по классу, учитель оценивает выполнение задания, проводит индивидуальную работу с детьми с завышенной и заниженной самооценкой: “Андрей, посмотри, ты поставил крестик на самом верху, но у тебя было 6 ошибок, значит, твоя работа еще не идеальна, крестик нужно поставить посередине. Тебе нужно поучиться правильно себя оценивать”. В некоторых случаях самооценка обсуждалась с классом: “Посмотрите, Марина допустила одну ошибку, а все остальное записала верно, а крестик поставила посередине “линеечки”. Правильно ли это?”.

После освоения способов работы с “линеечкой” учащиеся переходят на следующий уровень – сопровождающий. Учитель определяет, что необходимо оценить, предлагает эталон для сравнения; учащиеся осуществляют самооценку самостоятельно. Например, учащимся предлагается составить схемы трех слов, после выполнения задания ученики самостоятельно проверяют выполнение (правильные ответы даны на карточках), оценивают правильность выполнения с помощью “линеечки”.

Ретроспективная самооценка осуществляется не только с помощью “линеечек”, так, при оценивании орфографических диктантов (слова на одну, позднее – на несколько орфограмм) со второго класса можно предложить учащимся работу с таблицей, в которой отмечается количество правильных написаний, а учащийся выставляет себе оценку (справился / не справился) и самооценку, например:

Правописание безударных гласных в корне слова

Дата Орфограмма Общее количество слов Количество правильных написаний Количество ошибок Оценка Самооценка
13.10 Безударные гласные в корне слова 7 2 5 Не справился  
01.11 Безударные гласные в корне слова 10 7 3 Справился  

Прием “ретроспективная самооценка” используется на всех этапах урока русского языка, например, на этапе “минутка чистописания” предлагается учащимся следующее упражнения (прием предложен М.С. Соловейчик): “Проверьте, правильно ли у вас в тетради написаны буквы. Подчеркните буквы, в написании которых вам нужно потренироваться. Задайте себе домашнее задание, используя тетрадь по чистописанию”.

Комментирование устных ответов на уроках русского языка

Подготовительный уровень реализуется на материале звукового анализа на уроках обучения грамоте. Учитель предлагает учащимся вопросы, с помощью которых ученики могли прокомментировать ответы друг друга: “Послушайте, как Дима дает характеристику звуку [р], внимательно следите, как он работает со схемой “Характеристика звука”. Потом вы должны будете ответить на вопросы:

  1. “Все ли шаги были выполнены по порядку?
  2. Какие характеристики были даны верно?
  3. Были ли ошибки?
  4. Согласны ли вы с выбором условного знака?
  5. Оцените ответ, скажите, что уже хорошо умеет делать ваш товарищ, чему ещё надо научиться”.

Со второго класса прием реализуется на втором уровне: выработка критериев оценки осуществляется в ходе обсуждения в классе, готовые памятки учащимся не предлагаются: “Дома вы должны были подготовить рассказ по теме “Состав слова”. Давайте подумаем, как мы будем оценивать ответ, какие критерии выберем? Ученики предлагают критерии: обо всех ли частях слова будет рассказано, будут ли приведены примеры, правильно ли будут даны определения и т.п. Если ученики затрудняются в выработке критериев для оценки, учитель предлагает направляющие вопросы: Подумайте, о каких частях слова нужно говорить, нужно ли приводить примеры и т.д.”

В третьем классе комментирование устных ответов может проходить и в ходе группового опроса с взаимопроверкой, в ходе которого ученики сами в группе выявляли критерии и проводили взаимооценку.

В четвертом классе учитель только предлагает оценить ответ, а учащиеся выполняют это действие самостоятельно.

Взаимодиктант

На уроках русского языка организуется парная работа: на первом этапе ученики работают с текстом диктанта, выявляя “опасные” места, проговаривая способы проверки орфограмм, запоминают трудные для написания слова; на втором этапе один диктует, другой записывает предложение, затем меняются ролями (материалом служили отдельные предложения и тексты не более 4 предложений). На завершающем этапе проводится взаимопроверка и взаимооценка с помощью “линеечек” или гибкой цифровой оценки.

Например, на уроке по теме “Правописание букв Ъ и Ь” учащимся предлагается записать слова в два столбика: вьюнок, полью, въезд, подъём, семья, мальчик, объявление. После выполнения работа оценивается: за каждое правильно записанное слово 1 балл, если заметили “ловушку” и не записали слово “мальчик”, добавляется 2 балла. К следующему уроку ученики самостоятельно составляют такой же диктант из 5 слов. На уроке организуется работа в паре: ученики диктуют друг другу свои диктанты и осуществляют взаимопроверку.

Игра “Научи меня”

В форме игры учащимся предлагается поработать “учителем”. Паре учеников дается определенное задание, например, в рамках урока по теме “Разбор слова по составу”, необходимо разобрать слово по составу. Исполнявший роль “учителя”, должен был рассказать “ученику” последовательность действий, которые необходимо сделать; “ученик” выполнял эти действия, “учитель” контролировал правильность выполнения. Если “учитель” ошибался (предлагал сначала найти корень, а не окончание), “ученик” исправлял его действия, объясняя, что сумел заметить “ловушку”. На уроке обязательно проводилась смена ролей (в качестве учителя каждый работал только с двумя словами). На этапе подведения итогов урока игра используется следующим образом: учащимся предлагается объяснить тему урока младшим детям (I вариант – остаются учениками второго класса, II вариант – “становятся” первоклассниками).

Работа с алгоритмами по орфографическим правилам

Используются алгоритмы для постановки и решения орфографических задач. В результате работы с орфографическим правилом появлялся алгоритм действий, записанный с помощью опорных слов, например:

Безударные гласные в корне слова:

1) Безударные гласные [а], [и];

2) Часть слова – корень;

3) Измени или подбери;

4) Вставь букву.

Прием “Проверь себя” при выполнении письменных работ по русскому языку

В конце урока русского языка отводится 3-5 минут для проведения самопроверки выполненной работы. Самостоятельное исправление ошибок поощрялось словесными высказываниями или условным знаком (если ученик аккуратно исправлял все ошибки, в тетради выставлялась “звездочка”).

Прогностическая самооценка на уроках русского языка

Этот прием используется при условии, что все ученики класса освоили ретроспективную самооценку. Перед проведением самостоятельной работы учитель предлагает оценить свои возможности: “В самостоятельной работе будет три задания: разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, подбор слов к схеме. Начертите 3 “линеечки”, с помощью первой оцените, насколько хорошо вы умеете разбирать слова по составу, второй – подбирать однокоренные слова, третьей – подбирать слова к схеме. Кто уверен, что справится с заданиями, поставит крестик на самом верху”. Прогностическая оценка в начальной школе осуществляется только под руководством учителя на подготовительном и сопровождающем уровне, самостоятельное становление прогностической самооценки происходит в основной школе.

Гибкая система балльной оценки при оценивании самостоятельных и контрольных работ по русскому языку

При проведении проверочных работ учащиеся сами определяют цифровые отметки и критерии. Например, после выполнения проверочной работы, которая состояла из трех заданий, во втором классе (после сдачи работ) ученикам предлагалось определить сложность каждого задания и решить, как оценить это задание в баллах. Так, первое задание ученики оценили в 4 балла, запись предложений в 3 балла, работу с текстом – 10 баллов. Максимальное количество баллов – 17, в дневнике выставлялось количество баллов, набранных учеником, в скобках – максимальное количество баллов, например, 14 (17). Задания повышенной трудности оценивались отдельно.

Целеполагание

В период обучения грамоте детям объясняется, при каких условиях пишутся разделительные Ъ и Ь, но как выбрать букву не объясняется. Ребенок до конца первого класса пишет интуитивно. Затем ребятам дается задание выбрать букву в слове и предлагается следующая запись вороб(ь/ъ)и. Дети знают о своем незнании, поэтому цель они уже могут (и главное хотят) поставить: “Мне нужно узнать, когда нужно писать разделительный Ъ, а когда разделительный Ь”.

Проблемная ситуация более эффективна, если в ее основе лежит контроль и оценка, которые помогают ребенку осознать, что он не знает (в этом суть учебной задачи). Приведу ещё один пример. Детям предлагается вставить пропущенные буквы И или Е в слова л_сник, гр_бник, ветк_ Ребята могут объяснить первые два случая, а в последнем слове видели разные варианты (веткИ и веткЕ). Следующий вопрос учителя: Что же мы еще не знаем? Что нужно узнать?

Запишите слова, на месте пропусков поставьте Ь, если это необходимо.

Тетрад_, ученик_, лошад_, ключ_, рож_.

Проверьте. (Возможно, что ученики сразу заметят “ловушки”, но если и не заметят, то при проверке обратят внимание, что не могут объяснить правописание слов ключ и рожь). Ответьте на вопросы: Какие звуки стоят на конце этих слов? К какой части речи относятся эти слова? Что мы должны узнать на уроке?

На современном этапе развития школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника. И оценка должна показать:

  1. качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта;
  2. степень сформированности учебной деятельности (коммуникативной, читательской и пр.)
  3. степень развития основных качеств умственной деятельности;
  4. уровень развития познавательной активности.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные словесными суждениями. Учителя начальной школы, например, учитывают психологическую неготовность ребенка младшего школьного возраста объективно оценивать результат своей деятельности.

Не менее важно требование объективности. Необходимо помнить, что оценивается результат деятельности ученика, а не личное отношение учителя к ученику.

Учителю следует учить школьников самоконтролю. Это не только сравнение с эталоном, но и поиск ошибок, анализ их причин и определение путей их исправления. Это умение анализировать правильность выбора способа учебного действия, средств достижения цели.

Словесная оценка более содержательна, она позволяет дать анализ работы школьника, четко зафиксировать успешные результаты и раскрыть причины неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащихся.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, но и стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг.

В целом содержание оценочного акта и механизм его осуществления зависят от установок учителя, от используемой им технологии обучения.

Таким образом, считаю, что работу по формированию мотивации к осуществлению контрольно-оценочной деятельности на основе моей методики и с использованием данных видов работ для самоконтроля и самооценки, способствует появлению у младших школьников потребности и желания осуществлять контроль и давать адекватную оценку своей деятельности. Поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в оценочной деятельности учащихся, ведь современная начальная школа должна заложить основы самостоятельности учащихся, а это является залогом не только успешного обучения, но и успешного построения любой деятельности. А это и есть решение данной проблемы.

Формирование первоначального представления о критериях оценки.

Для формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки устных ответов даю развернутую содержательную оценку ответа ученика (т. е. формулирую оценочное высказывание), из которой дети определяют требования к данному виду ответа, эти ответы и есть критерии оценки устного ответа.

В процессе обсуждения на доске записываются критерии оценки.

Каждый ученик должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:

  • что нужно оценивать,
  • как оценивать,
  • зачем оценивать,
  • какие формы оценок существуют.

Оценивание достижений моих учеников я провожу не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

Виды самоконтроля.

  • Предварительный проверяет уровень готовности к выполнению заданий.
  • Процессуальный(контроль в процессе выполнения устной и письменной работы).
  • Итоговый контроль или контроль по результату (по завершению задания)

а) Предварительный, упреждающий или прогнозирующий контроль проверяет уровень готовности к выполнению заданий.

С моей точки зрения, действия предварительного контроля заключаются в выявлении пробелов для установления изучения следующих тем (путем диагностики, когда дети получают задания или с помощью вопросов).

Приемы:

1. Ориентировка.

До начала работы:

- Сможете ли вы выполнить это задание?

- Трудно ли оно для вас?

- В чем заключается трудность?

- С чего начнете?

- Из каких этапов будет состоять работа?

- В какой последовательности вы будете выполнять задание?

- Как вы сможете себя проверить?

- Какие возможные ошибки, трудности могут встретиться?

- Составьте алгоритм своей работы.

- Какая помощь понадобится?

Если в упражнении несколько заданий:

- Какое из заданий необходимо выполнить 1-м, 2-м? Почему?

- Какое из заданий (из вопросов) будет главным (соответственно теме, задаче урока)? Почему? Какое из заданий будет считаться трудным? Почему? Как его можно будет проверять? Представьте, с чего начнете выполнять? (планирование действий)

- На каком шаге надо быть особенно внимательным? Вам легче обсудить проблему парой, в группе или индивидуально?

Со временем эти вопросы стали переходить во внутренний план действий учеников.

2. Определение плана или хода выполнения задания (по алгоритму, по памятке)

- С чего лучше начать? (обсуждаем вместе с детьми, в дальнейшем опираемся на выработанный алгоритм действий)

3. Самоинструктаж или взаимоинструктаж

- Подумайте, как лучше выполнить (упражнение, задание)

- Попробуйте приготовить инструкцию к выполнению задания (в письменной или устной форме; можно приготовить только к наиболее сложной части работы)

4. На уроках русского языка: орфографическое прочтение (тоже предупреждает ошибки)

5. Фиксирование ошибочного действия

- Подчеркнуть, выделить сложности, элементы букв, которые требуют особого внимания

6. Предупреждение ошибок (в любом задании, в решении УЗ) на уроках и подготовке к проверочной работе.

7. “Найди лишнее” или “Что недостает”

a) Предварительный контроль заключается в получении детьми ответов на следующие вопросы:

- По силам ли мне это задание?

- Смогу ли я выполнить?

- На что обратить внимание?

- Какого рода ошибки я могу допустить?

- Нужна ли мне помощь и какая?

- Что мне понадобится для его выполнения?

- В каком месте необходимо быть внимательней? Здесь использую трехцветный индикатор, для обратной связи на уроке, когда я должна увидеть весь класс:

  • красный – не знаю, прошу помощи,
  • зелёный – сомневаюсь, не уверен,
  • желтый – знаю, умею, могу помочь другим.

На этом этапе ученики предварительно оценивают свои возможности, а после выполнения задания, сверяют ее с прогностической. Ученик определяет границу своих возможностей, границу своего “знания – не знания” через прогностическую оценку.

б) Процессуальный контроль (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы) должна сопровождать словесная оценка. Ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в привычку.

Процессуальный контроль провожу:

- в устной форме.

- в письменной форме

Назначение контроля:

- Обеспечить произвольность внимания

- Оперативное видение ошибки

- Обеспечить качество усвоения

Приемы:

Проговаривание в устной форме (комментирование свернутое или развернутое или сопровождение) целесообразнее проводить на подготовительном этапе усвоения (с любым видом языкового разбора), важно, чтобы дети поняли, что значит сопровождать (т.е. выполнять действие и одновременно комментировать его). Это хорошо видно на уроках русского языка при освоении написания букв.

- Один объясняет, другой комментирует

Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ, а так же в ходе выполнения домашнего задания. Исправления в тетради – это первая форма самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку. Я не ругаю учеников за исправления, а учу делать это аккуратно.

Чаще всего я используется такой прием: когда один или несколько учеников действует по алгоритму, а остальные контролируют работу, производя попутно оценку каждой операции, например +, не совсем правильно ?, неправильно -. Так постепенно ученики осваивают образцы действий и эталоны ответов.

- Ставить вопросы (вести запись) по тексту

- Пометки на полях (+ знаю, -умею, ?- не понимаю, сомневаюсь, - не знаю, не умею)

Этот прием мы начинаем постепенно: сначала со слова, затем словосочетания, предложения, и только потом работа с текстом.

1. Составление плана действий (алгоритм) (в групповой, индивидуальной работе учащиеся устанавливают порядок действий по применению ...)

2. Фиксирование хода работы в инструкции, плане действий (поставлю +, т.к. этот шаг я сделал)

Эту работу хорошо видно во время работы у доски. Ученик, работая у доски, подходит к таблице с алгоритмом, показывает указкой, какое действие он будет сейчас выполнять, проговаривает каждый шаг. Остальные дети выполняют задание в тетрадях, контролируя действия ученика у доски.

3. По ходу работы (в процессе):

Со стороны учителя

- На каком этапе находишься?

- Как можешь себя проверить?

- Что надо учитывать?

- Есть ли другие способы решения этой задачи?

Позднее эти вопросы в процессе работы ученик задаёт самому себе или учителю.

в) Итоговый контроль или контроль по результату (по завершению задания).

Главное вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали.

- Над чем работали?

- Что надо было сделать?

- Как мы выполняли это задание?

Приемы:

1. Проверка (сличение с образцом, орфографическое прочтение, правило и т.д.)

2. Вернуться к вопросам

3. Восстановление части, текста (редактирование)

4. Составление плана после прочтения текста плана, схем, опорных сигналов

5. Сравнить и сопоставить схему (таблицу, правило или образец рассуждения, которые выработали вместе или в группах), дополнение схемы (таблицы, правила, образца рассуждения), сравнение схемы учителя с изученной темой.

6. Через распределение функций (кто-то отвечает за первую часть, кто-то за 2 часть и т.д.)

7. В начале каждого урока я спрашиваю: “Чему бы ты хотел сегодня научиться?”

Ответ ребят звучит так: “Хочу узнать (научиться)”

8. В конце урока я спрашиваю: “Чему ты сегодня научился?” фиксация значком тех умений и знаний, которые планировал получить.

9. После работы я задаю ученикам вопросы:

- Трудным ли было это задание? В чем его трудность?

- Успешно ли вы с ним справились?

- Трудно ли было проверить себя?

- Как ты сможешь проверить себя сейчас?

- На что будешь опираться?

- Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения? В каких ситуациях они тебе пригодятся?

- Над чем бы стоило еще поработать? Какие проблемы решить

- Какую задачу можно для себя поставить?

- Как бы вы оценили свою работу?

- Как справился с этой работой твой одноклассник? Какие трудности он испытывал?

Для формирования самоконтроля использую следующие способы:

- комментирование выполняемого задания (в т.ч. по цепочке)

- сопровождение комментариев действиями (показать руками целое, части)

- придумывание “ловушек”

- письмо с сомнением (где сомневаюсь, пропускаю)

- пошаговая сверка с образцом (например, при списывании)

- подбор слова к данной схеме

- составление алгоритмов по разным видам работ

Приобретенные умения и навыки самооценки совершенствуются в ходе взаимоконтроля при различных видах деятельности.

Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки которые я использую на уроках. Этот вид работы использую на уроках, начиная с первых уроков при обучении написания букв (напиши букву целую строчку, подчеркни те, которые больше похожи на образец), при проведении зрительных диктантов.

На первых уроках работая над этим выясняю, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. С классом мы обсуждаем, что даёт красиво выполненная работа самому себе. Напоминаю о том, что все работы нужно делать аккуратно, чисто и в соответствии с образцом. Итак, вырабатывается первый критерий аккуратность. После выполнения предложенного задания ученик зафиксирует на полях тетради мнение о красоте своей работы. Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии для оценки устных ответов и письменных работ.

1. На уроках письма с первых дней я спрашивала “Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?”. Дети, оценив свою работу, поднимали сигнальную карточку. Я обращала внимание детей на то, что если не всё получилось (карточка), что этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться. Также, предлагала ученикам оценить каждую строчку письма.

2. При изучении букв, в конце урока предлагала детям простым карандашом обвести самую правильную букву.

Когда ребята привыкли, через месяц, в ноябре я стала вводить цветную оценку. Сначала внизу страницы я сама рисовала два круга. Оценив свою работу, дети закрашивали один круг, другой закрашиваю я при проверке.

Предварительно мы договорились с ребятами, что первый круг это самооценка ученика, второй-оценка учителя. Позднее ученики сами стали рисовать внизу страницы круги. Значение цвета мы обговорили заранее. И решили не менять цветовую гамму. Поэтому, жёлтый – это всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, красный– получилось плохо, не доволен работой, синий – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрел, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

С начала декабря я попросила детей рисовать только один круг, разделив его напополам.

Где первая половина круга оценка ученика, вторая-оценка учителя

3. Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля, который я применяю при обучении письма под диктовку. После того, как я сказала слово, ученик проговорил его по слогам – написал - прочитал то, что написано.

4.Сравнение с эталоном. Я предлагаю ученикам записать под диктовку несколько слов, после написания, проверить по образцу.

5. Игра “Учитель”. На доске я записываю 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Ученикам говорю, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил (сколько-то) ошибок (на начальном этапе я озвучиваю количество допущенных ошибок, позже даю задание найти их самим). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

6. “Кто сможет?” На уроке я даю задание – составить схему слова на доске или экране. И спрашивает: “Кто сможет это сделать?” Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку с сигнальной карточкой. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего учитель спрашивает: “Ты справился с заданием?” Т.е. ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями.

На уроках русского языка я также провожу работу по формированию навыков самоконтроля. Например, при работе с словарными словами. Детям я раздаю карточки со словарными словами по столбикам. Слова могут повторяться. Даю 2 минуты для того, чтобы вставили пропущенные безударные гласные непроверяемые ударением. Дети вставляют пропущенные буквы. По истечении времени я диктую ответы, а дети проверяют. После чего, каждый подсчитывает количество правильно вставленных букв – в баллах. Эти баллы записывают в уголочек карточки. Так на протяжении нескольких уроков. Во-первых ребёнок отрабатывает скорость, во-вторых контролирует изменения, в-третьих автоматически заучивает словарные слова.

- Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто выполнял работу и того, кто проверял. Дети вставляют пропущенные буквы, меняются листочками и проверяют.

Вообще приём взаимопроверки и взаимоконтроля я применяю на всех этапах урока.

Взаимоконтроль

Особое внимание я уделяю и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом, я всегда даю право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться.

Критерии должны отражать не только знание программного материала, но и такие как аккуратность, внимание, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение.

Такая оценка позволяет ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося; носит информативный характер;

- способствует формированию позитивной самооценки.

Работа с листами самоконтроля.

После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у меня лист самоконтроля (с правильными ответами) и проверяет себя самостоятельно.

Ещё одним инструментом оценивания стали шкалы, немного видоизменённые, которые напоминают ребенку измерительный прибор. С ее помощью можно измерить разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т.д.). Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых в ходе их совместной деятельности на уроке.

Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, непосредственно рядом с работой.

  • Г (грамотность)
  • А (аккуратность)
  • В (внимание)

Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. Я, в свою очередь, рассматриваю адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, корректируя при необходимости.

Мои ученики учатся оценивать свою работу по заданным критериям с помощью различных видов работ;

соотносить свою оценку с моей оценкой; договариваться о выборе образца для сопоставления работ; обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.

Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата. Таким образом, мои ученики оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Выводы.

Овладение школьниками контрольно-оценочными действиями обобщенного характера способствует осознанию процессуальной стороны деятельности, что содействует их учебно-познавательной активности.

Формирование самоконтроля и самооценки в начальной школе оказывает влияние на становление личности учащихся на последующих ступенях обучения.

Использование сложившейся отметочной системы создают неблагоприятные условия для работы педагога, провоцируя “синдром сгорания учителя”, занимающего “позицию на пьедестале”.

Таким образом, считаю, что работу по формированию мотивации к осуществлению контрольно-оценочной деятельности на основе моей методики и с использованием данных видов работ для самоконтроля и самооценки, способствует появлению у младших школьников потребности и желания осуществлять контроль и давать адекватную оценку своей деятельности. Поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в оценочной деятельности учащихся, ведь современная начальная школа должна заложить основы самостоятельности учащихся, а это является залогом не только успешного обучения, но и успешного построения любой деятельности. А это и есть решение данной проблемы.

Приложение 1

Приложение 2