Рейтинг@Mail.ru

Разработка учебного занятия по естествознанию на тему «Кислоты» (6-й класс) в соответствии с требованиями ФГОС

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 6

Цель: способствовать формированию первоначальных сведений о кислотах, их многообразии в природе и простейших способах обнаружения; использовать их для выявления роли кислот в жизни человека.

Задачи:

  • Способствовать обретению учащимися первоначальных сведений о кислотах, их многообразии в природе и способах обнаружения.
  • Воспитывать самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли.
  • Способствовать развитию опыта наблюдения и формулирования выводов при проведении несложных химических экспериментов по обнаружению кислот с использованием лабораторного оборудования.

Технология: исследовательская.

Оборудование: инструктивные карточки для групповой работы, набор лабораторного оборудования и реактивов для распознавания кислот, набор овощей, фруктов, напитков для проведения эксперимента по обнаружению кислот, презентация “Кислоты”, компьютер, интерактивная доска.

Этапы Деятельность учащихся Деятельность учителя Что получает ученик
Организационно-мотивационный В ходе беседы с учителем на основе вызванных ассоциаций “картинка - мое вкусовое ощущение” и на основе актуализации своего жизненного опыта предполагают возможную тему занятия “Кислоты”

(см. слайды презентации)

Демонстрирует слайды презентации. Используя прием “вызов ассоциаций”, подводит учащихся к самостоятельному определению темы занятия, Обеспечивает мотивацию. Умение вступать в диалог, с достаточной точностью выражать свои мысли. Ставить перед собой цель, планировать действия, прогнозировать возможные результаты деятельности.
Постановка исследовательской проблемы На основе анализа представленного опыта выдвигают проблему (как распознать кислоту) и высказывают гипотезы о возможных способах ее решения (использование индикаторов) Через демонстрацию опыта Роберта Бойля с фиалками подводит учащихся в постановке проблемы, которую можно решить в ходе исследования Умение анализировать ситуацию, делать умозаключения, выдвигать гипотезы и предполагать возможные результаты. Способность применять свой жизненный опыт.
Исследовательская деятельность учащихся, направленная на решение проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смена состава групп для решения проблемы “за” - “против”

Работают в исследовательских группах с инстуктивными карточками по обнаружению кислот.

Группа 1: “Обнаружение кислот в свежих фруктах” (приложение 1)

Группа 2: “Обнаружение кислот в напитках” (приложение 2)

Группа 3: “Обнаружение кислот в консервированных овощах, фруктах” (приложение 3)

Группа 4: “Действие индикаторов лакмуса и метилоранжа на раствор лимонной кислоты” /опыт-контроль (приложение 4)

Учитель направляет работу групп. Дает короткую инструкцию о возможных способах действий и видах взаимодействий в группе.

По мере необходимости может оказать помощь группам (в случае существенных затруднений).

Умение планировать сотрудничество внутри групп, вести поиск и выделение необходимой информации; структурировать свои знания. Способность вести наблюдение и анализировать увиденное, Ориентироваться в межличностных отношениях.
Группы меняют состав, объединившись с другими участниками, рассматривают объекты из “Черного ящика” и защищают 2 противоположные позиции:

“Кислоты опасны и приносят вред” и “Кислоты полезны и приносят пользу”

(приложение 5)

Предлагает сменить состав групп, выдает “Черные ящики” с объектами, демонстрирующими результаты действия кислот, сферы из применения. Предлагает группам высказать свои аргументы в пользу кислот или против них. Умение анализировать объект с целью установления связи между результатом действия вещества и его значением. Доказывать свою позицию. Ориентироваться в межличностных отношениях
Применение полученных первоначальных знаний на практике Группы ребят “за” и “против” :

1. Составляют правила безопасного обращения с кислотами в быту и на школьных занятиях,

2. Придумывают свой предупреждающий знак безопасности о работе с кислотами, зарисовывают.

3. Доказательно презентуют свои правила ТБ и знак.

Предлагает учащимся придумать знак техники безопасности в обращении с кислотами в соответствии с изученными свойствами и сформулировать правила безопасного обращения с кислотами в быту и на школьных занятиях. Умение применить полученные знания в практической деятельности, обобщить, систематизировать изученный материал, представить его в виде четко сформулированных правил.
Подведение итогов исследования Формулируют основные результаты исследований:

“Исследованные овощи, фрукты, напитки кислые, так как содержат кислоты. Их можно обнаружить по изменению окраски индикаторов. В живых растениях тоже есть природные индикаторы. Кислоты требуют осторожного обращения. Кислоты могут приносить пользу...”

Предлагает учащимся сформулировать основные итоги своих исследований, дав краткую характеристику кислот Умение обобщать, анализировать. делать выводы. Способность давать оценку ответов сверстников.
Рефлексия Каждый ребенок отвечает на один из понравившихся ему вопросов:

Какое открытие я сегодня сделал для себя?

Самым трудным для меня сегодня было...

Как поможет сегодняшнее исследование мне в жизни...

Учитель подводит учащихся к итогу занятия, дети делают вывод о значимости занятия для каждого ребенка. Смыслообразование:

какое значение и какой смысл имеют для меня сегодняшние знания?