Особенности воспитания скоростно-силовых способностей юношей 16–17 лет средствами тяжелой атлетики на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в быту, в учебе, она позволяет обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей, открывает широкий простор для выявления способностей людей в удовлетворении их интересов и потребностей.

В настоящее время в развитии физической культуры в нашей стране наметились положительные тенденции, связанные с изменением общественного мнения к ее роли, в понимании всего спектра значимости в оздоровлении населения и, прежде всего, подрастающего поколения. Вместе с тем, огромные возможности для развития физической культуры и спорта используются далеко не в полной мере.
Интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях, связанная с необходимостью усвоения возрастающего объема учебной информации, приводит к значительному нервно-психическому напряжению и утомлению учащихся, служат причинами ухудшения состояния здоровья и как следствие ведет к понижению учебной активности.

В результате наблюдается существенное противоречие между предполагаемыми результатами реализации учебной программы по физическому воспитанию и итогами ее практического результата.

Пути решения возникающей проблемы видятся в привлечении инновационных средств спортизации оздоровительных занятий со старшеклассниками.

Одним из эффективных средств физической подготовки является тяжелая атлетика, которая становится довольно популярным занятием среди юношества. Это объясняется простотой, доступностью и быстрым ростом результатов.

Занятия этим видом спорта способствуют увеличению мышечной силы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, помогают поднять уровень физической подготовленности, воспитывают волю, уверенность в своих силах, повышают работоспособность школьников старшего возраста.
Кроме того, занятия тяжелой атлетикой способствуют проявлению интереса к занятиям физическими упражнениями и подготавливают старшеклассников к предстоящей трудовой и военной деятельности.

Влияние занятий силовыми упражнениями на физическое развитие и двигательную подготовленность юношей старшего школьного возраста

 Возраст 16-17 лет – один из заключительных этапов поступательного возрастного развития психических и двигательных возможностей организма. Поэтому физическая культура и спорт становятся важнейшим средством укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности.

Этот период – «пик» развития двигательного и физиологического потенциала, так как к 16-17 годам происходит бурный процесс совершенствования многих двигательных умений и навыков, развития двигательных способностей, особенно силовых, завершается процесс формирования топографии различных мышечных групп и вегетативных функций.

У юношей совершенствуются двигательные способности, аппарат мышечной чувствительности, возрастает скорость возбуждения мышц.
Увеличивается поперечник мышечных волокон, продолжается рост мышечной ткани, развиваются соединительнотканные структуры. Следует отметить, что дифференцирование мышечных волокон, функциональная и структурная перестройка отдельных мышечных групп завершается к 20-25 годам.

Наибольшие изменения под воздействием физических упражнений претерпевает опорно-двигательный аппарат. При этом увеличение поперечных размеров костей, сочетающееся с мышечной силой, обуславливает коренное отличие занимающихся от людей, не занимающихся физическими упражнениями.

Огромные изменения претерпевает сердечно-сосудистая система: в крови увеличивается число эритроцитов и содержание гемоглобина, это способствует повышению кислородной емкости крови, то есть возрастанию возможности поглощения кислорода кровью.

Многочисленными исследованиями установлено положительное влияние занятий физическими упражнениями на различные системы организма. Систематические занятия физическими упражнениями укрепляют нервную систему и совершенствуют регуляционные механизмы.
В тоже время возрасту 16-17 лет свойственна некоторая дисгармония. Желания и стремления у юношей развиваются раньше, чем воля и сила характера, им не хватает социальной зрелости.

Следовательно, физическая культура выступают как необходимая часть жизни юношей, так как она представляет:

  • неотъемлемую часть общечеловеческой культуры;
  • является областью удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности;
  • обеспечивает методы и средства решения задачи гармонического становления личности.

Внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь старшеклассников предполагает изыскание эффективных средств и методов мышечной тренировки, направленных:

  • на решение задач оздоровительного характера;
  • повышение физической работоспособности;
  • развитие двигательных способностей;
  • профилактику заболеваний.
Использование силовых видов подготовки для развития скоростно-силовых способностей с юношами 16-17 лет

В настоящее время становятся популярными силовые виды спорта, одним из них является тяжелая атлетика. Тяжелая атлетика – это система физических упражнений, направленная на развитие силовых способностей, формирование пропорциональной фигуры и укрепление здоровья.
Важнейшей отличительной чертой занятий силовыми упражнениями является та, что за счет специальных упражнений у занимающегося формируются умения и навыки силовых перемещений собственного тела в различных режимах скоростно-силовой работы.

Кроме того, занятия силовыми упражнениями укрепляет здоровье, избавляет от многих физических изъянов (сутулость, впалая грудь, неправильная осанка, слаборазвитые мышцы и др.).

Режим упражнений в сочетании с рациональным питанием позволяет избавиться от излишних жировых отложений или прибавить в весе в тех случаях, когда это необходимо.

Следует отметить, что упражнения с таким инвентарем как гантели можно проводить в любом помещении и воздействовать практически на каждую мышцу всего тела.

Занятия силовыми упражнениями тренируют системы организма, через развитие мускулатуры активно и благотворно воздействует на работу внутренних органов, делает тело мускулистым и красивым, позволяют направленно управлять своим телосложением.

Положительное влияние силовых упражнений умножается, если сочетать такие упражнения с упражнениями на выносливость (бег, лыжи, плавание, велосипед).

Можно сформулировать основные условия для занятий силовыми упражнениями:

  • стремление к предельному утомлению мышечного аппарата на каждом занятии оказывает влияние на уве­личение интенсивности метаболических процессов, в первую очередь белкового синтеза, определяющего рост мышечной массы;
  • в режиме выполнения упражнения в занятии важно учитывать оптимальное сочетание работы и отдыха;
  • в комплексы упражнений необходимо включать упражнения, как на локальную нагрузку мышц, так и общего воздействия, вовлекающие в работу значительное количество мышечных групп;
  • упражнения силовой направленности обязательно должны сочетаться с упражнениями на растягивание тех же групп мышц и дополняться упражнениями на расслабление, движениями на точность и ловкость;
  • при подборе упражнений следует ориентироваться на основные мышечные группы: шеи, плечевого пояса, рук, передней и задней поверхностей тела и ног, не увлекаясь локальной нагрузкой какого-либо сгибателя или разгибателя;
  • для оценки исходного уровня подготовленности занимающегося используются соотношения весовых и ростовых показателей, оценка топографии мышц тела и отдельных звеньев, тестирование степени развития силовых качеств с помощью динамометрии и двигательных заданий (обычно на количество повторений контрольных движений);
  • для правильного и эффективного выполнения упражнения требуется рационализация дыхания; она может обеспечиваться подбором удобных поз, а также специальных двигательных заданий, выполнение которых формирует навыки правильного – «техничного» и экономичного дыхания, которое способствует повышению результативности упражнения.

Практические рекомендации

Теоретический анализ специальной литературы показал, что при выполнении упражнений с целью развития скоростно-силовых способностей нагрузка на организм определяется по следующим основным параметрам:

  • интенсивность выполнения упражнений;
  • продолжительность упражнений;
  • число повторений упражнений;
  • продолжительность интервалов отдыха;
  • характер отдыха (пассивный, активный).

Различное сочетание этих факторов определяет не только величину, но и качественные особенности ответных реакций организма.
Основу тренировочных комплексов силовых упражнений составляют:

  • общеподготовительные упражнения;
  • физические упражнения со снарядами (гантели, гири и пр.);
  • упражнения выполняемые на тренажерных устройствах;
  • упражнения выполняемые методом круговой тренировки.

Одна из особенностей в воспитании скоростно-силовых способностей у юношей 16-17 лет проявляется в том, что в данном возрасте превалирует силовой компонент в проведении тренировочных занятий.

На занятиях скоростно-силовой направленности следует выполнять физические нагрузки в режиме 75-90% от максимальной мощности, а на занятиях, направленных на развитие силовой выносливости – 50-70%. 

При выполнении упражнений на тренажерах, направленных на развитие скоростно-силовых способностей, рекомендуется моделировать условия так, чтобы мышцы работали в различных режимах сокращения:

  • удерживающий (изометрический) режим – статическая форма сокращения мышц при внешней нагрузке, равной напряжению мышц;
  • преодолевающий (миометрический) режим – движение с ускорением, внешняя нагрузка меньше, чем напряжение мышц;
  • уступающий режим – движение с замедлением, внешнее сопротивление больше, чем напряжение  мышц;
  • преодолевающий (изокинетический) режим – движение с постоянной скоростью.

В применении метода круговой тренировки, позволяющего повысить интенсивность тренировочного занятия, следует пользоваться следующими рекомендациями при работе на станциях:

  • работа – 30 сек;
  • интервал отдыха – 30 сек:
  • частота сердечных сокращений – 150-160 уд/мин:
  • частота сердечных сокращений перед началом работы на следующей станции – 100-120 уд/мин;
  • интервал отдыха между кругами – 3-4 минуты.

В ходе проведенного педагогического эксперимента, занятия тяжелоатлетическими упражнениями показали эффективность развития скоростно-силовых способностей у юношей 16-17 лет на основе разработанных комплексов физических упражнений, примененных в годичном цикле спортивно-оздоровительных занятий.

Таким образом, занятия с гантелями, гирями, штангой, а также собственным весом (отжимания, подтягивание на турнике), упражнения на специальных тренажёрах способствует достижению высокого уровня силы, развитию выносливости, укреплению нервной системы, исключению или резкому снижению вредного воздействия на организм так называемых факторов риска.

Кроме этого, занятия силовыми упражнениями способствует решению вопросов досуга молодёжи, отвлекает от вредных привычек, прививает самодисциплину, а также являются средством активного отдыха и формирования здорового образа жизни.

Приложение.