Рабочая программа внеурочной деятельности по эколого-краеведческому направлению «Территория Добра»

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Организация внеурочной деятельности опирается на следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10. 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373» Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г.№986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
  • письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
  • письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1 июня 2012 г. №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»;

Актуальность программы

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них,
приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать
свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки».
Д.С. Лихачёв

Главное наше достояние – это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически, а самое главное - духовно здоровыми.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру, традиции своего народа. Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия, формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью на основе правовых и нравственных норм, начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Региональная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личной культуры.

В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, традиции, история народа – то, что составляет фундамент становления личности.

Сохранение культурных и общенациональных ценностей нашего региона является важным условием процветания общества. Оторванность от национальной культуры, от исторических корней приводит к появлению у подрастающего поколения негативных тенденций: безнравственности, цинизма, антипатриотизма, социальной апатии, безграмотности, преклонения перед иностранными, иногда не лучшими, традициями и стилем жизни, заимствования внешних ориентиров и др.

Известно, что любовь, понимание, уважение, стремление к сохранению культуры своего народа, восстановлению её материальных и духовных ценностей целесообразно осуществлять непосредственно в образовательном процессе. Сегодня особенно необходимо превратить школу из учебного заведения в центр воспитания нравственности.

Все мы – граждане своей Родины. Воспитание нравственной позиции гражданина по отношению к родному краю – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою малую родину.

Исходя из выше сказанного, нами была разработана программа эколого-краеведческой направленности «Территория Добра», являющаяся частью программы инновационной деятельности школы «Эколого-краеведческое и патриотическое воспитание как часть ноосферного образования».

Цели программы:

  • познакомить детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который их окружает;
  • воспитать целостную личность, сочетающую в себе нравственные, моральные, гражданские и многокультурные черты;
  •  создать условия для творческого развития обучающихся, их самореализации, самосовершенствования.

Данная программа предполагает решение следующих задач:

1. Формирование представлений о том, что Россия очень большая, богатая традициями страна, а ХМАО–Югра и Сургутский район являются её частью:

  • раскрытие уникальности традиций родного края;
  • знакомство с народными традициями и правилами, по которым веками живут коренное население (не только ханты и манси, но и то русское население, которое проживает на территории с.п. Тундрино более 300 лет).

2. Развитие потребности у детей в здоровом образе жизни (здоровье человека в условиях Севера с учетом знаний народной медицины).

3. Формирование любви к родному краю и интереса к его прошлому и настоящему.

Отличительные особенности данной программы

Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени.

  • развитие личности обучающихся посредством знакомства с историей родного края;
  • привлечение детей к поисково-исследовательской работе.

Описание места внеурочной деятельности и участники программы

Программа внеурочной деятельности «Территория добра» составлена для работы с обучающимися со 2 класса по 5 класс и направлена на социокультурную адаптацию, на подготовку обучающихся к гражданской деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира, истории, литературы, географии и биологии, при изучении тем с использованием краеведческого материала, а также на внеклассных мероприятиях.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельностный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • доступность;
  • включение обучающихся в активную деятельность;
  • связь теории с практикой.

Педагогические условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • конкретное планирование деятельности;
  • кадровое обеспечение программы;
  • методическое обеспечение программы;
  • материально-техническое обеспечение.

Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:

  • педагоги МБОУ «Высокомысовская СОШ», реализующие программу;
  • заведующая сельской модельной библиотекой имени В. П. Замятина;
  • воспитатели МБДОУ д/с «Аист» филиал «Колокольчик»;
  • педагоги МБОУДО «Белоярская ДШИ» филиал «Высокомысовская ДШИ»;
  • сотрудники Центра досуга и творчества;
  • сотрудники Творческого центра национальной культуры;
  • Совет ветеранов;
  • медицинская сестра ФАП;
  • служба МЧС

Методическое обеспечение:

  • кассета с документальными фильмами о природе;
  • книги, буклеты;
  • кассета с голосами птиц;
  • альбом с картинами русских художников о природе;
  • иллюстрированный материал.

Материально-техническое обеспечение:

  • кабинет биологии и географии, где представлены представители флоры и фауны ХМАО-Югры, карты Западной Сибири по тематикам;
  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • лабораторное оборудование;
  • микроскоп;
  • природный материал – камни и полезные ископаемые;
  • канцтовары и др.

Виды внеурочной деятельности:

  •  игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • досугово-развлекательная деятельность;
  • художественное творчество;
  • социальное творчество;
  • трудовая деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность

Формы внеурочной деятельности

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с обучающимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследованиях, экскурсиях, работе в группах, дискуссиях, путешествиях, беседах со старожилами, викторинах, встречах с интересными людьми, конкурсах, выставках, походах с осмотром краеведческих объектов, создании видеороликов, ведении дневников наблюдений. Результатом занятий являются проекты, рефераты, выступления на школьных практических конференциях, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, об истории населенных пунктов, входивших в состав Тундринского сельского совета и памятниках, создании Книг памяти, видеофильмов, буклетов о земляках, прославивших наш край.

В ходе реализации программы используются следующие педагогические технологии: игровая, дифференцированный подход, интеграционная, информационно-компьютерная; культуровоспитывающее, проблемное, развивающее обучение.

Содержание программы

Программа содержит материал разного уровня сложности, что позволит найти оптимальный вариант работы с обучающимися разного возраста.

Ожидаемые результаты программы:

  • Развитие у школьников интереса к изучению истории своей Родины.
  • Углубление знаний о родном крае (развитие края, достопримечательности, самобытные писатели и т.д.).
  • Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и разных национальностей.
  • Воспитание в детях доброжелательности, уважительного и толерантного отношения к людям, чьи взгляды отличаются от их собственных.
  • Формирование детского коллектива активистов-общественников.
  • Развитие творческих способностей детей через различные виды деятельности.
  • Укрепление здоровья детей.

В результате реализации Программы «Территория добра» обучающиеся будут

иметь представление:

  • о региональных особенностях социальной и культурной жизни родного края;
  • об исторической становлении поселения и жизнедеятельности людей, которые определили лицо нашего субъекта, как особого региона в составе многонациональной и поликультурной России;

знать:

  • основные этапы и периоды развития своего края (области, района, села);
  • важнейшие события и факты истории;
  • уникальные традиций родного края;
  • особо охраняемые памятники природы и культурного наследия на территории ХМАО-Югры.

уметь:

  • самостоятельно заниматься исследовательской деятельностью;
  • грамотно вести поисковые и исследовательские записи;
  • определять свою личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать;
  • определять и объяснять понятия;
  • владеть элементами, приемами написания и защиты исследовательской работы;
  • владеть приёмами сравнения, анализа, обобщения;
  • применять имеющуюся информацию в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.

 Критериями оценки ожидаемых результатов будет являться:

  • углубление знаний о родном крае (развитие края, достопримечательности, самобытные писатели и т.д.);
  • участие в проектной деятельности;
  • вовлечение в научно-исследовательскую и практическую деятельность в соответствии с возрастными категориями;
  • умение работать с информацией, ставить и разрешать проблему, делать выводы и применять полученные знания на практике;
  • заинтересованность и вовлечение детей в творческую деятельность (проба пера, творческий рисунок, творческая поделка в различной технике, самостоятельное составление и разработка презентаций и видеофильмов);
  • сплоченность временных разновозрастных детских коллективов;
  • отзывчивость детей, доброжелательность, уважение к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных.

Требования к универсальным учебным действиям, сформированные обучающимися в процессе занятий по данной программе

Познавательные УУД:

  • умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять сравнение, классификацию.

Коммуникативные УУД:

  • постановка вопросов;
  • умение выражать свои мысли полно и точно;
  • разрешение конфликтов;
  • диалогическая и монологическая контекстная речь.

Регулятивные УУД:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение планировать свои действия;
  • прогнозирование уровня усвоения;
  • оценка, коррекция.

Личностные УУД:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности при выполнении разнообразных заданий.

Направления программы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Территория Добра» предполагает работу по трем основным направлениям деятельности: гражданско-патриотическое, экологическое, спортивно-оздоровительное.

1. Гражданско-патриотическое направление
- история родного края
- развитие понимания особенностей менталитета, нравов обычаев, верований и традиций народов, проживающих на территории ХМАО;
- воспитание межличностных взаимоотношений, толерантности

2. Экологическое направление
- расширение и углубление знаний о природе родного края, умение оценивать состояние окружающей среды.

3. Спортивно-оздоровительное направление
- формирование здорового работоспособного человека;
- развитие морально-волевых качеств личности подростка (сила, ловкость, выносливость и т.п.);
- профилактика заболеваний, укрепление здоровья и блокировка негативных и вредных привычек.

Механизм реализации программы

Для решения поставленных задач используется тесное сотрудничество партнёров программы - социума посёлка: сельская модельная библиотека имени Валентина Петровича Замятина, школьный музей, Центр досуга и творчества, служба МЧС, фельдшерско-акушерский пункт, Совет ветеранов, Творческий центр национальной культуры, МБОУДО «Белоярская ДШИ» филиал «Высокомысовская ДШИ», детский сад «Колокольчик».

Учебно-тематический план 1 года обучения (2 класс – 34 ч.)

Темы программы

Теория

Практика

Всего

1

Моя малая родина на карте России

3

3

6

2

Моя улица на карте поселения

4

4

8

3

Растительный мир нашего края

5

5

10

4

Животный мир нашего края

5

5

10

Результаты первого года обучения

будут знать:
- основные экологические термины, характеризующие представителей флоры и фауны ХМАО-Югры;
- основные виды растений и животных родного края;
- правила ведения наблюдений и исследований;
- историю названия своего поселка, его улиц.

будут уметь:
- различать охраняемые растения и животные ХМАО-Югры;
- работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- работать с картой, находить месторасположение поселения на карте;
- отбирать материал для буклетов и создавать буклеты;

Учебно-тематический план 2 года обучения (3 класс – 34 ч.)

Темы программы

Теория

Практика

Всего

1

Символика Тюменской области, ХМАО-Югры, Сургутского района, сельского поселения Тундрино

3

3

6

2

Зимние Святки

3

3

6

3

Народная медицина

3

3

6

4

Народы нашего края, поселения

5

1

6

5

История становление села Тундрино

6

4

10

Результаты второго года обучения

будут знать:
- символику Тюменской области, ХМАО-Югры, Сургутского района, сельского поселения Тундрино;
- традиционные народные праздники;
- истоки народной медицины;
- национальный состав сельского поселения Тундрино;
- историю возникновения и становления села Тундрино;
- историю развития образования в поселке
- знаменитых земляков, прославивших наше поселение, район.

будут уметь:

- работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- обладать навыками самоорганизации;
- находить и применять лекарственные растения в повседневной жизни;
- различать охраняемые растения;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими пособиями;
- создавать буклеты и презентации.

Учебно-тематический план 3 года обучения (4 класс – 34 ч.)

Темы программы

Теория

Практика

Всего

1

История возникновения поселка Высокий Мыс

5

5

10

2

Колесо истории рода

4

4

8

3

Матушка Обь и её дочь - Курья

5

4

9

4

Памятники и достопримечательности моего села

4

3

7

Результаты третьего года обучения

будут знать:
- история возникновения поселка Высокий Мыс;
- историю своего рода и своей семьи;
- историю появления и жизни семей спецпереселенцев на Высоком Мысу;
- историю семей, которые «пустили корни» на Тундринской земле;
- историю изменения русла Оби;
- принятые в обществе нормы отношения к памятникам природы, истории и культуры.

будут уметь:
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями, другими пособиями;
- целенаправленно читать литературу по определённой теме;
- различать историко-архитектурные объекты на изучаемой территории;
- вести себя в общественном месте, в природе;
- создавать буклеты и листовки;
- уметь работать над проектом;
- презентовать свою работу.

Учебно-тематический план 4 года обучения (5 класс – 35 ч.)

Темы программы

Теория

Практика

Всего

1

Район, который мне дорог

2

 

2

2

«Поселенье у нас называется Тундрино…»                                      

4

4

8

3

«Какое слово горькое – война»

3

3

6

4

«Какое слово гордое – Победа!»

2

2

4

5

«Потом пришла пора иная…»

3

3

6

6

Сельское поселение Тундрино на пороге нового тысячелетия

4

5

9

Результаты четвертого года обучения

будут знать:
- состав Тундринского Сельского совета в довоенное время;
- о жизни сельчан в период гражданской войны и становления Советской власти на территории поселка;
- о ратных подвигах земляков на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу;
- о жизни села после Великой Отечественной войны;
- о сотрудничестве Тундринского сельского поселения с поселениями Сургутского района;
- правила проведения научного исследования.

будут уметь:
- самостоятельно добывать и обрабатывать информацию;
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- уметь работать над проектом;
- презентовать свою работу.

Содержание учебно-тематического плана первого года обучения

Темы занятий

Теория

Практика

Всего

 

Моя малая родина на карте России

 

 

 

1

Мой край ХМАО-Югра на карте России (практическое занятие - создание карты ХМАО-Югры)

1

1

2

2

Мой район на карте России (практическое занятие - создание карты Сургутского района)

1

1

2

3

Моя малая родина на карте России (практическое занятие - создание карты с.п. Тундрино)

1

1

2

 

Моя улица на карте поселения

 

 

 

4

История названий улиц поселения

2

 

2

5

Улица Ивана Васильевича Королькова (практическое занятие – работа с архивными материалами, и защита рефератов о Герое ВОВ И.В. Королькове)

2

2

4

6

Практическое занятие «Улица моей мечты»

 

2

2

 

Растительный мир нашего края

 

 

 

7

Деревья (практическая работа – создание буклета)

1

1

2

8

Кустарники (практическая работа – создание буклета)

1

1

2

9

Лесное разнотравье (практическая работа – создание буклета)

1

1

2

10

Луговое разнотравье (практическая работа – создание буклета)

1

1

2

11

Околоводные растения (практическая работа – создание буклета)

1

1

2

 

Животный мир нашего края

 

 

 

12

Животные леса (практическая работа – создание буклета)

1

1

2

13

Животный мир лугов и полей (практическая работа – создание буклета)

1

1

2

14

Птицы (практическая работа – создание буклета)

1

1

2

15

Насекомые (практическая работа – создание буклета)

1

1

2

16

Пресмыкающиеся (практическая работа – создание буклета)

1

1

2

Содержание учебно-тематического плана второго года обучения

Темы занятий

Теория

Практика

Всего

 

Моя малая родина на карте России

 

 

 

1

Символика Тюменской области, ХМАО-Югры (практическое занятие - создание макета герба ХМАО-Югры)

1

1

2

2

Сургутского района (практическое занятие - создание макета герба ХМАО-Югры, Сургутского района)

1

1

2

3

сельского поселения Тундрино (практическое занятие - создание эскиза герба сельского поселения Тундрино)

1

1

2

 

Зимние Святки

 

 

 

4

История праздника Рождества (практическая работа – создание Вертепа)

1

1

2

5

Традиции празднования Рождества (практическое занятие – оформление рождественского стола)

1

1

2

6

Колядки

1

1

2

 

Народная медицина

 

 

 

7

Лекарственные растения Тундринской земли. Подорожник, иван-чай (практическое занятие – создание буклета)

1

1

2

8

Чага, лабазник (практическое занятие – создание буклета)

1

1

2

9

Кустарники (практическая работа – создание буклета)

1

1

2

 

Народы нашего края, поселения

 

 

 

10

Народы населяющие ХМАО-Югру

1

 

1

11

Коренные малочисленные народы Севера (ханты, манси)

2

 

2

12

Национальности нашего поселения (презентация «Моя национальность»)

2

1

3

 

История становление села Тундрино

 

 

 

13

Откуда есть пошла земля Тундринская

1

 

1

14

«Белая Лебедь» (практическая работа – создание буклета о церкви)

1

1

2

15

Предприятия села Тундрино (практическая работа – создание буклета)

1

1

2

16

История Тундринской школы

1

 

1

17

Знаменитые земляки (практическая работа – презентации С.Е. Кайдалове, семье Замятиных)

2

2

4

Содержание учебно-тематического плана третьего года обучения

Темы занятий

Теория

Практика

Всего

 

История возникновения поселка Высокий Мыс

 

 

 

1

«У широкой реки, бурям всем вопреки, небольшой наш поселок живет…»

1

 

1

2

Образование на Высоком Мысу

1

 

1

3

Предприятия поселка Высокий Мыс (практическая работа – создание буклета)

1

1

2

4

Знаменитые земляки (практическая работа – презентации: семьи Ромашко, Карповичей, Бжецовых)

1

3

4

5

Традиционные праздники высокомысовцев (практическая работа – фотоальбом)

1

1

2

 

Колесо истории рода

 

 

 

6

«Первым жителям этой прекрасной земли…» (семьи спецпереселенцев на Высоком Мысу)

2

 

2

7

Продолжение рода на Высоком Мысу (практическая работа – презентации: семьи Симоновых, Салминых, Ушаковых, Шлеиных)

1

2

3

8

«Навсегда здесь поселились…» (семьи, «пустившие корни» на Тундринской земле)

1

 

1

9

«Моя семья – мое богатство!» (практическая работа – презентации о семьях обучающихся)

 

2

2

 

Матушка Обь и её дочь – Курья

 

 

 

10

Легенда о красавице Оби (практическая работа – создание книжки-малышки «Легенда о красавице Оби»)

1

1

2

11

Обитатели реки Обь (практическая работа – создание буклета)

2

1

3

12

Обь – водная артерия Западно-Сибирской равнины (практическая работа – пластилиновая обская флотилия)

1

1

2

13

Курья – старое русло Оби (практическая работа – создание буклета об обитателях Курьи)

1

1

2

 

Памятные места моего поселка

 

 

 

14

Роща памяти

1

 

1

15

«Если б березы могли говорить…» (пришкольный парк). (Практическая работа – мини-сочинение «Если б березы могли говорить…»)

1

1

2

16

Памятники и памятные знаки (мемориальная доска, памятник воинам – землякам, памятник первопроходцам Сибири). (Практическая работа – эскиз памятника спецпереселенцам).

1

1

2

17

Кедросад – гордость поселка (практическая работа – создание листовок)

1

1

2

Содержание учебно-тематического плана четвертого года обучения

Темы занятий

Теория

Практика

Всего

1

Район, который дорог мне

2

 

2

 

«Поселенье у нас называется Тундрино…»

 

 

 

2

В Тундрино есть братская могила (практическая работа – проект)

1

1

2

3

Тундринский сельский совет. Деревни, входивщие в состав Тундринского с/с (Сармановская половинка, Пилюгино, Лямина) (практическая работа – проект)

1

1

2

4

«И Обь река, что помнит год 30-й…» (Озерный, Песчаное, Высокий Мыс) (практическая работа – проект)

1

1

2

5

Сельский совет в довоенное время (практическая работа – проект)

1

1

2

 

«Какое слово горькое – война»

 

 

 

6

Они защищали Родину (практическая работа – проект)

1

1

2

7

Они ковали Победу в тылу (практическая работа – проект)

1

1

2

8

Он был героем на войне и в жизни (практическая работа – проект)

1

1

2

 

«Какое слово гордое – Победа!»

 

 

 

9

До наших дальних деревень донесся из Москвы салют победный! (практическая работа – проект)

1

1

2

10

…И коменданты строгие следили, как жил мужик (практическая работа – проект)

1

1

2

 

Потом пришла пора иная (практическая работа – проект)

3

3

6

 

Сельское поселение Тундрино на пороге нового тысячелетия

 

 

 

11

«Новые» переселенцы (практическая работа – проекты)

1

1

2

12

Сотрудничество с поселениями Сургутского района (практическая работа – презентации)

1

1

2

13

Повседневная жизнь (практическая работа – презентации)

1

1

2

14

«И новый мир, о нем отцы мечтали, наступит не во сне, а наяву…» (мини-сочинения, рисунков)

1

2

3

Методическое обеспечение программы

  1. Адрес-календарь Тобольской губернии на 1897 год [Текст]. – Тобольск: [б.и.], б.г. – Ксерокоп. с изд. 1897 г. – с.53.
  2. Буклет «События в сфере культуры на территории Сургутского района, 2011-2012 гг.
  3. Буклет «Церковь Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона д. Тундрино, ООО «Водолей».
  4. «Семь чудес Сургутского района» - сборник материалов по итогам музейно-образовательного проекта.
  5. Справочник-дайджест в 14 книгах «Сургутский район в калейдоскопе времени. Сельское поселение Лямина», Муниципальное учреждение культуры «Сургутская районная центральная библиотека им. Г.А.Пирожнокова», 2008.
  6. Справочник-дайджест в 14 книгах «Сургутский район в калейдоскопе времени. Сельское поселение Тундрино», Муниципальное учреждение культуры «Сургутская районная центральная библиотека им. Г.А.Пирожнокова», 2008.
  7. Фотоматериалы «От Сургутского уезда – к Сургутскому району», Угутский краеведческий музей им. П.С. Бахлыкова, 2004.
  8. Фотоматериалы «Муниципальное образование Сургутский район - 85».
  9. Фотоматериалы «90 лет Сургутскому району».
  10.  Бахлыков Петр Семенович «Подвижники из Угута»: Неопубликованные и малоизвестные страницы творчества. - Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2000. – 144 с. + илл. 25 с.
  11.  Бахлыков П.С. «Юганские ханты: история, быт и культура»: Краткое историческое повествование о ханты Сургутского района / Послесловие С.Г. Пархимовича – Тюмень: «СофтДизайн», 1996. – 208 с.
  12.  Бортаковский Т.В. «Сквер Памяти Героев»: Изд. 2, доп. – Смоленск: Маджента, 2013. – с. 200.
  13.  Веч Г.П. Сельские жители. Очерки и зарисовки о людях Сургутского района, опубликованные в газете «Вестник». Г.П. Веч. – Омск: ООО «Омскбланкиздат», 2012. – 316 с.
  14.  Галина Кондрякова. Жила-была деревня: к 75-летию ХМАО – Югры. – Сургут: СТ, 2005. – 148 с.
  15.  Н.Н. Баранов и др. Древний город на Оби: История Сургута [Текст]. – Екатеринбург: Тезис, 1994. – 336 с.: ил. – с.238
  16.  Л.Н. Добринский, В.В. Плотников. Экология Ханты-Мансийского автономного округа. – Тюмень: СофтДизайн, 1997. – 288 с.
  17.  А.А. Дунин-Горкавич. Справочная книжка Тобольской губернии: Приложение к карте Тобольской губернии [Текст]. – Тобольск: Тип. Епарх. Братства, 1904. – 160 с. – Ксерокоп. – Б.ц.
  18.  Замятин В.П., Захаров И. П. Сургутский Словарь.
  19.  Замятин В. Тропой судьбы моей: сборник стихов и очерков / МКУК «СРЦБС». – Сургут; Екатеринбург: Уральский рабочий, 2015. – 160 с., ил., фот.
  20.  Замятин В.П. «Под синим пологом лесов». – Сургут: Рекламно-издательский информационный центр «нефть Приобья» ОАО «Сургутнефтегаз»; 2001. – 80 стр., 16 илл.
  21.  Иван Прокопьевич Захаров. Летопись народного подвига. Сургутский район в годы Великой Отечественной войны, Екатеринбург Уральское издательство, 2004.
  22.  Коровин И.Е. Ветераны Сургутского района. – Екатеринбург: Уральское изд-во, 2005. – 240 с.: ил.
  23.  Коровин И.Е. «Всегда вместе» История и действительность коренных жителей Приобья. (Историко-краеведческий материал) Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2004. – 192 с.
  24.  Коровин И.Е. Память о войне. – Сургут: ООО «Винчера», 2010. – с.248, илл.
  25.  Г. Корченкин, А. Ярошко, А. Семенов и др. Сургутский район: территория надежды: Фотоальбом. – Сургут. ЗАО «Диорит», 2001. – 112 с.: фото. ил.
  26.  В.М. Куриков. Югра – энергетическое сердце России, ООО «Алфавит», 2001.
  27.  Н.Д. Радченко. Судьбы народов Обь - Иртышского Севера [Текст]: (из истории национально-государственного строительства, 1822-1941 гг.)
  28.  Редикульцев В.Ф. Сопряжение времен. Нефтеюганск. – Екатеринбург, 2011. – 224 с. ил.
  29.  Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры. В 3 кн. – Екатеринбург. ООО «ЭНТ», 2004. – 32 с., ил.
  30.  Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. Экологическое сафари по Югорскому краю, Издательство «АКВА-ПРЕСС.
  31.  Н. Токмакова. В палитре жизни цвета: Сб. стихов самобытных поэтов Сургута. р-на – Сургут: ГУП ХМАО «Сургут. Тип.», 2001 – 115 с., ил.
  32.  Н. Токмакова «Край, где царствуют белые ночи»: сборник стихов/ МКУК «СРЦБС», - Сургут: ООО «Сургутская типография», 2012. – 176 с., ил.
  33.  О.В. Шадрина, Л.А.Хабарова, И.П. Манн; ред Т.В. Горбунова «Сургутский район: информация для путешественника/ Адм.Сургут.р-он; МКУК «Сургутская районная централизованная библиотечная система», - Сургут, 2013. -20 с. + 1 электрон. опт. диск (DVD-R).
  34.  Л.А.Хабаров «Памятные даты Сургутского района», 2014 год: календарь/ МКУК «СРЦБС», ЦРБ им.Г.А.Пирожникова, отд. краевед. лит. и библиогр.; -Сургут, 2013.-68 с.: ил.
  35.  Л.А.Хабаров «Памятные даты Сургутского района», 2016 год: календарь/ МКУК «СРЦБС», ЦРБ им.Г.А.Пирожникова, отд. краевед. лит. и библиогр.; - Сургут, 2015.-48 с.: ил.