Итоговое открытое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи


Цель: систематизация и актуализация ранее полученных знаний, умений и применение навыков по обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить знания детей о звукобуквенном анализе,
  • совершенствовать умение детей выделять слоги в слове,
  • закреплять умение отвечать полным ответом.

Развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие, умение отгадывать загадки,
  • развивать воображение, умение выразительно передавать характеры, эмоции с помощью театрализации -экспромта сказки,
  • продолжать совершенствовать устную связную речь, грамматически правильно оформленную через самостоятельные ответы детей,
  • продолжать развивать коммуникативную функцию речи.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство сопереживания, доброты, взаимовыручки, отзывчивости, чувство товарищества.
  • воспитывать умение слушать взрослого и своих товарищей, умение следовать правилам игры, прислушиваться к мнению других, желание и умение работать в коллективе.

Здоровьесберегающие задачи:

  • предупреждать утомляемость детей (проведение динамической паузы);
  • продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе, а также ситуацию успеха для каждого ребенка.

Словарная работа: гласный звук; согласный: мягкий, твёрдый звуки.

Оборудование: Деревья - декорации, яблоки в буквами, атрибуты, дом и фигурки животных, буквы, картинки для показа, подарки для поощрения.

Методические приемы:

  • словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение),
  • игровой (использование сюрпризных моментов),
  • практический (звуковая схема слова, работа в группах),
  • наглядный (чтение рассказа с картинками, игра «Рассели по этажам»), проблемная ситуация.

Планируемый результат: Дети обобщают полученные ранее знания о звукобуквенном анализе, совершенствуют умение составлять предложения, закрепляют навык составления слов из букв, передают характеры героев с помощью жестов, мимики, интонации, закрепляют знания о подборе антонимов. Дети учатся работать в коллективе и сопереживать, следовать правилам игры.

Раздаточный материал: тетради «в клеточку», ручки, карандаши цветные.

Предварительная работа:

  • Составление схемы предложения; составление звуковой схемы слова, дидактические игры по речевому развитию.
  • Составление предложений; составление небольших рассказов.

Индивидуальная работа: помощь затрудняющимся детям в составлении звуковой схемы слова.

Формы организации: фронтальная, групповая.

Количество детей: 22 человека.

Место проведения: групповая комната.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня в нашей группе как-то всё необычно, словно мы попали в лес. Знаете, у меня появилась идея… Скоро вы пойдёте в школу, в обычную школу, а я предлагаю вам поучиться в лесной школе. Как вы думаете, кто может учиться в ней? Правильно, животные: звери, птицы, насекомые. Выбирайте себе атрибуты и представьтесь всем, как будут звать вас в лесной школе, только назовите себя ласково. Например, я Мудрая совушка, Лариса Викторовна. (Дети представляются)

Воспитатель звенит в колокольчик:

Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева - друг и справа - друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Улыбнёмся и нашим гостям.

И прежде, чем мы начнём, давайте уточним… У нас групповая комната, а в школе эта комната будет называться - класс. У нас - столы, а в школе - парты. В детском саду - воспитатель, а в школе - учитель. В детском саду - занятие, а в школе - урок. В детском саду оценки не ставят, а в школе - ставят.

Воспитатель: А какие самые хорошие оценки в школе? Каким должен быть ученик в школе? (любознательным, прилежным, вежливым).

Ну что же, все готовы стать учениками лесной школы? Тогда идём за мной и проговариваем волшебные слова:

Ой-ой-ой - повторяйте все за мной
Ва-ва-ва - высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги).
Па-па-па - узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни).
Ес-ес-ес - мы пришли в лес. (Шагают, руки на поясе).
Су-су-су - хорошо бродить в лесу!
Та-та-та - ах, какая красота!
Ой- ой-ой - не хотим идти домой!

Дети вместе с воспитателем подходят к высокому дереву, на нём яблоки с буквами: АОКЛШ.

Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Чудо-яблоки на нём,
Да румяные,
Чудо-яблоки на нём,
Да мудрёные!

Воспитатель: Ребята, мы стали учениками необычной школы, яблоки здесь необычные… Что в них загадочного? (на них написаны буквы). А чем буквы от звуков отличаются? (звуки произносим и слышим, а буквы видим и пишем, звуки обозначаются буквами). Сколько всего букв в русском алфавите? (33) Какая буква первая? Есть она на нашем дереве? Сорвём это яблочко? (срывают) А оно-то непростое!!! Вопросами мудрыми налитое…

Яблоко с буквой А. (дети садятся за столы)

(На букве написано с обратной стороны)

Сейчас поговорим о звуках -
Ведь звуки - целая наука!

Говорят, они все разные,
Трудные, ужасные...

Объясните поскорей,
Чтобы стали все умней!

На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные).Сколько гласных звуков? А,О,У,И,Ы,Э

Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие) А знаете ли вы буквы алфавита и звуки, которые они обозначают? (Воспитатель показывает букву, а ребенок называет букву и звуки, которые она обозначает). Какие звуки только мягкие, у них нет, братьев по твердости, а какие только твердые, у них нет братьев по мягкости. (ЧЩЙ, ЖШЦ). Какие буквы особенные, могут обозначать два звука, а могут один? (ЕЁЮЯ) Какие буквы не обозначают звуков? (ЪЬ)

А где больше всего букв, где они живут? (в книгах)

А мы сможем составить схему слова «КНИГА»? Сколько слогов в этом слове? (2) Сколько звуков? Давайте проверим. (Воспитатель или кто-то из детей произносит слово по звукам, дети считают)

Начертите домики для букв в тетради. Какой звук первый? Как обозначим? и т.д.

Молодцы! Вы уже взрослые и знаете, что звуки в словах нужно произносить правильно, чтобы не случилось никаких курьёзных ситуаций, как у наших героев жука Егора и осы Саши.

(Инсценировка стихотворения)

Встретил жук в одном лесу Симпатичную осу.
- Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
-Увазаемый прохозый,
Ну на сто это похозе!
Вы не представляете,
Как вы сепелявите!

И красавица оса
Улетела в небеса.

- Штранная гражданка,
Наверно, иноштранка.
Жук с досады кренделями
По поляне носится.
- Это ж надо было так
Опроштоволоситься!

Какие звуки заменили герои? Что значит «кренделями», «опростоволоситься»? (оказаться в смешном, глупом, неприятном положении)

Посмотрите на наше чудо-дерево, есть на нём ещё гласные буквы? Яблоко с буквой О.

Ее загадаешь -
Себя проверяешь,
Ее отгадаешь -
Радость получаешь!
(ЗАГАДКА)

(загадка-шутка) (Читает Варя Н. и Артур Т.)

В каком классе учится Петя?

Молодцы! С этой загадкой вы справились. Слушайте следующую. В лесу построили новый дом, но жители никак не могут понять, кто на каком этаже должен жить. Помогите расселить жителей леса по этажам. Заселить можно столько жильцов, сколько окон в доме.

Зверь лохматый, косолапый,
Он сосёт в берлоге лапу. (Медведь)

Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это…(Волк)

Размером она с небольшую собаку,
Но может, как волк, она броситься в драку.
Стоячие уши и хищные зубы.
Из меха пушистого рыжая шуба.
Полевки лесные - объект ее пищи.
Плоды, насекомых в лесу она ищет…
Боится ее вся домашняя птица.
Как имя же рыжей плутовки? (Лисица)

Называют все косой,
Только он ведь не такой,
Да, трусишка, не отнять,
Морковку любит он жевать.
Капусту он еще грызет,
Кто его мне назовет… (заяц)

Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это - … (Кот)

Дети отгадывают загадки и расселяют зверей по этажам в зависимости от того, сколько слогов в слове. Почему «коту» не досталось жилья? (Кот - домашнее животное).

- Каких ещё лесных животных вы знаете? Предлагаю вспомнить не только взрослых зверей, но и назвать их детенышей, да ещё и показать всё это в движении (дети встают в круг).

Логоритмическое упражнение «В школу»

Осенним днем лесной тропой
Дети идут по кругу друг за другом
Звери в школу шли гурьбой.
За мамой-лосихой топал …(лосенок).
Идут, громко топая.
За мамой-лисицей крался… (лисенок).
Идут крадучись.
За мамой-ежихой катился… (ежонок).
Передвигаются в глубоком приседе.
За мамой-медведицей шел…(медвежонок).
Идут вперевалку.
За мамою-белкой скакали…(бельчата).
Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.
За мамой-зайчихой - косые…(зайчата).
Скачут, сделав «ушки» из ладоней.
Волчица вела за собою…(волчат).
Идут на четвереньках.
Все мамы и дети учиться хотят. Останавливаются.

Яблоко с буквой К.

Сказка - чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни -
Непременно пропадешь.

Ждёт нас сказка. В нашей лесной школе есть герои одной сказки. Посмотрите сейчас и скажите, как называется сказка и кто её написал?

Драматизация сказки «Под грибом»

Как-то раз застал муравья сильный дождь. Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом - дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее. Ползёт к грибу мокрая Бабочка.

Бабочка: Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу!

Муравей: Куда же я пущу тебя? Я один тут кое-как уместился.

Бабочка: Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт. Бежит мимо Мышка: Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

Мышка: Потеснитесь немножко!

Потеснились - пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт...

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

Воробей: Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

Муравей: Тут места нет.

Воробей: Подвиньтесь, пожалуйста!

Муравей: Ладно.

Подвинулись - нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

Заяц: Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!..

Муравей: Жалко Зайца. Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.

Лиса: Зайца не видели? - спрашивает.

Все: Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

Лиса: - Не тут ли он спрятался? Да, где ему тут спрятаться?

Махнула Лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба - радуются (звучит музыка).

Муравей задумался и говорит:

Муравей: Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.

Все посмотрели: у гриба сидит Лягушонок и хохочет: Эх, вы! И не заметили, что Гриб-то...

Недосказал и ускакал…

- Как называется сказка? Автор?

- Какое слово недосказала лягушка? Сколько героев вместил грибок?

- Почему сначала муравью было тесно одному, а потом и пятерым место нашлось?

- Почему лиса не стала искать зайца под грибом?

- Что помогло героям сказки?

Ребята, а вы заметили, что в самом начале сказки муравей спрятался под грибок, а в конце лягушонок говорит: «А гриб-то…» Чем отличаются слова грибок и гриб? Подберите к слов «ГРИБ» родственные слова.

(ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, ГРИБНИЦА, грибочек)

Задание для команд: кто составит большое, интересное предложение со словом «ГРИБ»

(Дети советуются, договариваются, рассказывают получившиеся предложения)

Яблоко с буквой Л. «Поразмышляйка» с мячом

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Моя школа далеко, а твоя близко
Моя линейка длинная, а твоя короткая
Моя кисточка широкая, а твоя узкая
Мой автобус приехал, а твой уехал
Моя книга толстая, а твоя тонкая
Мои ножницы острые, а твои тупые

Игра «Какой, какая, какие?»

- Звонок из металла, какой? (Металлический).

- Тетрадь из бумаги, - какая? (Бумажная)

- Карандаш из дерева, какой? (Деревянный)

- Пенал из пластмассы, какой? (Пластмассовый)

- Ручка с цветными пастами, какая? (Цветная)

- Ластик из резины, какой? (Резиновый)

- Портфель из кожи, какой? (Кожаный.)

«Составь слова по аналогии»

  • окунь - рыба, а ромашка - … цветок
  • морковь - огород, а грибы - … лес
  • часы - время, а градусник - … температура
  • глаз - зрение, а уши - … слух
  • добро - зло, а день - … ночь
  • утюг - гладить, а телефон - … звонить
  • голубь - птица, а василек - … цветок
  • заяц - животное, а щука - … рыба
  • школа - учитель, а больница - … врач, доктор
  • книга - читать, а музыка - … петь, играть, слушать
  • радио - слух, а телевидение - … зрение

Яблоко с буквой Ш.

«Спасите буквы!»

Представьте, ребята, что мы бы сейчас попали в чудесную страну, в которой живут буквы. Присмотритесь: вот идет стройная А с ремешком на поясе, а вот пузатенькая Б в кепочке с козырьком. А вот катится шалунья О, а за ней веселая принцесса И, а с ней важный, похожий на молодой месяц, принц С. В улочке сидит тихая П. Представили?

И вот однажды случилась беда. Над страной пронесся страшный ураган и унес шесть букв. И теперь прежней жизни нет, все буквы опечалены. Только вы можете помочь! Ну что ж, возьметесь помогать стране букв?

Тогда в путь! Ведь чтобы войти в страну, нам нужно сделать обратный счет от 10 до 0. (Дети встают, шагают на месте и считают в обратном порядке).

Какие молодцы! Все вам нипочем! Теперь давайте искать буквы! Пропавшие буквы найдет тот, кто запомнил, какие буквы я называла в начале сказки.

Как выглядели эти буквы? А теперь давайте расставим буквы по своим местам.

С - на первое место,

П - на второе,

А - на третье,

С - на четвертое,

И - на пятое,

Б - на шестое,

О - на седьмое.

Прочитайте, какое слово получилось, когда радостные буквы взялись за руки?

«Спасибо»!

Это спасенные вами буквы благодарят вас.

Итог. А кто догадался, какое слово получится из букв на яблочках? ШКОЛА

Рефлексия. Школа ждёт вас! Ученики лесной школы получились из вас замечательные, а какими вы станете учениками настоящей школы, покажет время. А пока оставьте мне на память ваше настроение, нарисуйте ваше настроение на «личиках» (выбирают себе по желанию).

Заключительное слово воспитателя. Памятные подарки детям.