Креативные задания на уроке музыки как один из приемов формирования функциональной грамотности учащихся

Разделы: Музыка


Ни для кого не секрет, что к уроку музыки в школе, и учителя, и ученики, относятся с достаточной долей снисхождения. Не все понимают, что современный урок музыки - это сложный учебно-творческий процесс, где основой развития личности ребенка становится классическое музыкальное искусство. Порою недостигаемое, требующее глубокого осмысления, умения вслушиваться, понимать его «особенный язык».

Как сделать так, чтобы мои ученики приходили на урок музыки с радостью, понимали ценность классического искусства, чувствовали сопричастность к чувствам и мыслям великих композиторов.

Как сделать так, чтобы урок музыки соответствовал современным требованиям, и мог реализовывать не только учебные задачи, направленные на формирование знаний, умений и навыков, но и способствовал развитию функциональной грамотности.

В современном образовании функциональная грамотность рассматривается как «способность человека использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений». (А.А.Леонтьев, лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук). [2] Среди составляющих функциональной грамотности особое место занимают компетенции «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация. В основе этих компетенций лежат воображение, умение выражать идеи, поиск ассоциаций, аналогий, умение управлять собой и взаимодействовать с другими. Развитие этих компетенций возможно, если учитель включает в урок креативные задачи.

Креативность - способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответы на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания (Лукас Б., Клэкстон Г., Спенсер Э., 2013)

Очень часто такие задания приходится придумывать самому учителю, так как в методической литературе они встречаются не так часто. Важно, чтобы включение творческих задач носило систематический характер. Как отмечает И.Я.Лернер, «неупорядоченное, стихийное применение проблемных задач в обучении полезно, необходимо, но недостаточно для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления». [1]

Предлагаю вашему вниманию креативные задания, которые использую в своей педагогической деятельности.

На одном из уроков в начале учебного года, я предлагаю ребятам следующее задание: «Сочините историю, которая могла бы объединить эти изображения». Ответ принимается полностью, если состоит из одного или более распространенных предложений, описывающих возможный сюжет, в котором использованы все изображения, представленные в задании (рис.1).

Рис. 1

Своеобразным результатом этого задания становится проект, посвященный Международному Дню музыки.

- Почему значимость музыкального искусства отмечает весь мир, все человечество? Все ли ученики нашей школе знают об этом событии? А в вашей семье? В нашем городе? Что можем сделать мы, чтобы обратить внимание людей на этот праздник?

После коллективного обсуждения свой творческий проект мы решили назвать строчкой стихотворения Владимира Соколова «Спасибо, музыка, за то…». Ребята предложили нарисовать рисунки или открытки к Международному дню музыки, написать небольшие сочинения и разместить их в Instagram нашей школыhttps://www.instagram.com/licey_a.g.bazhenova/), исполнить для одноклассников свои любимые произведения, спеть Гимн Лицея.

У ребят была возможность выбрать форму творческой работы, а учитель мог наглядно увидеть формируемые навыки, оценить уровень понимания учащимися роли музыкального искусства в становлении духовного мира человека, в культурно-историческом развитии современного социума.

Еще одно творческое задание, которое вызывает интерес учащихся, связано с умением работать на уроке с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма).

В 4-5 классах, я предлагаю ребятам кадр или небольшой фрагмент фильма мультфильма, без звука. Мы выясняем с ребятами, можно ли понять, что происходит с героями фильма? Что они чувствуют? (рис.2)

Ребята сразу отмечают, что для полного восприятия не хватает звука. - Кто занимается озвучиванием фильма? Какими умениями, знаниями нужно обладать, чтобы озвучить фильм? Креативная задача для учеников состоит в том, чтобы почувствовать себя в роли звукорежиссёра.

Какая музыка могла бы сопровождать этот кадр? На каких инструментах ее можно исполнить?

Рис. 2

«Этот кадр могла бы сопровождать веселая, добрая музыка. Она такая задорная, воздушная, бурлящая что ни один герой не может устоять на месте, все пускаются в пляс. На лицах героев улыбки, радость. Музыку можно исполнить на флейте, скрипке. Голоса этих музыкальных инструментов красивые, светлые, мелодичные». Карина Г. 4 класс.

«Когда я смотрел на этот кадр, мне стало страшно и тревожно за героев фильма. Они напуганы, и убегают. А может, спешат кому-то на помощь, и боятся, что не успеют. Музыка должна звучать очень быстро, напряженно, взволнованно. Ее исполняют барабаны, труба, струнно-смычковые инструменты. Целый оркестр звучит форте, передавая чувства героев». Тимур К. 5 класс.

В старших классах подобное задание звучит иначе.

Посмотрите на фотографию как на возможный кадр из фильма. Прослушайте первый музыкальный фрагмент, и ответь на вопросы.

- Какие события могут происходить в этом доме, кто его обитатели? Придумайте название этому фильму.

Прослушайте второй музыкальный фрагмент. Как изменился характер обитателей дома, событий, в нём происходящих?

Слушая первый и второй музыкальные фрагменты, отметьте, что привлекает Ваше внимание на изображении, на чём останавливается Ваш взгляд? Какие детали кажутся Вам важными?

- Как ты думаешь, влияет ли характер музыки на то, как мы воспринимаем кадр фильма.

Приведу фрагмент одной из работ. «Музыка очень сильно влияет на восприятие изображения. Потому, что то, что слышишь, то и хочешь видеть. В первом фрагменте дом кажется таким прекрасным, родным. Но слушая второй фрагмент, в доме все кардинально меняется, появляется тревожность и опасность. Он сразу мрачнеет и отталкивает от себя. Эти ощущения рождает музыка. Музыка очень сильно влияет вообще на все в этом мире» Даша К. 7 класс.

Данное задание направлено на достижение метапредметных результатов, осознание учащимися многочисленных взаимосвязей музыки с жизнью и другими видами искусства.

Предлагая ребятам выполнить творческое задание, необходимо поощрять проявление самостоятельности в решении разнообразных творческих задач.

В 8 классе я предлагаю ребятам составить программу концерта, посвященного какому-либо событию или празднику. Выполняя это задание, ребята используют знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, а также самостоятельно. Высказывают свои музыкальные предпочтения. Публично представляя свою программу концерта, ученик объясняет свой подход к выбору номеров.

При выполнении этого задания от ученика требуется самостоятельный отбор знаний и умений из разнообразных предметных областей и других сфер жизни, активная позиция, актуализирующая личный опыт и индивидуальные предпочтения ученика, проявление инициативы, оригинальности и гибкости мышления.

Подводя итог, отметим, что креативные задания на уроке, направлены на достижение метапредметных результатов образования, а значит и на формирование универсальных учебных действий. В своей работе Алесашина И.Ю. отмечает: «Анализ творческих задач показывает, что чем выше творческий уровень задачи, тем больший спектр универсальных учебных действий задействован в процессе ее решения. Это преимущественно познавательные УУД, включающие в себя общеучебные, исследовательские и логические действия. Творческие задачи требуют от решающего сочетания интеллектуальных, креативных, волевых, эмоционально чувственных качеств, поэтому можно говорить об интегративном характере образовательных результатов творческой задачи, способствующих развитию навыков человека XXI века».

Список литературы

  1. Алексашина, Ирина Юрьевна. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И.Ю.Алексашина, О.А.Абдулаева, Ю.П.Киселев; науч. ред. И.Ю.Алексашина. - СПб.: КАРО, 2019. - 160 с. - (Петербургский вектор введения ФГОС ООО). ISBN 978-5-9925-1413-1. [ с. 51]. https://edu.kpfu.ru/pluginfile.php/792622/mod_resource/intro/Тема%208%20И.Ю.Алексашина.%20Формирование%20и%20оценка%20ФГ%20учащихся.pdf
  2. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М.А.Пинская, А.М.Михайлова. - М. : Корпорация «Российский учебник», 2019. https://drive.google.com/file/d/1Yx1j901aCZ-DGvEptX9zp5zRJcMMlNis/view
  3. Крюкова Г. Лаборатория функциональной грамотности - статья - Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа - Вентана) https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/