Рабочая программа по предмету Инструментальный ансамбль на 2022–2023 уч. г.

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


Количество часов: всего 612.

1-я группа (младший состав): всего в году 306 часов в неделю 9 часов.

2-я группа (основной состав): всего в году 306 часов в неделю 9 часов.

Программа «Инструментальный ансамбль» разработана на основе:

  • типовой программы «Вокально-инструментальный ансамбль» Сборник программ «Музыка» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, Москва «Просвещение», 1986.
  • примерной программы «Ансамбль клавишных синтезаторов» И.М.Красильникова, Москва «Просвещение», 2009 года.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по Инструментальному ансамблю (базовый уровень) ориентирована на учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы и регламентируется на основе:

  • ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приоритетный национальный проект «Образование»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО);

Инструментальный ансамбль является динамичной и гибкой формой коллективного исполнения. В процессе занятий в ансамбле идет развитие музыкального слуха, воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины.

Значение термина «ансамбль»: ансамбль это небольшой коллектив исполнителей (дуэт, трио, квартет) и т.д.

Игра в ансамбле - очень важная составляющая в процессе формирования музыкально эстетических представлений у обучающихся, а для наиболее одаренных воспитанников - важнейшая форма занятий, в значительной мере способствующая повышению качества их профессиональной подготовки для поступления в музыкальные училища.

Кроме того, занимаясь в ансамбле, обучающиеся знакомятся с лучшими образцами современной музыки, расширяют свой кругозор, приобретают навыки совместного исполнения, необходимые им впоследствии для участия в любительских музыкальных коллективах, а также для дальнейших занятий в оркестровых классах музыкальных училищ. Работа с ансамблем позволяет создать интересный разнообразный репертуар, развивает навыки чтения с листа.

Программа «Инструментальный ансамбль» разработана на основе:

  • типовой программы «Вокально-инструментальный ансамбль» Сборник программ «Музыка» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, Москва «Просвещение», 1986.
  • примерной программы «Ансамбль клавишных синтезаторов» И.М.Красильникова, Москва «Просвещение», 2009 года.

Цель программы: Удовлетворение интереса подростков и реализация их творческого потенциала в области инструментального музыкального искусства.

Задачи:

  • Сформировать у обучающихся специальные знания, исполнительские умения и навыки игры на музыкальных инструментах, навыки игры в ансамбле, а также базовые знания по теории музыки.
  • Научить их чувствовать, слушать музыку, развить их музыкальный слух, чувство ритма, память, воображение, познавательный интерес.
  • Способствовать воспитанию у них музыкального эстетического вкуса на основе осознанного восприятия современной музыки, развитию их активности и самостоятельности, общего кругозора.
  • Привить обучающимся культуру поведения музыканта-исполнителя.
  • Способствовать воспитанию коллективной творческой и исполнительской дисциплины.

В результате работы обучающиеся должны:

  • научиться слушать исполняемую ансамблем музыку в целом и слышать отдельные голоса партий произведения, ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков и т.п.;
  • исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом;
  • творчески применять в совместном исполнении полученные музыкально-исполнительские навыки;
  • иметь навыки чтения с листа.

Планируемые результаты реализации программы

К концу обучения по программе «Инструментальный ансамбль» учащиеся достигнут необходимый уровень компетенций, который включает в себя:

Личностные:

  • способность, умело применять полученные знания в собственной творческой деятельности;
  • развитие творческой активности, креативности при игре на гитаре в ансамбле;
  • развитие образного мышления и творческого воображения;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности.

Метапредметные:

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение организовать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации творческого замысла;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • способность оценивать, анализировать результаты творческой деятельности: собственной и своих сверстников.

Предметные:

  • умение творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач;
  • способность высказывать свое мнение о творческой работе;
  • умение обсуждать коллективные результаты творческой деятельности;
  • уметь ориентироваться в музыкальных произведениях;
  • уметь проигрывать музыкальные произведения в заданном темпе;
  • уметь менять по заданию педагога тембр и силу звучания звука;
  • уметь проигрывать гаммы в разных ритмических рисунках;
  • уметь слышать голоса разных партий в ансамбле;
  • владеть элементарной терминологией музыкального искусства;
  • владеть навыками самоконтроля;
  • иметь развитую фантазию и воображение.

Проверкой знаний, умений и навыков учащихся являются публичные выступления. С начала в виде показов для родителей, затем в виде творческих отчетов и концертов. Хорошие инструментальные ансамбли могут принимать участие в больших праздничных и тематических концертах с участием и других художественных коллективов.

Характеристика программы

Программа «Инструментальный ансамбль» имеет художественную направленность, ее образовательная область - «Искусство». Программа по уровню содержания - базовая, по уровню усвоения - углубленная, по образу результата - учебная. Требования программы доступны для большинства желающих. В основе программы лежат дидактические принципы доступности и последовательности в обучении. Художественный материал в программе представлен популярными современными произведениями. Работа над техникой подготавливает юного исполнителя к передаче характера изучаемых музыкальных произведений. Исполнение популярных музыкальных пьес, песенных композиций развивает эмоционально-образное мышление обучающихся и способствует формированию их художественного вкуса.

Программа составлена для индивидуального обучения на инструментах и дальнейшей совместной игре в ансамбле. Индивидуальное обучение на гитаре 6 месяцев, а затем совместная игра в ансамбле. Обучение на гитаре и ударных инструментах начинается с 11-12 до 18 лет.

Создание инструментального ансамбля предполагает многостороннюю работу по обучению музыкальной грамоте, обучению игре на инструменте, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанирования, музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.

Специфика работы инструментального ансамбля, особенно на начальном этапе, предполагает в основном индивидуальную работу на различных инструментах. Учащиеся, проявившие наибольшие способности, могут быть переведены в основной состав ансамбля, который варьируется от 3 до 10 исполнителей. Минимальный состав ансамбля состоит: из ударных инструментов, бас-гитары, ритм-гитары и соло-гитары. К нему может быть добавлены синтезатор, а также духовые инструменты (труба, тромбон, саксофон и другие музыкальные инструменты).

Учащихся следует научить пользоваться усилительной аппаратурой и соблюдать технику безопасности при работе на ней. Индивидуальные занятия ведутся на различных музыкальных инструментах, по музыкальной грамоте, ансамблю и актерскому мастерству. Определенного уровня овладения этим комплексом умений и навыков участники инструментального ансамбля достигают через 5-7 лет обучения. В подготовительной группе обычно занимаются учащиеся V-VI классов, в средней группе VII-VIII классов, старшая группа состоит из учащихся IX-XI классов. При этом количественный охват детей практически не ограничен. Исключение составляет собственно концертная группа ансамбля, для участия в которой школьники подготавливаются постепенно.

Основу всего учебно-воспитательного процесса составляет изучение музыкальной грамоты, а также практические занятия, в процессе которых развиваются музыкально-слуховые представления, музыкальное мышление и память. Наряду с традиционными разделами элементарной теории музыки: расположение нот на нотоносце, длительности, размер и т.д., учащиеся изучают буквенно-цифровые обозначения, усложненный ритм, знакомятся с основами гармонии, учатся соединять главные трезвучия, «строят» простейшие каденции и секвенции в различных тональностях, изучают строение музыкальной формы. Все это изучается и закрепляется во время индивидуальных и ансамблевых занятий.

Индивидуальные занятия на инструменте при трёхгодичном обучении проводятся:

  • первый год обучения два раза в неделю по одному часу,
  • второй год обучения, наряду с индивидуальными занятиями (1 час в неделю), проводятся ансамблевые занятия (2 часа в неделю).
  • третий год, ансамблевые занятия являются ведущей формой работы.

Репетиции проводятся два раза в неделю по три часа. Ансамблевые репетиции строятся следующим образом: настройка инструментов, разучивание нового материала. При этом соблюдаются индивидуальные и групповые формы работы. Далее, после 20-минутного перерыва продолжаются занятия: подстраиваются инструменты, повторяется и закрепляется предыдущий материал, разбирается форма произведения, его содержание и выразительные средства. Прослушиваются изучаемые произведения в записи профессиональных музыкантов.

Индивидуальные занятия проводятся по следующим инструментам: акустическая гитара, ритм-гитара, соло-гитара, бас-гитара, ударные инструменты. На клавишные инструменты (фортепиано, синтезатор) подбираются учащиеся, окончившие музыкальную школу по классу фортепиано.

Организация образовательного процесса осуществляется с использованием следующих методов:

Методы обучения, применяемые в ходе образовательного процесса:

  • метод практического обучения, где в учебной работе осуществляется освоение умений и навыков;
  • метод словесного обучения: рассказ, объяснение, беседа;
  • наглядные методы обучения: показ игры на инструменте педагогом различных приемов игры;
  • метод активного слушания музыки для расширения музыкального кругозора. Так же используется классификация методов по типу познавательной деятельности:
  • объяснительно-иллюстративный метод, объяснение учебного материала;
  • репродуктивный метод, способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщѐнных им знаний по игре на гитаре;
  • эвристический метод, самостоятельное разучивание пьесы;
  • игровой метод, что позволяет учащимся раскрепощаться и избавляться от эмоциональных зажимов, что поможет в дальнейшем учащимся успешно выступать перед зрителями на сценической площадке.

Обучение игре на гитаре происходит путем практического показа и словесных объяснений, при наличии специального оборудования можно организовать просмотр видео.

В процессе обучения игре на гитаре применяются специфические приемы обучения.

Приемы обучения:

  • сравнение;
  • комментирование
  • инструктирование;
  • корректирование;
  • выявление лучшего исполнителя;
  • исправление ошибок и закрепление материала; • совершенствование разученного материала и проверка знаний;
  • объяснения, комментарии, указания в процессе разучивания и исполнения;
  • индивидуальный опрос;
  • обращение к образу;
  • обобщение.

Традиционно применяются следующие типы занятий: вводное занятие, ознакомление с новым материалом; закрепление изученного - занятия по применению знаний и умений; занятия на обобщение и систематизацию знаний; занятия по углублению и усовершенствованию практических компетенций.

Сочетание исполнительской и творческой продуктивной деятельности способствуют активизации музыкального мышления детей, развитию в более полной мере музыкальных способностей и интересов, формированию хорошего музыкального вкуса.

В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных художественных и жизненных эстетических впечатлений.

Важной задачей остаётся консультирование детей и оказание им содействия в ознакомлении с хорошей музыкой, в посещении концертов, спектаклей, способствующих расширению кругозора и формированию интереса к музыке и искусству в целом.

См. продолжение Программы