Программирование условных операторов на языке программирования Pascal

Разделы: Иностранные языки, Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: язык программирования Паскаль, язык Паскаль


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Введение

Класс: 8

Цели:

Обучающие:

  1. Научить правильно объявлять переменные
  2. Выстраивать алгоритм программы
  3. Показать учащимся связь английского языка и информатики
  4. Закрепление правил формализации математических формул
  5. Активизация употребления лексики в речи обучающихся

Воспитательные:

  1. Развитие познавательного интереса к информатике и английскому языку
  2. Умение работать индивидуально
  3. Выражать свои мысли перед аудиторией

Развивающие:

  1. Использование практических знаний по основам программирования
  2. Развитие умения мыслить, сравнивать, использовать изученные правила формализации
  3. Развитие монологической речи на английском языке

Задачи:

  • Закрепить знания об основных правилах написания алгоритма на языке программирования Pascal
  • Сформировать у учащихся умение работать со средой программирования
  • Обратить внимание учащихся на умение преодолевать трудности, воспитания у учащихся самостоятельности
  • Развить познавательный интерес у учащихся
  • Повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка для дальней развития умений и навыков работы с компьютером

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений, комбинированный урок.

Оборудование: интерактивная доска, школьная доска, проектор, ноутбуки в количестве 15 штук.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Формирование алгоритмического мышления
- Формирование понимания необходимости создания алгоритмов
- Формирование навыков вывода математических формул на языке Pascal

- Формирование умения составления записи алгоритмов
- Формирование навыков говорения на английском языке
- Формирование умения формулировать ответы на вопросы учителя

- Формирование сознательного отношения к образованию и самообразованию как условию успешной профессиональной деятельности
- Формирование понимания необходимости изучения английского языка для успешной профессиональной деятельности

План урока

  1. Организационный этап - 3 мин
  2. Актуализация знаний: Вспомнить основную лексику, темы, структуры программы на языке Pascal. Служебные Слова и специальные символы в программе. Входные и выходные данные, типы данных - 15 мин
  3. Практическая демонстрация работы для написания будущего алгоритма программы - 3 мин
  4. Написание алгоритма программы - 15 мин
  5. Рефлексия, подведение итогов - 3 мин

Ход урока

Аббревиатуры

  1. ET - English Teacher - Учитель английского
  2. IT - Informatics Teacher - Учитель информатики и ИКТ
  3. Pupils - учащиеся

1. Организационный этап - 3 мин

IT: Доброе утро, присаживайтесь!

ET: Good morning, children! Today we have unusual lesson, a lesson of English and Information Technology. And we follow two main rules, the first one is you can do mistakes in English. And the second one is if you don't understand me, you can stop me and ask to repeat. Are you ready? Let's begin!

2. Актуализация знаний - 15 мин

IT: Демонстрирует учащимся слайды, учащиеся должны догадаться о теме урока.

ET: As you have already understood our topic is programming conditional algorithms. Before we begin programming we should revise the main set of words and set expressions on the topic. Look at the blackboard, please! На доске находится основная лексика темы.

Listen to me and repeat after me!

Учащиеся повторяют слова за учителем.

And now let's translate my sentences from Russian into English:

  1. Мы обычно вводим переменные, дробные и целые числа.
  2. Существует много типов переменных.
  3. Я перечисляю переменные.
  4. Он создает программы с переменными.
  5. Я объявляю переменные.
  6. Мы запускаем программу.
  7. Я применяю много типов переменных.

Well done! You should remember that Pascal Program is always strict:

The first line is the program name;
The second one is the description of variables;
Then we write down the special words;
Then the read and write statement;
And at last, the end of the program.
Who wants to go to the blackboard to begin the program?

Учащиеся выходят по одному к электронной доске, пишут строчку кода программы и делают пояснения на английском языке.

program Hello;
var a, b: integer;
const pi=3.14;
begin
writeln ('Hello World!');
readln (a);
end.

Листинг проверочной программы

ET: What must be the first line of the Pascal program?

Pupil: It's the program name.

ET: What must be the second line of it?

Pupil: It's variable description.

ET: Which type of variables do you know?

Pupil: integer, real.

ET: Can I use the Russian letters in a program name or in a variable name?

Pupil: No, you can't.

ET: What is the third line of a program?

Pupil: We set value to the constant.

ET: What do we do next?

Pupil: We write special word 'begin'.

ET: And after 'begin'?

Pupil: We write the main block of the program.

ET: And the last step should be…

Pupil: the word 'end' and the point.

3. Практическая демонстрация работы для написания будущего алгоритма программы - 3 мин

IT: Ребята сегодня будем создавать программу по вычислению корней квадратного уравнения на языке Pascal. Пожалуйста обратите внимание на доску. Здесь представлена блок-схема нашего алгоритма программы. IT основные этапы алгоритма.

Pupil: фиксируют в тетрадях блок-схему представленную на доске.

IT: Демонстрирует изображение блок-схемы на экране интерактивной доски.

Рисунок 1 - Блок-схема алгоритма

4. Написание алгоритма программы - 15 мин

IT: Теперь открываем ноутбуки. У вас открыта программа ABC Pascal в которой мы с вами и будем работать. Давайте приступим! Начинает объяснять код программы и одновременно писать его на доске.

Pupil: Фиксируют код на доске и пишут его в программе.

program uravnenie;
var a, b, c, x1, x2, D : real;
begin
writeln ('Введите первый коэффициент');
readln (a);
writeln ('Введите второй коэффициент');
readln (b);
writeln ('Введите третий коэффициент');
readln (c);
D:= sqr(b)-4*a*c;
if D < 0 then
writeln('Квадратное уравнение не имеет корней.')
else
begin
if D = 0 then
begin
x1:=-b/(2*a);
writeln('Квадратное уравнение имеет один корень:');
x2:=x1;
end
else
begin
x1:=(-b+sqrt(D))/(2*a);
x2:=(-b-sqrt(D))/(2*a);
end;
writeln('x1 = ', round(x1,3));
writeln('x2 = ', round(x2,3));
end;
end.

Листинг программы 1

5. Рефлексия, подведение итогов - 3 мин

ET and IT: Просят учеников оценить свой уровень понимания темы и выбрать среди предложенных критериев свой.

Листинг квадратного уравнения

Фотоотчет урока

Список литературы

  1. Система программирования PascalABC.NET. URL: https://pascalabc.net
  2. Pascal: что это за язык программирования, где применяется. URL: https://blog.skillfactory.ru/glossary/pascal/
  3. Условный оператор if-else в Pascal. URL: https://foxford.ru/wiki/informatika/uslovnyy-operator-if-else-v-pascal
  4. Eric H.Glendinning, John McEwan "Oxford English for Information Technology", second edition.-Oxford University Press,2009.
  5. Michael Swan, Catherine Walter "How English works", a grammar practice book. - Oxford University Press, 2010.