Уровень речевого развития и его влияние на успешное обучение первоклассников

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: речевое развитие


Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, но необходимо задуматься о том, насколько важную роль во всём играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в соответствии с определённой закономерностью. Если происходят изменения в закономерном формировании речи, то речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и как следствие, ведёт к стойкому речевому нарушению, исправить которое может только специалист-логопед, опираясь на помощь и поддержку родителей. Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия - специфическое нарушение процесса письма и дислексия - специфическое нарушение процесса чтения), а значит, и в усвоении учебного материала в целом.

Показатели развития речи

Звукопроизношение.

Ребенок к шести - семи годам должен правильно произносить все звуки и использовать их в своей речи.

Ребёнок становится полноценным собеседником и общается на равных не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Состояние фонематических процессов.

Представления о звуковой системе языка (умение различать звуки на слух (фонематических слух), умение определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), умение самостоятельно придумывать слова на заданный звук (фонематические представления)).

Словарный запас.

В словаре 6-7-летнего ребенка должно быть более 3500 слов, в числе которых представлены все части речи. Считать слова, известные вашему ребенку, конечно же, не нужно, да и это невозможно. Но вы можете проверить знание ребенка по темам: «Семья», «Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Продукты», «Дикие и домашние животные» и т.п.

Состояние грамматического строя речи.

Грамматический строй речи - это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Следует обратить внимание на словообразование. Буду сразу приводить примеры (дождь - дождик, ковёр - коврик), словоизменение (кот - коты, стул - стулья), согласование (красная футболка, желтый мяч).

Связная речь.

Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно. Следует обратить внимание на то, как ребенок отвечает на вопросы развернутыми фразами, может ли придумать рассказ, пересказать сказку, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме или произошедшим с ним событии.

Нельзя не обратить ваше внимание в разговоре о речевом развитии на уровень сформированности мелкой моторики ребёнка. «Почему это важно?» - спросите вы. И я отвечу: «Потому что уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Сформированность моторных навыков кисти, ловкости пальцев становится совершенно необходимым условием для успешного обучения в школе.

Мелкая (тонкая) моторика рук - это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями.

Желательно, чтобы к 6 годам ребенок держал карандаш правильно. Дело в том, что при правильном захвате нагрузка равномерно распределяется между мышцами руки и ребенок может дольше писать, не уставая.

Если захват неправильный - к письму подключаются дополнительные мышцы, они переутомляются очень быстро, и мозг ребенка в этом случае сосредоточен не на контроле качества написанного, а на дискомфорте, который доставляют уставшие мышцы - что тут уже говорить о почерке и ошибках при письме.

Правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь, дает возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевыми нарушениями начинают осознавать дефекты своей речи, многие ребята болезненно переживают их: становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Ведь в семье ребенка, чаще всего, понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь не совершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу. Когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро).

Возможно, уже сейчас Вы задумались о том, какие трудности могут подстерегать.

Если у вас появились сомнения, тревожность, что ваш ребенок полностью готов к школе, то обращайтесь за консультацией к специалистам логопеду и неврологу.

Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков.

Речевая готовность ребенка во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции, они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков.

Такие показатели речи препятствуют овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова, и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии - специфического нарушение процесса чтения и дисграфии - специфического нарушения процесса письма).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков могут наблюдаться нарушения всех компонентов речевой системы.

Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по русскому языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Нарушения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Дети с такими нарушениями допускают ошибки при чтении: пропускают буквы, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, пропускают слоги. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: [Б] - [П], [Д] - [Т], [К] - [Г], [Ж] -[Ш]. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются.

Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала его обучения.

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков

  • Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их чётко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребёнка. В любой ситуации не пугайте его трудностями в школе. В собственной речи чётко проговаривайте окончания слов, дайте ребёнку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например, это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Костя рисовал, а Даша рисовала и т.д.).
  • Развивайте мелкую моторику: рисуйте, раскрашивайте, штрихуйте, обводите, лепите из пластилина, глины, собирайте конструкторы, пазлы, растегивайте - застегивайте пуговицы, застежки - молнии, играйте с сыпучими материалами.
  • Развивайте фонематический слух используя различные игры: «Поймай звук» среди других звуков, «Назови слово на звук А - абрикос, на М - машина, на Л - лама и т. д» , «Назови первый звук в слове» (аист - А, утка - У и т.д.), «Назови последний звук» в слове (колесо - О, оса - А), «Определи место звука в слове», пример: звук А, рукА - в конце, лАк - в середине, Азбука - вначале слова), «Прохлопай слово по слогам» (например ав - то - бус, нос, кош - ка), «Повтори слоговые дорожки», например, та - та - да, ши - жи - ши, и т.д.
  • Развивайте словарный запас, грамматический строй речи.

Играйте в следующие игры:

  • «Посчитай-ка». Считать со словами от одного до пяти на любую тему, следить за окончаниями. Например, сосчитать предметы мебели так: один стол, два стола…пять столов и т.д.
  • «Один - много». Кошка - кошки, корова - коровы и т.д.
  • «Назови ласково». Куст - кустик, клубника - клубничка и т.д. (на любую тему).
  • «Назови части». Пример: Грузовик. Части: кабина, кузов, колеса и т.д.
  • «Кто где живёт?». В норе (кто?) - барсук, в берлоге, в дупле и т.д.

Все это можно использовать в игре, в транспорте на прогулке. Куда бы вы не шли - общайтесь с ребёнком, объясняйте, рассказывайте, что происходит вокруг, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими приёмами будут развиваться мыслительные процессы, любознательность, внимательность и заинтересованность к окружающему миру.

Если вы отправляетесь на прогулку, отдых или в поездку - не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка. Во время поездки можно поговорить о транспорте, и кто на нём работает. Рассмотреть части поезда, сосчитать вагоны поезда. Продуктивно проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, погодой. Гуляя по улице, покажите ему строящиеся дома, работающие на стройке краны, подъезжающие к стройке машины с кирпичом и цементом. Всё это обязательно нужно комментировать и обсуждать. По средствам такой игры у детей развивается описательная и объяснительная речь.

  • Читайте рассказы, сказки, пересказывайте их, повторяйте и учите стихи, разгадывайте загадки, объясняйте пословицы.
  • Составляйте рассказы по картинке, о явлениях природы, о животных и т.д.
  • На прогулке, в магазине, на даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам: «Транспорт», «Овощи, фрукты», «Деревья и кустарники», «Домашние и дикие животные», «Профессии». Не на картинке, а в реальности ваш ребёнок получает ценные впечатления.

При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий с детьми. Не стоит упускать и малейшего повода. Главное, где бы ни были, уделяйте больше времени ребёнку, используя каждую минуту, когда вы вместе. Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. Позитивный эмоциональный настрой приносит только положительные результаты. Общайтесь, играйте, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом.

Самое главное - вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем. Для успеха любого дела главное - доверительные взаимоотношения. Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего ребенка.

Спасибо за внимание!