Диагностика сформированности метапредметного результата «смысловое чтение». Тестовые работы по литературному чтению. УМК "Школа России"

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: УМК «Школа России», смысловое чтение


Тестовые работы по литературному чтению (смысловое чтение)

Стандарты второго поколения определяют, что выпускник начальной школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. Смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Цель работы:

  • Определить уровень сформированности навыка осознанного чтения.
  • Выяснить уровень понимания содержания литературного текста.

Содержание работы соответствует основным требованиям программ к знаниям, умениям и навыкам учащихся, оканчивающим четырехлетнюю начальную школу. В качестве объекта контроля была выбрана степень осознанности чтения при чтении про себя текста. Это связано с необходимостью оценить степень владения младшими школьниками двумя основными видами чтения, которые чаще других используются учащимися: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации.

В проверочной работе используются три типа заданий:

  1. задания с выбором правильного ответа из предложенных;
  2. задания с кратким ответом;
  3. задания со свободным развернутым ответом.

Особенности проведения.

Проверочная работа выполняется в индивидуальном порядке одновременно всеми учащимися класса. На выполнение работы отводится 45 минут с учетом организационной части.

2 класс

Структура теста

Тест содержит 12 заданий, разделённых на три части.

  • Часть 1 - задания 1-6 (базовый уровень), предусматривают выбор единственно правильного ответа из трёх предложенных.
  • Часть 2 - задания 7-11 (повышенный уровень), требуют записи краткого ответа.
  • Часть 3 - задание 12 - это задание творческого характера, здесь требуется сформулировать и записать полный ответ, состоящий из двух-трёх предложений.

Ответы, критерии оценки.

Вопрос

Ответы

Балл

Комментарий

1

2

1

0 баллов при другом варианте ответа

2

3

1

0 баллов при другом варианте ответа

3

1

1

0 баллов при другом варианте ответа

4

2

1

0 баллов при другом варианте ответа

5

3

1

0 баллов при другом варианте ответа

6

2

1

0 баллов при другом варианте ответа

7

Соответствие тексту

1

0 баллов, если заголовок не соответствует тексту

8

ГБВА

2

0 баллов при другом варианте ответа

9

Гаркнуть - значит громко окликнуть, закричать, громко крикнуть

2

0 баллов, если нет подобного варианта ответа

10

яблони (какие?) дикие камешки (какие?) острые камни (какие?) круглые

2

1 балл, если допущена 1 ошибка

11

«Просто странно, отчего это земля так вздыбилась, к небу колесом пошла?.. Быть бы ей ровной...»

3

2 балла, если нет 2-ой части ответа, или наоборот
1 балл, если ответ верный, краткий.

12

Тропа эта - особая. Никому по ней нельзя ходить, кроме инструктора с собакой, чтобы не было постороннего запаха.

3

2 балла, если нет 2-ой части ответа, или наоборот
1 балл, если ответ верный, но краткий.

итого

19 б.

Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом во 2 классе

баллы

оценка

уровень

1

16-19 баллов

-оценка «5»

высокий

2

12-15 баллов

-оценка «4»

повышенный

3

7-11 баллов -

-оценка «3»

базовый

4

6 баллов и менее

-оценка «2»

ниже базового

Фамилия, имя________________, 2 класс

Текст для чтения

Наконец настал день, когда Кошкин и собака Алый попрощались со школой собачьих инструкторов. Они поехали служить на границу. Начальник заставы сказал:

- А, ёлки-палки, Кошкин.

- Так точно! - гаркнул Кошкин так громко, что у начальника заставы чуть револьвер не выстрелил.

- Вижу, вижу, - сказал начальник, - вижу, что ты научился отвечать как следует. Только попрошу так сильно не орать, а то у меня чуть револьвер не выстрелил.

Потом командир спросил:

- Как же зовут собаку?

- Алый, товарищ капитан.

- Алый? - удивился начальник заставы. - Почему Алый?

- А вы погодите, товарищ капитан, - ответил Кошкин, - вот он высунет язык, и вы сразу поймёте, почему он Алый.

А застава, куда приехали Кошкин и Алый, была в горах. Кругом-кругом, куда ни погляди, всё горы, горы... Все они лесом заросли: ёлками, дикими яблонями. Взбираются деревья вверх, налезают на скалы. А из-под корней вываливаются круглые камни да острые камешки.

- Видишь, Алый, - говорит Кошкин, - вот они, горы. Это тебе не школа собачьих инструкторов.

Алый глядел на горы и думал: «Просто странно, отчего это земля так вздыбилась, к небу колесом пошла?.. Быть бы ей ровной...»

Трудное дело - охранять границу. Днём и ночью ходили Кошкин и Алый по инструкторской тропе. Тропа эта - особая. Никому по ней нельзя ходить, кроме инструктора с собакой, чтобы не было постороннего запаха.

Рядом с инструкторской тропой идёт широкая вспаханная полоса. Кто бы ни пошёл через границу, обязательно оставит след на вспаханной полосе.

Ю.Коваль. Алый.

Выполни задания:

1. Определи стиль текста.
1) научный
2) художественный
3) публицистический

2. За что получил свою кличку пёс Алый?
1) кличка понравилась Кошкину
2) по приказу начальника заставы
3) за алый цвет языка

3. Где предстояло служить Кошкину и его собаке?
1) на границе
2) на призывном пункте
3) в школе собачьих инструкторов

4. Где располагалась застава, куда приехали служить Кошкин и Алый?
1) в лесу
2) в горах
3) на равнинной местности

5. Укажи верное объяснение слова «вздыбилась».
1) бушует
2) встаёт рядом с дубом
3) встаёт дыбом

6. С какой целью на границе рядом с инструкторской полосой есть и широкая вспаханная полоса?
1) с целью расширения линии границы
2) виден след нарушителя
3) для лучшего обзора границы

7. Придумай заголовок к тексту и запиши его.
_____________________________

8. Восстанови последовательность событий.
A) Охрана границы - трудное дело.
Б) Разговор с начальником заставы.
B) Место расположения пограничной заставы.
Г) Прощание со школой собачьих инструкторов.

Ответ: ______________________

9. Объясни значение слова «гаркнул».

Ответ: __________________________

10. Используя текст произведения, допиши словосочетания.

яблони (какие?) ____________________________
камешки (какие?) ___________________________
камни (какие?) _____________________________

11. Что думал Алый, глядя на горы? Подтверди ответ словами из текста.

Ответ: _____________________________

12. Что значит «инструкторская тропа»? Подтверди ответ словами из текста.

Ответ: _____________________________

3 класс

Структура теста

Тест содержит 12 заданий, разделённых на три части.

  • Часть 1 - задания 1-6 (базовый уровень), предусматривают выбор единственно правильного ответа из трёх предложенных.
  • Часть 2 - задания 7-11 (повышенный уровень), требуют записи краткого ответа.
  • Часть 3 - задание 12 - это задание творческого характера, здесь требуется сформулировать и записать полный ответ, состоящий из двух-трёх предложений.

Ответы, критерии оценки

Вопрос

Ответы

Балл

Комментарий

1

2

1

0 баллов при другом варианте ответа

2

1, 3, 6
храбрая, сильная, веселая

1

1 балл за каждое верное слово

3

3, ночью

1

0 баллов при другом варианте ответа

4

2, из погреба очень вкусно пахло

1

0 баллов при другом варианте ответа

5

1 «Сказочные истории»

1

0 баллов при другом варианте ответа

6

1, играешь

1

0баллов при другом варианте ответа

7

4, о том, что никогда не нужно падать духом.

1

0 баллов, если заголовок не соответствует тексту

8

решила бороться до конца со смертью

2

0 баллов при другом варианте ответа

9

План составлен полный, можно записать словосочетание или предложение

2

0 баллов, если нет полного варианта ответа

10

Лягушка бултыхалась, лапками дрыгала, работала, создавала искусственный процесс изготовления масла, сама не понимая этого.

2

1 балл, если допущена незначительная ошибка в формулировке

11

Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и решила напрасно не барахтаться.

3

2 балла, если нет 2-й части ответа, или наоборот
1 балл, если ответ верный, краткий.

12

Учащийся рассуждает о стойкости, решительности, осуждает слабость, нежелание что- то предпринимать ради спасения.

3

2 балла, если нет 2-й части ответа, или наоборот
1 балл, если ответ верный, но краткий.

итого

19 б.

Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом для учащихся для 3 класса

баллы

оценка

уровень

1

16-19 баллов

-оценка «5»

высокий

2

12-15 баллов

-оценка «4»

повышенный

3

7-11 баллов

-оценка «3»

базовый

4

6 баллов и менее

-оценка «2»

ниже базового

Фамилия, имя______________________, 3 класс

Текст для чтения

Две лягушки

Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка - храбрая, сильная, весёлая, а другая - ни то ни сё: трусиха была, лентяйка, соня. Про неё даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась. Но всё-таки они жили вместе, эти лягушки.

И вот однажды ночью вышли они погулять. Идут себе по лесной дороге и вдруг видят - стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.

Вот забрались они поскорее в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной. И стали тонуть. А тонуть им, конечно, не хочется. Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.

Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает: «Всё равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться? Уж лучше я сразу утону». Подумала она так, перестала барахтаться - и утонула. А вторая лягушка - та была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдёт. А лучше я ещё побарахтаюсь, ещё поплаваю. Кто знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».

Но только - нет, ничего не выходит. Как ни плавай - далеко не уплывёшь. Горшок узенький, стенки скользкие - не вылезти лягушке из сметаны. Но всё-таки она не сдаётся, не унывает. «Ничего, - думает, - пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая - значит, надо жить. А там - что будет». И вот из последних сил борется наша лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уже вот захлебнулась. Уж вот её ко дну тянет. А она и тут не сдаётся - знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть…»

И вдруг - что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у неё уже не сметана, а что-то твёрдое, что-то такое крепкое, надёжное, вроде земля. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла. «Что такое? - думает лягушка. - Откуда здесь взялось масло?»

Удивилась она, а потом догадалась: ведь она сама лапками своими из жидкой сметаны твёрдое масло сбила. «Ну вот, - думает лягушка, - значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула». Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой - в лес. А вторая лягушка осталась лежать в горшке. И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.

(Л.Пантелеев)

Вопросы и задания

Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста, ответь на вопросы.

1. Где жили подруги-лягушки?
1. в погребе;
2. в канаве;
3. в лесу;
4. в парке.

2. Отметь черты, присущие настоящей лесной лягушке.
1.храбрая;
2. трусиха;
3. сильная;
4. лентяйка;
5. соня;
6. весёлая.

3. В какое время суток подруги вышли погулять?
1. днём;
2. вечером;
3. ночью;
4. утром.

4. Зачем лягушки забрались в погреб?
1. чтобы полакомиться сметаной;
2. из погреба очень вкусно пахло;
3. лягушкам захотелось узнать, что в погребе.

5. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
1. «Сказочные истории»;
2. «Басни»;
3. «Рассказы о природе»;
4. «Рассказы о животных».

6. Как ты понимаешь выражение: Шалишь, лягушачья смерть?
1. играешь;
2. ничего у тебя не выйдет;
3. придумываешь;
4. фантазируешь.

7. О чём главном хотел сказать нам автор?
1. об опасности, которая может подстерегать в погребе;
2. о вкусных запахах из погреба;
3. о правилах поведения в сложных ситуациях;
4. о том, что никогда не нужно падать духом.

8. Храбрая лягушка продолжала барахтаться в горшке, потому что:
_____________________________

9. Составь план текста.
1) Проживание подружек в канаве.
2) _____________________________
3) _____________________________
4) _____________________________
5) Победа!

10. Как храбрая лягушка сбила масло из жидкой сметаны.
_____________________________

11. Почему одна из лягушек утонула?
_____________________________

12. Какая из лягушек тебе понравилась и чем?

4 класс

Структура теста

Тест содержит 12 заданий, разделённых на три части.

  • Часть 1 - задания 1-6 (базовый уровень), предусматривают выбор единственно правильного ответа из трёх, четырёх предложенных.
  • Часть 2 - задания 7-11 (повышенный уровень), требуют записи краткого ответа.
  • Часть 3 - задание 12 - это задание творческого характера, здесь требуется сформулировать и записать полный ответ, состоящий из двух-трёх предложений.

Ответы, критерии оценки

Вопрос

Ответы

Балл

Комментарий

1

1

1

0 баллов при другом варианте ответа

2

3

1

0 баллов при другом варианте ответа

3

От взрыва вражеского снаряда

1

0 баллов при другом варианте ответа

4

От слова водить

1

0 баллов при другом варианте ответа

5

Собака Джек

1

0 баллов при другом варианте ответа

6

2, Джек тыкался носом в колени пассажира помоложе

1

0 баллов при другом варианте ответа

7

Ямка на дороге, небольшое углубление в земле

1

0 баллов при другом варианте ответа

8

Джек уверенно водил своего хозяина по улице. Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу

2

0 баллов при других вариантах ответа

9

Джек-поводырь, другой вариант

2

0 баллов, если нет соответствия

10

3. Вместо палочки он держал за поводок собаку.
4. Джек ведёт к автобусу.
1. Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.
2. Он лишился одной руки и обоих глаз.
5. Бывший лётчик доволен другом.

2

1 балл, если допущена 1 ошибка

11

3

2 балла, если ответ не полный, или наоборот
1 балл, если ответ верный, краткий.
0 баллов - нет ответа

12

3

2 балла, если ответ не полный, или наоборот
1 балл, если ответ верный, краткий.
0 баллов - нет ответа

Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом в 4 классе

баллы

оценка

уровень

1

16-19 баллов

-оценка «5»

высокий

2

12-15 баллов

-оценка «4»

повышенный

3

7-11 баллов -

-оценка «3»

базовый

4

6 баллов и менее

-оценка «2»

ниже базового

Фамилия, имя____________________, 4 класс

Текст для чтения

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинами лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук - постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках - бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек, на остановку!» - и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому. Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно … «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.

- Джек теперь мне взамен глаз! - не нахвалится своим поводырем бывший лётчик.

Вопросы и задания:

1. Определи жанр произведения.
1) рассказ
2) басня
3) сказка
4) стихотворение

2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?
1) он отличался от всех внешним видом
2) он всегда гулял с собакой
3) он гулял в одном и том же месте

3. По какой причине ослеп лётчик? Выпиши ответ из текста.

4. Как ты понимаешь значение слова поводырь?
_____________________________

5. Кто стал верным другом бывшего лётчика?
_____________________________

6. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?
1) лаял на молодого человека
2) тыкался носом в колени пассажира помоложе
3) начинал рычать на пассажира

7. Подбери синоним к слову выбоина.
_____________________________

8. Как ты понимаешь выражение Джек теперь мне взамен глаз?
_____________________________

9. Придумай заголовок к тексту и запиши его.
_____________________________

10. Восстанови последовательность событий рассказа.
 3. Вместо палочки он держал за поводок собаку.
 4. Джек ведёт к автобусу.
 1. Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.
 2. Он лишился одной руки и обоих глаз.
 5. Бывший лётчик доволен другом.

11. Определи главную мысль текста.
_____________________________

12. Понравился ли тебе текст? Объясни почему.
_____________________________