Совершенствование форм и методов преподавания уроков физической культуры, направленных на сохранение и укрепление физического здоровья учащихся

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология


Контингент учащихся в нашей школе в основном имеет средний уровень физической подготовленности. В школу всё больше поступают хронически больные дети. Причины кроются как в неправильном образе жизни большей части семей нашего микрорайона, так и в непосещении многими детьми дошкольного образовательного учреждения, а, следовательно, и отсутствии надлежащего медицинского контроля за этими детьми со стороны родителей.

В результате анализа своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что нельзя получить желаемого результата, если у ребёнка не сформирована физическая культура, слагаемая из хорошего физического развития, оптимального уровня двигательных способностей, знаний и навыков в области физической культуры, положительной мотивации к осуществлению физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Состояние здоровья детей, отрицательная динамика уровня здоровья школьников в образовательной среде за последние годы, изучение изменений в содержании образования, новых педагогических технологий, опыта педагогов-новаторов заставляют пересмотреть педагогический подход к этой проблеме.

В течение последних лет я работаю над проблемой по формированию здорового образа жизни личности школьника и формированию функциональной грамотности школьников посредством урочной и внеурочной деятельности.

Уверена, только система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физической культурой, может создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения. В этой связи мою профессиональную педагогическую позицию в работе определяет установка на личностный и системно- деятельности подход в обучении, оптимизацию и интенсификацию учебно-воспитательного процесса, идею учения с увлечением и педагогику сотрудничества.

Формирование функциональной грамотности учеников - задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире. Успешному решению этих педагогических задач способствует обновление содержания образования как в урочной, так и во внеурочной образовательной деятельности (веду занятия творческих объединений «Сибирячок», «Народные игры» в 1-2 классах) в связи с переходом на ФГОС НОО, организую работу кружков и секций спортивной направленности как элемента дополнительного образования, ежегодное проведение Дня здоровья, общешкольного туристического похода. Ежегодно набираю группу ребят, увлекающихся туризмом, выставляю команду на районный туристический слёт, где занимаем призовые места. Это содействует достижению высоких интеллектуальных и жизненных целей, развитию основных двигательных качеств, координации движений, быстроты, силы, ловкости, необходимых для всестороннего развития ребёнка, а также воспитанию патриотизма, любви к родному краю.

Ведущими идеями моего опыта являются личностно ориентированное обучение, обучение с увлечением, ориентация на полную успеваемость всех учащихся по предмету. Использую материалы, позволяющие провести интересные, наполненные и доступные уроки по физической культуре во всех классах.

Прежде чем определить содержание учебного материала, изучаю нормативную базу, стандарт образования, программные требования к уровню подготовки ученика, определяю систему отслеживания результатов.

Важнейшим условием полноценного развития детей является достаточная двигательная активность. Поэтому с самого начала обучения детей в 1-м классе я внимательно изучаю данные медицинского обследования учащихся и рекомендации специалистов, провожу диагностику уровня физической подготовленности, познавательного интереса. На основе этих данных организацию учебно-воспитательной работы на уроках осуществляю дифференцированно, индивидуализируя задания для детей, имеющих хорошую физическую подготовку и для детей с ослабленным здоровьем.

Программа, по которой я работаю, нацелена на решение проблем всестороннего развития личности на протяжении одиннадцатилетнего образовательного процесса. Она создана на основе обучения различным видам спорта: лёгкая атлетика, лыжная подготовка, гимнастика, спортивные игры: баскетбол, футбол, подвижные игры.

Работая в начальной школе, я учитываю, что младший школьный возраст - благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей ребёнка. Поэтому особое внимание я уделяю развитию точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных, силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений и скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости и гибкости. Отличительной особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на уроках чёткая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должна сочетаться с предоставлением им определённой свободы и самостоятельности действий, с заданиями, стимулирующими творчество и инициативность.

Ценностные ориентиры содержания программы по физической культуре направлены на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. Обучение по программе по физической культуре позволяет формировать у обучающихся установку на формирование, сохранение и укрепление здоровья, освоить умения, навыки ведения здорового и безопасного образа жизни, выполнить нормы ГТО. Содержание программы по физической культуре направлено на эффективное развитие физических качеств и способностей обучающихся, на воспитание личностных качеств, включающих в себя готовность и способность к саморазвитию, самооценке, рефлексии, анализу, формирует творческое нестандартное мышление, инициативность, целеустремлённость, воспитывает этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, учит взаимодействовать с окружающими людьми и работать в команде, проявлять лидерские качества. Содержание программы по физической культуре строится на принципах личностно-ориентированной, личностно-развивающей педагогики, которая определяет повышение внимания к культуре физического развития, ориентации физкультурно-спортивной деятельности на решение задач развития культуры движения, физическое воспитание.

В каждый урок должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности учащихся. На уроках физической культуры в младших классах я опираюсь на межпредметные связи: из курса «Окружающий мир» по таким вопросам как закаливание, требования к гигиене одежды ученика, режим дня; из курса математики - измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бега и т.д. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в личностных, метапредметных и предметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности, выходящих за рамки предмета «Физическая культура». Формирую у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, целостное представление о единстве биологического, психического и социального в человеке, о законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.

Промежуточные итоги подтверждают, что:

учащиеся имеют представление:

  • об истории Олимпийских игр;
  • о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
  • о правилах проведения закаливающих процедур;
  • об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки;

умеют:

  • определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);
  • вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
  • выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
  • выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
  • выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;
  • выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;
  • демонстрировать уровень физической подготовленности.

В среднем звене школы я провожу закрепление приобретённых навыков и дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей. В соответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация) я приучаю учащихся с 5-го класса к тому, чтобы они выполняли задания на технику или тактику правильно и умели анализировать. Затем я постепенно увеличиваю требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий, и наконец, к находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях. На занятиях уделяю должное внимание воспитанию привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время с учётом интересов и склонностей детей. Овладевая навыками и умениями спортивных игр, школьники приобретают такие важные социальные качества как инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности.

Основной формой учебного процесса по физической культуре является урок. В работе я использую разнообразные методы организации урока: фронтальный, посменный, групповой, круговой, индивидуальный. В целях эффективного усвоения знаний провожу урок-обучение, рассказ и показ, в младших классах практикую игровые формы организации учебной деятельности, в средних классах по каждой теме провожу урок-зачёт по контрольным нормативам. В соответствии с новыми программными требованиями включаю задания на формирование функциональной грамотности, элементы творчества, дети сами придумывают разнообразные элементы игр, учатся решать проблемы, связанные с темой здоровьесбережения, отвечая на вопросы «Зачем нужны уроки физической культуры?, Зачем нужен режим дня?, Почему важно делать утреннюю зарядку?».

Для осуществления личного контроля с последующим анализом использую специальные упражнения и нормативы, по видам спортивных игр и ОФП:

  • контроль по уровню физической подготовки (низкий, средний, высокий) по 6 контрольным упражнениям в начале и конце года.
  • контроль и оценка возрастных оценочных норм (президентские состязания, летний и зимний фестиваль ВФСК ГТО) в начале и конце учебного года на общешкольных и районных соревнованиях;
  • текущий контроль по урокам и четвертям;
  • контроль по выполнению нормативов по видам спортивных игр.

Во внеурочное время я организую занятия по лечебной физической культуре по методике адаптивной физической культуры, позволяющей формировать:

  • осознанное отношение школьников к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
  • способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
  • компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
  • способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
  • потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
  • осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
  • желание улучшать свои личностные качества;
  • стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Для повышения мотивации к учебной деятельности, организую внеурочные занятия по туризму, а также привлекаю ребят к участию в спортивных соревнованиях по различным видам спорта, проходящим ежемесячно в школе. Учеников, достигающих высоких результатов внутри школы, готовлю к районным соревнованиям. С этого учебного года в целях привития потребности в здоровом образе жизни ежедневно организую утреннюю зарядку учащихся школы, привлекаю старшеклассников - министров спорта ученического самоуправления к её проведению.

Считаю, что моя система работы эффективна и результативна, позволила достичь следующих результатов:

  • сформировались положительная мотивация к занятиям физической культурой и спортом и устойчивый интерес к занятиям в спортивных секциях, школьники приобщаются к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, используют их в свободное время;
  • отмечается положительная динамика социальных компетентностей:
  • у большей части учащихся сформированы элементарные знания о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
  • развиваются волевые и нравственные качества учащихся, чувство коллективизма, долга и ответственности, дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости;
  • улучшаются физические качества: укрепление осанки, устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды; развитие координационных и кондиционных способностей, увеличилось число детей, занимающихся в основной группе здоровья;
  • школьники имеют представление об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
  • у учащихся изменились практико-технологические действия, игра приобрела более осмысленный характер, возросла физическая подготовленность;
  • сформированы основные технические навыки спортивных игр;
  • дети охотно посещают уроки и внеурочные занятия, выступают на различных соревнованиях и занимают призовые места; сохраняется высокое качество обученности по предмету и контингент обучаемых.