Проект "Лекарственные растения" в подготовительной группе детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, проектная деятельность в ДОУ, лекарственные растения


Срок: краткосрочный.

Тип: познавательный.

Проблема: не достаточное количество дикорастущих лекарственных растений на территории дошкольного учреждения и отсутствие возможности увидеть естественные условия их произрастания существенно влияют на глубину знаний детей о целебном растительном мире родного региона, поэтому я решила углубленно изучить с детьми этот вопрос.

Актуальность: проблема экологического образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Цель проекта: создать условия для расширения и уточнения знаний, их свойствах, пользе для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения.

Задачи:

  • формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их строении, внешнем вид, ценности для здоровья, правил пользования.
  • развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
  • воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Методы исследования:

  • исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
  • наглядные: рассматривание растений, иллюстраций,
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • практические: рисование, сбор лекарственных трав, оформление альбома.

Участники проекта:

  • Дети подготовительной группы,
  • Воспитатели,
  • Родители.

Планируемый результат:

дети должны знать:

  • Виды лекарственных растений и применения;
  • Стихотворения о лекарственных растениях;
  • Значение лекарственных растений в жизни человека.

Дети должны уметь:

  • Отличать лекарственные растения от других видов;
  • Соблюдать правила поведения в природе;
  • Проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений;
  • Элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с растениями.

Презентация

I этап (подготовительный)

  1. Подбор литературы: методической, детской.
  2. Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта.
  3. Подбор демонстрационного материала.
  4. Определение тематики бесед с детьми:
  5. Определение тематики проблемных вопросов:
  6. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
  7. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  8. Подбор оборудования.

II этап (практический)

1. Беседа «Лекарственные растения»

Цель: выявить уровень знания детей о лекарственных растениях , уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений средней полосы, их пользе для человека.

2. Дидактическая игра «Узнай и назови»

Цель: учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.

3. Чтение рассказов А.Плешакова «Зеленые страницы»

Цель: обогащать знания детей о мире лекарственныз растений , развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе.

4. Дидактическая игра «Строение растения»

Цель: уточнить знания детей о частях растений, учить собирать изображение растения из его частей.

5. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель: учить детей отличать растения по их значению для человека.

6. Посадка лекарственного растения

Цель: Знакомить детей с процессом посадки растений;закрепить о строении и об условиях, необходимые для роста растений.

7. Дидактические игра «Что лечит это растение?», «От какого растения часть»

Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

8. Лепка. «Алоэ»

Цель: учить детей применять известные приёмы лепки, учить детей определять растение по внешнему виду, знать его применение в лекарственных целях.

9. Конструирование. «Ромашка»

Цель: знакомить детей с лекарственными свойствами ромашки; учить детей складывать бумагу в заданном направлении, воспитывать аккуратность.
10. Рисование «Лекакрственные растения»

Цель: учить детей аккуратно раскрашивать изображения лекарственных растений, не заходя за контур, повторить названия лекарственных растений.

11. Объемная аппликация «Одуванчик»

Цель: учить детей передавать характерные особенности растения : жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

III этап (заключительный)

1. Познавательное развлечение «Зелёная аптека»

Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком.

2. Оформление альбома «Лекарственные растения»

Цель: включение родителей в работу по проекту, процесс экологического воспитания детей.

Итоги проекта

В ходе реализации проекта «Лекарственные растения» детям давалась необходимые знания о пользе и значении лекарственных растений для человека. При этом у детей развивалось более осознанное и бережное отношение к миру живой природы, дети научились прогнозировать последствия совершаемых ими поступков.

В ходе работы над проектом:

  • был обогащён опыт детей в уходе за растениями.
  • пополнился словарный запас детей.
  • развились воображение, мышление, любознательность, умение сравнивать и анализировать.

Вывод: Вот так постепенно в процессе работы удалось воспитать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. Был собран материал о лекарственных растениях. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям.

Я считаю, что такой проект необходим детям старшего дошкольного возраста, так как дети становятся более самостоятельные, а значит, более осознанно относятся к окружающему миру.