Биология

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Интегрированный урок химии и биологии в 11-м классе по теме: "Химия, биология и толерантность" 2005

    Авторы: Боклина Любовь Александровна, Нуриева Танзиля Файзулловна

    "Нам друг от друга нужно так немного-щепотку нежности да горсточку тепла…" (Г.Георгиев). Этот урок построен по технологии Штейнберга В Э., с этой целью моделировали и конструировали логико-смысловую модель ( ЛСМ ) по теме урока, путем заполнения 8-и координат по понятийно-смысловым вопросам. Учащиеся проводили химические эксперименты в 4-х исследовательских лабораториях по заданному алгоритму. Затем они анализировали результаты работ и самостоятельно делали выводы. Урок имеет глобальное воспитывающее значение, как в воспитании здорового образа жизни, в борьбе и профилактики СПИДа, так и в формировании толерантности как общественной потребности. А также урок способствовал духовному обогащению учащихся и формированию патриотических чувств, как к России, так и к нашей малой Родине - Башкортостан. Такие уроки воспитывают у выпускников целеустремленность, настойчивость на примере выходцев из России, Республики Башкортостан и других стран, внесших большой вклад в развитие мировой культуры, искусства и науки.

  • Лекция на родительском собрании "Семья – здоровый образ жизни" 2005

    Автор: Косинцева Елена Васильевна

    Здоровье детей и их развитие - одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему. Цель данного родительского собрания - просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни.

  • Обобщающий урок по теме: "Класс "Птицы". Устный журнал "В мире птиц" 2005

    Автор: Косинцева Елена Васильевна

    Разработка урока обобщения изученного материала в форме устного журнала, в ходе которого выявляются пути осуществления связи обучения с жизнью, показывается жизненное значение знаний, полученных на уроках, наблюдается связь знаний с личным опытом учащихся.

  • Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии 2005

    Автор: Жныкина Антонина Михайловна

    В данной статье представлен урок-семинар с учащимися 11-х классов. Рассмотрен алгоритм проведения семинарского занятия.

  • Открытый урок. Педагогическая мастерская по теме: "Листорасположение. Жилкование листа", 6-й класс 2005

    Автор: Ригуц Тамара Дмитриевна

    Особая форма проведения занятий – педагогическая мастерская, где красной нитью проходит главный принцип социальной экологии: “Не навреди ближнему”. Педагогическая мастерская – форма обучения детей и взрослых, которая создает условия восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Мастер не ставит цель, не ставит оценок, что является нормой. На мастерской царит уважение и радость. Нормой является ошибка, и она обязательно предполагается, исправленная ошибка – знания. На проблемных уроках предполагается догадка – гипотеза. Теорию дает учитель. На мастерской теорию строит ученик, для сравнения дает учитель, подходят к истине, к знанию сами. Догадка –> гипотеза –> теория –> знания. Индуктор – побудитель мысли, первое задание на мастерской, мотивирующие дальнейшую деятельность. Разрыв – парадоксальное содержание. Парадокс – осмысление тупиковой ситуации – поиск – озарение.

  • Дидактический компакт-диск "Занимательная современная зоология" 2005

    Автор: Корнилова Нонна Михайловна

    Дидактико-игровой раздел представлен для использования в разноуровневых (профильных) классах на всех этапах урока кабинета - читального зала, самостоятельной досуговой деятельности увлеченных знаниями учащихся в домашней библиотеке. В предлагаемый материал включены мини-тесты (кроссворд), биотелетайп, схемы, психологический практикум, заповеди здоровья, лабороторно-исследовательская работа "Проверь в природе" для организации лучшего усвоения информации и развития интеллектуально-творчестких способностей.

  • Урок-путешествие по экологической тропе на пришкольной территории "Удивительная коллекция" 2005

    Авторы: Золотарева Ирина Геннадьевна, Подберезина Светлана Геннадиевна

    Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Мы предлагаем Вашему вниманию урок в виде путешествия по окрестностям школы, который может быть как одной из форм организации, как урока, так и внеклассного мероприятия по биологии и экологии. Выбранная нами форма организации урока закладывает основы исследовательской деятельности учащихся. Данный урок соответствует требования авторской программы Сонина Н.И. для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы. Возможно проведение данного урока, как итогового по теме "Цветковые растения".


  • Проведение интегрированных уроков биологии и информатики в классах естественнонаучного профиля 2005

    Авторы: Авраменко Елена Александровна, Суворова Маргарита Ивановна

    Необходимость внедрения информационных технологий в образовательный процесс преподавания предметов естественнонаучного цикла, сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Очевидно, что при изучении биологии в профильных классах информационные технологии позволяют сделать уроки более содержательными, зрелищными и интересными, что очень важно для современного образования. В дополнение к традиционным технологиям обучения биологии, интегрированное преподавание сочетает в себе совокупность методов наглядности, доступности и скорости обработки информации.

  • Урок биологии по теме: "Состав и функции биосферы"в 11 классе 2005

    Автор: Леонова Галина Гаяновна

    Урок "Состав и функции биосферы" начинает раздел "Взаимоотношения организма и среды". На уроке создаются условия для возникновения внутренней потребности включе- ния в деятельность ("хочу"), предлагаются индивидуальные задания, требующие нового способа действия. Учащиеся называют цель и формируют тему урока, выбирают способ решения учебной задачи, используя схемы, рисунки в учебнике, текст параграфа.

  • Использование литературных материалов в процессе обучения биологии 2005

    Автор: Жуков Николай Александрович

    Статья содержит фрагменты дидактических материалов по биологии, составленные на основе фрагментов из литературных произведений. Практика показывает, что использование литературных материалов в учебном процессе повышает образность изложения учебных тем по биологии, делает урока более интересными, эмоциональными и содержательными, помогает в организации нетрадиционных форм уроков.

  • "Научно-исследовательская работа учащихся: опыт, поиск, результаты. Внешние и внутренние кровотечения. Оказание первой помощи при кровотечении". 2005

    Автор: Жудрик Нина Александровна

    Данный урок входит в систему уроков, посвященных изучению темы: "Кровеносная и лимфатическая система". Проводится он как итоговый урок. Форма урока комбинированная. Используются сообщения, беседа, практическая часть. Урок практической направленности способствует развитию исследовательских навыков учащихся.

  • Внеклассное мероприятие "Знай и люби свой край" 2005

    Автор: Безукладнова Елена Дмитриевна

    Внеклассное мероприятие "Знай и люби свой край". Цель: воспитание бережного отношения к природе родного края как части общечеловеческой культуры. Заключительный этап КТД проходит в виде викторины между командами 2 классов.

  • Урок — деловая игра по биологии в 6 классе по теме: "Водоросли. Одноклеточные водоросли" 2005

    Автор: Галушко Любовь Николаевна

    Одноклеточные водоросли" проводится в нетрадиционной форме. Работа в группах сменного состава развивает коммуникативные способности учащихся. Компьютерная презентация оказывает глубокое эмоциональное воздействие на детей. Работа с натуральными объектами способствует осознанному получению знаний.

  • Интегрированный урок по биологии и географии на тему: "Гидросфера как среда обитания водорослей" 2005

    Авторы: Некрашевич Ирина Валентиновна, Филимонова Наталья Васильевна

    Интегрированный урок на тему "Гидросфера, как среда обитания водорослей" преследует следующие цели: учить детей самостоятельно добывать знания; развивать интерес к предметам естественно- научного цикла; воспитывать навыки групповой и индивидуальной работы; развивать умения применять полученные знания на практике. На уроке применяются разные формы работы, что способствует целостному восприятию мира и системности мышления.


  • Урок биологии по теме: "Способы опыления у покрытосеменных растений"в 6-м классе 2005

    Автор: Яковлева Наталия Александровна

    При изучении учащиеся знакомятся с процессом опыления, видами опыления, признаками приспособленности растений к различным способам опыления. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, используются: работа с учебником, групповая и индивидуальная самостоятельная работа учащихся, игровые моменты. Учащиеся узнают о практическом применении знаний по данной теме. Игра способствует развитию чувства коллективизма и ответственности, создает ситуацию успеха у детей,

  • Сады и парки Ульяновска – Симбирска 2005

    Автор: Николаева Ольга Алексеевна

    В данном сборнике, подготовленном при участии хороших специалистов, дается описание 75 охраняемых объектов (в основном, памятников природы). Они, как правило, занимают небольшую площадь, но их научная ценность очень высока, так как это наиболее хорошо сохранившиеся островки естественной природы.

  • Интегрированный урок (биология + литература) по теме: "Кто есть хищники? Что есть хищничество?" 2005

    Авторы: Слепых Евгения Анатольевна, Шестова Татьяна Васильевна

    Основная цель уроков по биоэтике - соединить научные знания с эмоциональным восприятием окружающего мира, создать культ живого. Наиболее удачно это реализуется через интеграцию таких учебных предметов, как биология и литература. Цикл включает уроки:"Скопление чудных тварей, или суд над насекомыми", "Кто есть хищники? Что есть хищничество?" "Карнавал животных", "Человек - вершина эволюции или эволюционный тупик?". Эти уроки учат детей доброте, милосердию, осознанию себя частью природы.

  • О профилированном преподавании химии в профессиональном лицее 2005

    Автор: Стрельникова Инна Юрьевна

    Целью данной работы является создание профилированного курса химии для учащихся, обучающихся по профессиям "портной-закройщик" и "парикмахер" на базе основного образования.

  • Спирты и вещества сухой перегонки табака. Их значение в жизни человека 2005

    Автор: Повал Тамара Афанасьевна

    Интегрированный урок по теме «Спирты и вещества сухой перегонки табака. Их значение в жизни человека». Бинарный урок по биологии и химии с элементами ролевой игры и использованием модуля. Рекомендуется проводить урок в 9 классе. Тема актуальна. Учащиеся с интересом выполняют предложенные задания

  • Здоровье человека и окружающая среда (программа курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся) 2005

    Автор: Иванова Наталья Сергеевна

    Цель курса в формировании экологической культуры учащихся, которая включает ответственное отношение к общественному и личному здоровью, к окружающей природной среде. Курс расширяет знания учащихся о здоровье, факторах, на него влияющих, способах его укрепления и сохранения, развивает умения и навыки по овладению простейшими приемами исследования здоровья и окружающей среды, самонаблюдению, способствует применению полученных знаний для создания оптимального режима труда и отдыха. Применение знаний, полученных при изучении курса, должно способствовать предупреждению заболеваний и укреплению здоровья.

  • Урок-исследование "Особенности скелета человека" 2005

    Автор: Таранова Марина Игоревна

    Задачи урока: продолжить формирование навыков групповой работы; развить умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы; через обсуждение работы в группах подвести учащихся к выводу о роли социальных факторов антропогенеза.


  • Интегрированный урок по физике (биологии, экологии). "Глаз. Особенности зрения человека" 2005

    Автор: Васильева Ирина Васильевна

    Материал может быть использован как в 8-м классе (но с необходимым расширением биологического аспекта), так и в курсе 11 класса (с расширением материала из "Геометрической оптики"). На основе этого материала можно выстроить информационно- исследовательский проект. Интересны могут быть версии учеников по интеллектуальным заданиям. Имеются так же рекомендации по сохранению зрения и глазная гимнастика.

  • Научная ученическая конференция как интегрированная форма занятия по развитию экологического мышления 2005

    Автор: Пугачева Галина Алексеевна

    Конференция является одним из самых познавательных, интересных, а главное эффективных методов формирования экологического мышления. Предлагаемый вариант проходит в виде деловой игры, в которой учащиеся выступают в роли экологов, врачей, ученых-атомщиков, представителей культуры и журналистов. Это яркое интегрированное мероприятие для недели экологии в школе.

  • Урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости" 2005

    Автор: Мозоленко Константин Георгиевич

    В ротовой полости начинается первичная механическая и химическая обработка пищи: размельчение при жевании, смачивание слюной и формирование ее в пищевой комок, который затем в результате глотания поступает в пищевод и далее - в желудок. Слюна, секретируемая слюнными железами, представляет собой слабощелочную жидкость, содержащую ферменты, неорганические соли, белок и муцин. Пищеварение в ротовой полости связано, главным образом, с расщеплением углеводов. Фермент амилаза гидролизует крахмал до мальтозы, которую затем мальтаза превращает в глюкозу. В незначительных количествах в слюне содержатся и протеолитические ферменты, расщепляющие белки. Переваривание углеводов под влиянием ферментов слюны продолжается внутри пищевого комка и в желудке, до тех пор, пока соляная кислота желудочного сока не дезактивирует эти ферменты. Значимость данной темы для учащихся медицинских профильных классов очевидна.

  • Рекомендации по применению модульной технологии на уроках биологии в 7–9-х классах 2005

    Автор: Лаврентьева Маргарита Николаевна

    Модульная технология - это личностно-ориентированная технология, где в центре внимания учителя познавательная деятельность ученика, а учитель выступает в роли организатора самостоятельной, активной, познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Профессиональные умения учителя направляются не столько на контроль знаний, умений, навыков учащихся, сколько на диагностику их деятельности с целью коррекции знаний. Рекомендую использовать модульную технологию на различных типах уроков, особенно на уроках обобщения и контроля знаний.

  • Внеклассное метоприятие по биологии. Лицейский вечер "Удивительный мир цветов" 2005

    Автор: Панченко Марина Викторовна

    Данную встречу можно провести среди учащихся 6-8 классов как внеклассное мероприятие на Неделе биологии или как занимательный час в биологическом кружке, а также как классный час. Это мероприятие может способствовать развитию у ребят интереса к миру цветов, к живой природе, внимательному и бережному отношению к ней. Встреча рассчитана на 60 минут.

  • Урок биологии для 6-го класса в разделе "Жизнь растений". Тема: "Главная тайна сосны" 2005

    Автор: Еремина Елена Владимировна

    Предложенная форма урока позволяет доступно и просто объяснить сложную для восприятия шестиклассников тему “Размножение голосеменных” и обеспечивает высокое качество усвоения этого материала.

  • Урок биологии на тему: "Питание животных" 2005

    Автор: Федорова Надежда Михайловна

    Вопросы, рассмотренные на уроке на тему “ Питание животных”, расширяют знания учащихся о питании всех живых организмов.


  • Курить — здоровью вредить?! 2005

    Автор: Лошкарева Валентина Ивановна

    Задача урока - разобраться, действительно ли курить - здоровью вредить. Учащиеся выясняют, каким образом никотин воздействует на организм человека, и к каким последствиям это может привести.

  • Урок биологии для 8-х классов: "Многообразие рыб. Хозяйственное значение рыб. Охрана рыб" 2005

    Автор: Синявская Валентина Марковна

    Урок - конференция по обобщению многообразия рыб, способствующий закреплению изученного материала, практическому значению и охране рыб.