Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Словосочетание как синтаксическая единица языка 2007

    Автор: Дорожкина Галина Евгеньевна

    Данный урок строится по типу "комбинированный" и предполагает знакомство учащихся со словосочетанием как номинативной синтаксической единицей языка, имеющей свою структуру и выполняющей определенные функции. Материал урока поможет учащимся не только в закреплении знаний о данной единице, но и в вычленении словосочетаний из предложений и в определении их функции. Одна из главных задач уроков русского языка - развитие речи учащихся, поэтому такие уроки способствует развитию высокой культуры, развитию речи во всех ее формах: внутренней (устной) и внешней (письменной); во всех функциях: общения, сообщения, воздействия. На уроке учащиеся вспоминают и расширяют свои знания о структуре словосочетания: знают, что различают три типа – простые, сложные и усложненного типа, а узнают о монопризнаковых и полипризнаковых, а также о таком понятии, как "парцелляция". Работая с микротекстом, учащиеся определяют функциональную роль словосочетаний.

  • Интегрированный урок: русский язык + математика по теме: "Правописание числительных – орфография на уроках математики" 2007

    Авторы: Скакунова Людмила Александровна, Шовгеня Инна Николаевна

    Числительные являются словесным выражением цифр и чисел. Это очень интересный морфологический материал, так как цифры "знают" и "говорят" о многом, поэтому важно научиться правильно употреблять числительные (писать и произносить их) в собственной речи, использовать полученные знания на других предметах, в частности на уроках математики, - это цель нашего занятия. Урок направлен на развитие творческой, речевой и мыслительной деятельности через использование разных видов работ; вспоминая правописание числительных, расширяем круг слов для запоминания, повторяем математическую терминологию.

  • Обобщающий урок в 5-м классе по теме: "Синонимы" 2007

    Автор: Дворникова Лидия Викторовна

    Формирование навыков по определению лексического значения синонимов, смыслового и стилистического отличия синонимов в тексте, умению употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей.

  • Урок-практикум по теме: "Обособленные обстоятельства". 8-й класс 2007

    Автор: Беляева Валентина Степановна

    Цель урока: работать над развитием навыка у учащихся видеть и слышать в тексте предложения с обособленными обстоятельствами, выделять их интонацией при произношении и знаками препинания на письме; продолжить работу над речевыми навыками и умениями, над развитием речи, внимания, воображения, прививать любовь к окружающей нас природе, к слову.

  • Урок развития речи в 6-м классе по теме: "Как написать письмо?" 2007

    Автор: Иванова Юлия Михайловна

    Цель данного урока развития речи – популяризация эпистолярного жанра и письменной корреспонденции, а также привлечение внимания к проблеме сохранения культурного наследия. Большинство выпускников, изучавших в школе русский язык, не в состоянии написать без посторонней помощи грамотное заявление, письмо, обращение в различные инстанции. Данная поурочная разработка ориентирована на выработку практических навыков написания письма, учитывая цель и адресата, знакомит с историей и разновидностью писем.

  • Языковая минутка в процессе формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе 2007

    Автор: Сарапулова Елена Александровна

    Прочному запоминанию способствуют разнообразные методы и приёмы работы на уроках русского языка. Однако большинство из них не решает задачу комплексной и систематической отработки орфографических навыков. Чаще задания урока полностью подчинены его основной тематике, то есть конкретному правилу, тогда как повторение отходит на второй план. Языковая минутка удовлетворяет всем перечисленным выше условиям формирования орфографической зоркости и решает многие другие задачи обучения и воспитания. Оригинальные, нешаблонные вопросы и задания, занимательные задачи языковых минуток, тонко учитывающие специфику языковых явлений, предлагающие анализировать материал, преобразовывать его, не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются также существенным условием сохранения материала в памяти, а также позволяют отрабатывать навыки самопроверки и взаимопроверки. Кроме того, языковая минутка становится ещё и связующим звеном в уроке, обеспечивая плавный переход от повторения к главной теме.

  • Развитие речи по картине И.К. Айвазовского "Черное море" с применением ИКТ. 7-й класс 2007

    Автор: Михайлова Светлана Васильевна

    В программе по русскому языку в каждом классе значительное количество времени выделяется для специальных уроков по развитию речи, куда входят и сочинения по произведениям живописи. Это, пожалуй, наиболее трудный вид работы как для учащихся, так и для учителя. Отсутствие качественных репродукций заставляет отказываться от знакомства с интереснейшим жанром сочинений. Появление видеоуроков по искусству "Шедевры русской живописи" (Кирилл и Мефодий) позволяет найти решение этой проблемы.


  • Тема урока: "Живой язык" (из опыта преподавания русского языка в средней школе) 2007

    Автор: Гречухина Ольга Федоровна

    Чтобы уроки русского языка не превратились в “натаскивание” на определенные правила и закрепления, чтобы язык действительно стал “живым”, необходимо помогать учащимся увидеть и понять законы, по которым он функционирует и развивается. В работе представлены образцы письменных заданий по развитию речи и формированию представлений о языке как сложной развивающейся системе.

  • Тема урока: "Диалектные слова". Урок русского языка в 5-м классе по программе М.М. Разумовской 2007

    Автор: Шадерова Ольга Григорьевна

    Совершая увлекательное путешествие в страну Лингвинию, на загадочный остров Диалектов, пятиклассники открывают для себя удивительные слова живой русской речи, учатся владеть родным языком, познавая его новые тайны. Разнообразные формы работы на уроке служат развитию речи и расширению кругозора учащихся, помогают детям поверить в себя, создают ситуацию успеха. Учащиеся приходят к пониманию, что на уроках русского языка они учатся не только грамотно писать, но и излагать свои мысли, познавая национальную культуру русского народа, а значит, быть патриотами.

  • Тема урока: "Безударные гласные в корне слова" 2007

    Автор: Донцова Мария Сергеевна

    Правописание играет решающую роль в становлении личности. Недооценка значения орфографии составляет главную причину безграмотности. Самыми распространенными и устойчивыми являются ошибки на правописание безударных гласных в корне слова. Практика подтверждает, что эффективными способами достижения навыков грамотного письма являются систематическая тренировка, выполнение разнообразных упражнений не только в рамках программы, но и в течение всего учебного года, осознанная работа над ошибками, постоянное обращение к справочникам, словарям, чтение и каждодневный труд.

  • Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка 2006

    Автор: Пятых Галина Анатольевна

    Представленный урок демонстрирует процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся на ступени профильного обучения (10-й класс, социально-гуманитарный).

  • Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Роль имени существительного в речи" 2006

    Автор: Фёдорова Наталья Петровна

    Урок русского языка в 6-м классе по теме "Роль имени существительного в речи". Цель – повторение и обобщение знаний, полученных в 5-м классе, осуществление межпредметной связи; проводятся следующие виды работы: устное рисование картин, выполнение творческой работы с целью раскрытия творческого начала личности ребёнка, самопроверка по образцу, словарная работа в виде кроссворда.

  • Коммуникативные ситуации на уроках развития речи по теме: "…и оживают картины природы". 6-й класс 2006

    Автор: Мансурова Галина Николаевна

    Предлагаемый урок развития речи помогает учащимся всмотреться, вслушаться в прелесть русской природы и передать ее языковыми средствами и в форме мини-сочинения.

  • Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Упражнения в склонении имен существительных, распознавание падежей" 2006

    Автор: Нечаева Антонина Петровна

    Предложенный урок способствует развитию умения склонять имена существительные с ударными в единственном числе, с приемами распознавания падежей, развитию орфографической зоркости, речи, умения мыслить, делать выводы; способствует развитию эстетических навыков через каллиграфическое письмо и художественное слово, любви к природе и интереса к урокам русского языка.


  • Педагогические инновации. Модульная технология на уроках русского языка 2006

    Автор: Блинова Татьяна Викторовна

    Использовать модульную технологию можно при изучении новых тем, закреплении, обобщении и систематизации изученного материала. Учитель на этих уроках выполняет роль консультанта, корректирует и направляет работу ученика. Возьмем, например, урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособление определений и приложений". Материал урока не является сложным для самостоятельного изучения, так как у учащихся к этому времени уже имеется багаж знаний по данной теме.

  • Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Значение суффиксов" 2006

    Автор: Мосман Нина Владимировна

    Конспект урока представляет собой пример использования групповой формы организации обучения с применением проблемно-диалогического метода. На первом этапе урока происходит определение темы урока при столкновении различных мнений. Поиск решения организован через наблюдение, выдвижение и проверку гипотез. Групповая форма работы позволяет включить в учебную деятельность всех учащихся: выявление значений суффиксов и правил их написания, проверка их на примерах из учебника и собственных, предложенных по аналогии. На втором этапе каждая группа составляет задания для класса исходя из собственных представлений и понимания. Учитель корректировал задания в ходе подготовки групп. Внимание класса удерживается на протяжении всего урока благодаря частой смене видов деятельности и выполняемых в тетрадях заданий. Третий этап посвящён подведению итогов урока с точки зрения полезности, нового, оценки групповой работы и вклада каждого (заполнение групповых ведомостей). Ребята формулируют проблему и кратко обмениваются мыслями о преодолении трудностей. Домашнее задание связано с работой на уроке: краткая запись в конспектах – способ обобщения знаний, их переосмысления, интерпретации.

  • Урок-игра "Путешествие в Словоград" 2006

    Автор: Ромашина Наталия Фёдоровна

    Урок представляет собой путешествие в Словоград, встречу с королевой Лексикой. Учащиеся в увлекательной игровой форме повторяют основные понятия лексики, развивают устную и письменную речь, проявляют свои творческие способности.

  • Открытый урок по русскому языку в 3-м классе по системе "Гармония" на тему: "Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" 2006

    Автор: Маркова Галина Ивановна

    <p>Целями предлагаемого урока являются: закрепление знаний, умений, навыков учащихся по подбору проверочных слов; расширение словарного запаса; cовершенствование умения проверки орфограмм корня.

  • Урок русского языка в 6-м классе якутской школы по теме: "Словообразующие аффиксы" 2006

    Автор: Неустроева Василиса Петровна

    Предлагаю вашему вниманию конспект урока русского языка в 6-м классе якутской школы на тему "Словообразующие аффиксы". "Словообразование" – тема, к которой обращаются при изучении любого раздела курса русского языка. Она даёт широкие возможности учащимся для обогащения словарного запаса, развивает орфографическую зоркость, создаёт условия для поисковой работы.

  • Тема урока: "-Н- – -НН- в суффиксах прилагательных". 6-й класс 2006

    Автор: Коновалова Ольга Владимировна

    На уроке русского языка учитель должен стремиться привить детям любовь к родному языку, помочь им почувствовать его красоту. На помощь приходит красивый текст или несколько текстов, которые могут быть связаны тематически. На предлагаемом уроке все тексты подобраны на зимнюю тему, учащимся предлагаются зарифмованные правила, которые помогают ребятам без скуки изучить трудный материал. Урок русского языка – это и проявление творчества детей, поэтому на уроке создаются условия для написания синквейнов, кеннингов, стихотворений по метафоре, акростихов.

  • Урок русского языка в 7-м классе. Обобщающий урок по теме "Наречие" (по программе УМК под ред. М. Разумовской) 2006

    Автор: Огурцова Татьяна Викторовна

    Урок русского языка в 7-м классе обобщает знания учащихся по теме "Наречие".


  • Обобщающий урок по разделу "Повторение изученного в начальных классах". 5-й класс 2006

    Автор: Лаптиева Вера Георгиевна

    Уроки, проводимые в игровой форме, вызывают у учащихся особый интерес. Данный урок-путешествие проводится в 5-м классе после изучения раздела "Повторение изученного в начальных классах" с целью повторения теоретических знаний из разделов языка и закрепления практических навыков по орфографии и пунктуации, полученных учащимися в начальных классах.

  • Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс 2006

    Автор: Воронина Анна Владиславовна

    Данный урок проводится в 7-м классе во II четверти по окончании изучения темы "Причастие". Урок построен на сочетании традиционных форм и компьютерных технологий, что позволяет активизировать познавательную активность учащихся и добиться прочного и осознанного усвоения учебного материала. В уроке используется и краеведческий материал, заранее подготовленный творческой группой учащихся. Введение в ход урока исторической справки о родном крае, на мой взгляд, повышает интерес и к краеведению, и к изучению родного языка.

  • Тема урока: "Интонация" 2006

    Автор: Устинкина Наталья Николаевна

    Цели представленного урока: дать учащимся первоначальное понятие об интонации; учить ставить знаки в конце предложений в зависимости от интонации; развивать речь, мышление, воображение учащихся; воспитывать любовь к природе, активность на уроке.

  • Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме: "Определение" 2006

    Автор: Рузаева Татьяна Семёновна

    Урок изучения нового материала с элементами ролевой игры. Ученикам предлагается попробовать себя в необычной роли – снять фильм о родном крае. В процессе урока ребята смогут побыть сценаристами, операторами, редакторами, выполняя при этом разнообразные задания. Материал урока направлен на воспитание любви к родному краю и чувства прекрасного.

  • Педагогическая мастерская по развитию речи "Урок письма" или "Почта России помогает жить" 2006

    Автор: Турбина Ольга Николаевна

    Данная мастерская способствует формированию умения строить и анализировать свои чувства и выражать их с помощью слов, внимательно относиться к мнению товарищей. Письма и тексты, предложенные во время работы, помогают в укреплении нравственной позиции, активизации работы воображения. Этому способствуют и выступления самих ребят с информационным материалом, который они готовили самостоятельно, а также использование новых информационных технологий. Этот урок можно проводить в разных возрастных группах, адаптируя тексты на тот возраст, в котором проводится данная мастерская.

  • Эффективные приемы и методы работы, способствующие повышению грамотности учащихся (из опыта работы) 2006

    Автор: Трусова Елена Викторовна

    Первое правило успешной работы по повышению грамотности – это отработанный алгоритм объяснения и закрепления темы. Второе правило – диагностика успешности обучения. Я провожу опросы при помощи системы карточек. Группа карточек охватывает вопросы по целой теме и включает задания, тесты. Ученик должен подготовить ответы на уровне, выбранном им. Работа с карточками требует системности. Для наглядности я представляю урок русского языка в 7-м классе.

  • Урок по теме: "Лексика кубанского жилища". Русский язык. Региональный компонент (кубанские говоры). 5-й класс 2006

    Автор: Сергеева Ольга Евгеньевна

    Знакомство с этнографической лексикой имеет для детей не только лингвистическое, но и культурологическое значение. Понимание смысла таких слов помогает школьникам в изучении истории, литературы, расширяет их жизненный кругозор. На уроке использованы различные дидактические игры, способствующие быстрому усвоению материала.


  • Тема урока: "КВН по русскому языку". 4-й класс 2006

    Автор: Габдулхакова Инсия Зуфаровна

    На КВН по русскому языку учащиеся решают кроссворды, дополняют пословицы и поговорки, подбирают имена существительные к именам прилагательным, отгадывают ребусы, придумывают рассказы.

  • Повторение и обобщение по теме: "Словообразование". Использование словообразовательных средств в изобразительных целях. 5-й класс 2006

    Автор: Иванова Ирина Самуиловна

    Урок проводится в 5-м классе. Целью урока являются не только повторение и обобщение по теме "Словообразование", но и знакомство детей с такими изобразительно-выразительными средствами языка, как морфемный повтор, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов.