Русский язык
-
Конспект урока русского языка в 4-м классе. Краткое изложение по тексту рассказа В. Астафьева "Зачем я убил коростеля?" 2005
Довольно часто учителя основной школы сетуют на то, что дети, придя в 5-й класс, не умеют выделять в тексте главное и не могут кратко излагать прочитанное. А в жизни нам приходится довольно часто кратко рассказывать о чем-то. Поэтому на уроках риторики и чтения уже в начальной школе мы учим детей краткому пересказу. А на уроках русского языка мы продолжаем эту работу, только письменно. Уже в третьем классе большинство ребят не испытывают трудности при полном пересказе, чего нельзя сказать про сжатый пересказ. Поэтому особое место начинаем уделять обучению пересказывать текст кратко. Для этой работы стараемся подбирать тексты, вызывающие живой интерес учащихся. (Очень люблю рассказы Виктора Астафьева за яркие, эмоциональные, человечные слова). Текст, взятый к данному уроку, заставляет нас глубоко задуматься: "А действительно, зачем...?"
-
Новая педагогическая технология при изучении русского языка 2005
Технология КСО разрушает стереотип обучения детей: учитель (взрослый) - ученик (ребенок). Ребята обучаются в парах сменного состава, учитель из рассказчика и основного носителя знаний становится консультантом и организатором, осуществляющим запуск и коррекцию групповой динамики. Новая организация учебного процесса требует иной подачи учебного материала - изучения его укрупненными блоками. Укрупненные дозы языкового материала мы представляем учащимся в виде опорных конспектов, разных таблиц. Другую часть теории учащиеся усваивают самостоятельно и практически.
-
Интегрированный урок по русскому языку в 6-м классе. "Буквы О, А, в корнях гор-, (гар-); кос- (кас-)" с применением компьютерной программы-тренажера "Фраза" 2005
Урок по русскому языку на тему "Буквы О и А в корнях -гор- (-гар-); -кос-(- кас-)" с применением компьютерной программы-тренажера "Фраза", которая способствует лучшему усвоению изучаемого материала по русскому языку воспитывает интерес к русскому языку, информатике, воспитывает культуру общения, формирует практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера. Тренажер удобен при изучении или закреплении учебного материала тем, что в процессе работы учащемуся компьютер по окончании работы сразу же выдает оценку и указывает количество ошибок.
-
Урок русского языка в 6 классе. "Имена существительные общего рода (урок-сюрприз)" 2005
Материал на тему "Имена существительные общего рода" в учебнике русского языка для 6-го класса занимает лишь одну страничку. А как сделать урок запоминающимся, увлекательным, интересным? Попробуем провести урок-сюрприз.
-
Устный журнал по русскому языку в 6 классе "Хлеб — всему голова" 2005
Известно, что рассказать учащимся о профессиях в увлекательной форме - очень важная задача. Устный журнал "Хлеб всему голова" проводится, как внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе совместно с учащимися и их родителями после изучения разделов "Лексика" и "Фразеология" с целью пропаганды знаний о сельскохозяйственных профессиях, развития интереса к истории своего народа, воспитания уважения к людям, которые выращивают хлеб, и воспитания бережного отношения к хлебу.
-
Доклад на тему "Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся" 2005
В докладе раскрыты теоретические основы, указываются пути реализации обогащения словарного запаса учащихся.
-
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Имя прилагательное. Повторение" 2005
Данный урок является заключительным по теме "Имя прилагательное". Он тесно связан с предыдущими уроками. Цель урока - повторение и обобщение изученного материала, закрепление изученных орфограмм. Разнообразные формы работы способствуют активизации учащихся в процессе работы и развитию творческих способностей. Элементы метода исследования способствуют развитию интереса к изучению русского языка.
-
Урок русского языка с элементами развивающего обучения по теме: "О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-", 6-й класс, учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой 2005
С модернизацией образования меняется режиссура урока. Приоритетным являются занятия, на которых ученик - главная действующая фигура всего образовательного процесса. Задача педагога - вызвать в учениках страстный отклик на любое задание и желание высказаться, воспитать личность, способную ориентироваться в пространстве речевой культуры. Обучение должно строиться на высоком уровне трудности с использованием различных приемов и методов на разных этапах урока, при этом на уроке должна быть создана атмосфера радости и удовольствия.
-
Медиа-урок по русскому языку в 8-м классе по теме: "Изложение с элементами сочинения по тексту В. Пескова "Чувство Родины" 2005
Проведение уроков развития речи всегда вызывает трудность, так как нет подробных разработок. Я предлагаю медиа-урок по русскому языку в 8-м классе по теме «Изложение с элементами сочинения по тексту В. Пескова «Чувство Родины». Данный урок воспитывает любовь к родному краю и городу, к своей Родине. Урок даст возможность учителям русского языка и литературы использовать региональный компонент своего родного края в учебном процессе.
-
Конкурс "Грамотеев" 2005
Предлагаю практический материал, который поможет организовать и провести в необычной, увлекательной форме внеклассное мероприятие. Данная разработка носит игровой, творческий характер, что позволяет развивать сообразительность, любознательность, логическое мышление, коммуникативные возможности учащихся, прививать интерес к изучению русского языка.
-
Урок русского языка по теме: "Части речи в русском языке" (3-й класс "Школа-2100") 2005
Предлагаемый урок русского языка выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Он является вводным ознакомительным уроком по теме "Части речи", где учащиеся знакомятся сразу со всеми частями речи, а в дальнейшем проводится поэтапная работа - усвоение знаний по каждой части речи.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Повторение правила написания а–о в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- 2005
Урок объяснения нового материала, основанный на принципах научности, доступности и наглядности обучения. Для формирования и закрепления знаний используется фронтальный опрос и взаимоопрос. Методом контроля служит выборочный диктант с сигнальными карточками.
-
Формирование речевой культуры учащихся 2005
Обучение языку как речевой деятельности предполагает, что выпускники средней школы должны свободно пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях, владеть различными видами речевой деятельности - грамотно писать, бегло и осознанно читать, хорошо говорить, правильно понимать чужое устное высказывание и уметь слушать. Содержание работы по развитию речи составляет, как известно, обучение: а) культуре речи и б) связным высказываниям. Для выполнения этих задач необходимо: обогащение речи учащихся, обучение выбору языковых средств, написание сочинений, пересказ и анализ текстов.
-
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных 2005
Основные цели урока - познакомиться с частью речи именем существительным, закрепить знания об этой части речи, познакомиться с постоянными и непостоянными признаками имен существительных; работать над развитием устной научной речи воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
-
Урок русского языка с применением аудиовизуальных средств в 5 (гимназическом) классе 2005
В уроке представлено углублённое изучение темы, знакомой пятиклассникам из курса начальной школы. На уроке используются различные формы словарной работы, аудиовизуальные средства обучения (фрагменты художественного и мультипликационного фильмов); создаётся ситуация самостоятельного вхождения в материал, расширяются знания учащихся по словесности.
-
Конспект урока: "Фонетика. Повторение пройденного" 2005
Об одном и том же литературоведческом или языковом материале можно рассказать на уроке по-разному: очень сухо, сдержанно, опираясь только на учебную книгу, и увлекательно, пробуждая детскую фантазию, особенную работоспособность, творчество. Именно такое учение с увлечением представлено в методической разработке урока русского языка в 5 классе по теме “Фонетика. Повторение пройденного”. Урок рассчитан на два учебных часа, отличается высокой плотностью и многообразием методов опроса и проверки ЗУНов учащихся.
-
Конспект урока русского языка по теме: "Деепричастие. Систематизация изученного" 2005
В седьмом классе продолжается работа по формированию логического мышления школьников, их интеллектуальных и речевых умений и навыков, самостоятельности суждений. В процессе практической деятельности внимание, интерес семиклассников к новому или изученному материалу акцентируется в ходе урока-сказочного турнира, где ожившие деепричастия "говорят" с ними и "проверяют" знания, умения и навыки по пройденному материалу.
-
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка "Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное". 3 класс 2005
Урок по теме "Имя существительное и имя прилагательное" проходит в игровой форме по здоровьесберегательной технологии.
-
Интеграция лингвистических и естественно-научных знаний, умений и навыков студентов специальности 0302 Русский язык и литература в процессе изучения раздела "Фонетика" 2005
Интегрированное занятие по современному русскому языку и возрастной анатомии, физиологии, гигиене на специальности 0302 Русский язык и литература проводится с целью рассмотрения физиологического аспекта изучения звуков речи в координации с двумя другими аспектами: акустическим и функциональным. Форма семинара-практикума способствует глубокому творческому осмыслению материала, воспитанию самостоятельности, формированию умений работать с научной литературой и навыков монологической речи, овладению методами и приемами исследовательской деятельности.
-
Урок — попурри из телепередач 2005
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по русскому языку проводится в форме дидактической игры. Воспитывает интерес к русскому языку, знакомит учащихся с разделами языкознания. Рекомендуется для проведения на уроках русского языка в четвёртых и пятых классах общеобразовательных школ.
-
Урок русского языка во 2 классе (1—4). Тема: "Уточнение знаний о разделительном мягком знаке. Правописание слов с разделительным мягким знаком" 2005
Вниманию коллег я хочу предложить конспект урока русского языка во 2-м классе по программе "Школа XXI века" под руководством Н.Ф. Виноградовой. Урок выстроен в чётком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Все этапы связаны друг с другом, подчинены строгой логике изучаемой темы. Использование активных методов становиться элементом положительной мотивации ученика.
-
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Роль личных местоимений в речи" 2005
Цели: Повторить основные сведения о личных местоимениях, изменение их по лицам, числам, падежам, родам (3 лицо); правописание местоимений; Выявить связь личных местоимений в употреблении их в стихотворной речи, произведениях народного творчества. Уточнение смысла стихотворений с помощью личных местоимений.
-
Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное", 7 класс 2005
Использование принципов коррекционно-развивающего обучения, предложенных кандидатом педагогических наук Е.Д. Худенко, способствует коррекции и развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия), при помощи которых идет успешное усвоение учебной программы.
-
Программа элективного курса для 9-го предпрофильного класса "Деловой русский язык" 2005
Программа позволяет, во-первых, дать учащимся необходимые сведения об официально-деловом стиле и сформировать с опорой на них соответствующие стилистические умения, позволяющие составлять и редактировать деловые бумаги, во-вторых, предоставляет возможность учащимся научиться ориентироваться в мире профессий.
-
Урок-мастерская "Тайна слова". Русский язык, 8 класс 2005
Урок-мастерская, цели которого: Закрепление умения осознанно пользоваться различными выразительными средствами связи как средством для лучшего выражения мысли и передачи эмоциональной речи при анализе литературного текста и создании своего, развитие речи учащихся, расширение круга сведений о языковых и речевых средствах, характерных для художественной речи, повышение эффективности учебного труда учителя и учащихся путем создания атмосферы сотрудничества, воспитание нравственной ответственности за свой выбор.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Антонимы" 2005
Урок русского языка, задачи которого: закрепить и углубить знания учащихся по данной теме; повторить понятие синонимии и показать ее связь с антонимией: то и другое служат точному выражению мысли, авторской позиции; показать связь понятия со стилистическим и литературоведческим понятием антитезы, дать начальное представление об оксюмороне (поскольку более глубокое знакомство с этим приёмом будет при изучении творчества поэтов-символистов в 11 классе); способствовать обогащению речи учащихся.
-
Конспект урока по теме: "Стили речи" 2005
Урок "Стили речи" проводится в 7-м классе перед изучением творчества Н.В.Гоголя. Количество учебных часов в неделю - 4. Поэтому часто провожу уроки словесности; это экономит время и позволяет глубже изучать тему. В основе данного урока - работа по тексту с элементами лингвистического анализа. Небольшие по объему тексты (отрывки из художественного произведения, статьи и автобиографии) позволяют увидеть и сопоставить стилевые различия. Полученные на предыдущих уроках знания о стилях речи закрепляются практически. Лингвистический анализ позволяет обращать внимание на конкретное слово, выяснить причину его употребления. Повторяется пройденный материал: грамматические категории глагола, виды наречий по значению, структура словосочетаний, лексическое значение слова, устаревшие слова и их употребление. На уроке проводятся различные виды работ: чтение и анализ, разбор ключевых слов и понятий, ответы на вопросы, творческая работа. Уроки такого типа нравятся ребятам и позволяют разнообразить учебный процесс.
-
Урок развития речи "Идет-гудет Зеленый Шум…" Н. Некрасов (интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе) 2005
В методической разработке интегрированного урока развития речи в 5-м классе с использованием национально-регионального компонента сделана попытка адаптации материала к уровню развития учащихся среднего звена и привития интереса к познанию родного края, его особенностям, воспитанию чувства патриотизма, любви к своей малой родине. Урок нацелен на развитие творческих способностей учащихся, расширение их кругозора, повышение интеллектуального уровня и художественного вкуса.
-
Развитие "орфографического слуха" как один из приемов повышения орфографической грамотности учащихся (на примере изучения безударных личных окончаний глаголов в 5-х классах) 2005
Предлагаемые автором дидактические материалы представляют собою особый вид диктанта, позволяющего учителю развивать у учащихся орфографический слух, а следовательно, и орфографическую зоркость. Кроме того, они дают возможность педагогу, во-первых, рассредоточено проводить формирование и закрепление навыка правописания безударных окончаний глаголов, во-вторых, постоянно контролировать процесс усвоения орфографического правила и способа его применения на практике.
-
Урок-игра "Лингводилижанс" 2005
Русский язык - один из основных предметов в коррекционной школе. От того, как обучающиеся овладеют русским языком, зависит успешность прохождения всего программного материала. Нетрадиционная форма проведения урока позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся, развивать познавательный интерес к родному языку, повышать уровень осознания изучаемого материала.