Элективный курс "Решение задач по кинестатике с использованием табличного процесса Excel"

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Современный виток развития педагогики и методологии обуславливается внедрением новых педагогических технологий. Наиболее распространенным является использование компьютерной техники при решении задач различных предметных областей и интеграция предметов школьного цикла.

XXI век - век высоких технологий. И компьютер является одним из проявлений этих технологий. Формирование общеучебных умений, являющихся основой познавательной самостоятельности учащихся, должно носить ярко выраженный интеграционный характер, проникая во все учебные дисциплины и преодолевая их искусственную изолированность. Нужна не просто программа развития общеучебных умений школьников, а организационно-педагогическая технология включения этой работы в реальный школьный процесс.

Во время обучения в школе учащимся приходится решать задачи в том числе и по физике. При решении таких задач обучающиеся очень много времени тратят на обработку результатов измерений (обычно - это вычисления на калькуляторе) и их оформление (заполнение таблиц в тетради и построение графиков). Времени на анализ полученных результатов, очень часто, остается мало или вообще не остается. Рутинную работу по расчетам и оформлению результатов было предложено переложить на "плечи" компьютера.

Решение задач по кинематике равнопеременного движения традиционно вызывает у учащихся затруднения, что связано в основном с тем, что здесь впервые встает проблема формализации физической задачи, т.е. перевода ее с языка "текстовой задачи" по физике на язык математики. До этого учащимся приходилось в основном решать задачи, если можно так выразиться, "по формулам", а теперь необходимо осмыслить задачу не только с точки зрения физики, но и суметь записать ее в терминах уравнений кинематики и затем из этих уравнений, опираясь на условие задачи, получить нужные "формулы".

В предложенном элективном курсе "Решение физических задач по кинематике с использованием табличного процессора MS Excel" основное внимание уделяется вопросам моделирования и формализации.

Место курса в образовательном процессе

Курс "Решение физических задач по кинематике с использованием табличного процессора MS Excel" - элективный курс для учащихся 9-х классов. Рациональность выбора указанных классов объясняется тем, что наряду с наглядно-образным мышлением, помогающим целостно видеть объекты, у учащихся в этом возрасте активно развивается ассоциативное мышление, способствующее усвоению различных абстрактных понятий.

Курс рассчитан на 16 учебных часов.

  • Цели курса:
  • Расширить представление учащихся о возможностях табличного процессора Excel;
  • Подготовить школьников к овладению элементарными практическими навыками решения задач по кинематике;
  • Формировать приемы технологии обработки различных видов информации;
  • Продолжать развивать интерес к физике и информатике как наукам.

Задачи курса:

  • Формирование представлений о возможности решения задач по кинематике при помощи табличного процессора Excel;
  • Создание условий для практического применения полученных на курсах знаний через занятия-практикумы;
  • Воспитание физической и информационной грамотности личности.

Образовательные результаты

Учащиеся должны знать:

  • структуру окна Excel;
  • назначение табличного процессора, его команд и режимов;
  • вводить и редактировать данные в ячейках; иметь понятие о типах данных и использовать их при решении задач;
  • изменять высоту строк и ширину столбцов;
  • менять ориентацию текста; оформлять таблицы и рабочие листы;
  • правила записи и выполнения формул в среде Excel;
  • уметь использовать абсолютные ссылки;
  • устанавливать связи между ячейками;
  • уметь преобразовывать данные к табличному виду;
  • решать различные задачи с использованием мастера функций;
  • уметь представлять данные в виде диаграммы или графика;
  • иметь понятие о моделировании объектов и процессов, о классификации моделей;
  • знать этапы компьютерного моделирования;
  • знать кинематические уравнения движения;
  • уметь разрабатывать модели объектов и процессов при решении задач по кинематике.

Межпредметные связи

Знания, полученные при изучении курса "Решение физических задач по кинематике с использованием табличного процессора MS Excel", учащиеся могут использовать при решении задач по физике, при выполнении лабораторных работ. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса являются фундаментом для дальнейшего совершенствования знаний, умений и навыков в области моделирования.

Тематическое планирование элективного курса

№ п/п Наименование темы Количество часов
1 Введение. Назначение программы Excel. Основные приемы работы в Excel. 4
2 Многообразие задач по кинематике. 4
3 Технология обработки числовых данных в электронных таблицах. 3
4 Индивидуальные проекты и их реализация. 3
5 Защита проектов. 2
Итого 16

Программа курса

Тема 1. - 4 часа

Введение. Назначение программы Excel. Основные приемы работы с книгами и рабочими листами.

Лекция. Основные понятия электронных таблиц. Ввод и редактирование данных. Ввод формул. Форматирование таблицы. Управление листами рабочей книги.

Лекция. Функции Excel. Построение диаграмм и графиков. Логические функции Excel.

Лекция. Оптимизация решений в Excel.

Практикум. "Обработка данных движения автомобиля"

Тема 2. - 4 часа

Многообразие задач по кинематике.

Лекция. Основные понятия и законы раздела "Кинематика": средняя скорость, мгновенная скорость, путь, перемещение.

Лекция. Уравнение равномерного прямолинейного движения точки. Закон сложения скоростей.

Лекция. Уравнения движения точки с постоянным ускорением. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Лекция.- Алгоритм решения задач по кинематике. (Приложение1)

Тема 3. - 3 часа

Технология обработки числовых данных в электронных таблицах.

Лекция. Моделирование и формализация.

Лекция. Решение задачи по кинематике и ее формализация.

Приложение 3.

Практикум. Решение задачи в электронных таблицах.

Тема 4. - 3 часа.

Индивидуальные проекты и их реализация.

Тема 5. - 2 часа

Защита проектов. (Приложение2)

Заключение

Данный элективный курс можно рассматривать как один из компонентов достижения образовательных результатов. Он способствует развитию таких важных способностей, как способность действовать вместе с другими, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятыми другими.

Литература

  1. Н.Д. Угринович "Информатика 8 кл." Базовый курс.М. Бином. Лаборатория знаний 2007
  2. Е.М. Гутник, А.В. Перышкин "Физика 9 кл."- М.: Дрофа, 2006
  3. В.И. Гутман, В.Н. Мощанский "Алгоритмы решения задач по механике в средней школе" - М.: Просвещение, 1998
  4. И.А. Иванова "Информатика. Практикум" - Саратов: Лицей, 2004
  5. А.Г. Каспржак "Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область "Информатика"" - М.: НФПК, 2004