Культура донских казаков в XVI–XVII веках

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Сформировать представление об основных направлениях развития культуры донских казаков в XVI - XVII веках.
  • Показать своеобразие казачьей культуры.
  • Воспитывать уважение к традициям, культуре и обычаям казаков.

План урока:

  1. Характер культуры донских казаков.
  2. Язык донских казаков.
  3. Казачий костюм.
  4. Традиции военного быта казаков.
  5. Казачьи городки.
  6. Религиозные традиции казаков.
  7. Донской фольклор.

Проблемный вопрос: В чем особенности культуры донских казаков в XVI-XVII веках?

Ход урока

I. Повторение понятий

Дикое поле, казаки, майдан, казачий круг, культура.

II. Изучение нового материала

Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова И.А.Мордовиной:

«А на Диком поле жизнь – приволье.
Можно сколько хочешь там гулять.
Бывшим подневольникам – раздолье,
Чтобы заново свой в жизни путь начать…»

Беседа с обучающимися о том, почему именно эти строки взяты эпиграфом к уроку.

(Они отражают своеобразие казачьей жизни. Здесь беглые становились людьми вольными, создавали свою культуру).

1. Характер культуры донских казаков.

Учитель: Культура казачества в XVI-XVII веках отличалась своеобразием, отразившим военный быт казачьих общин. В ней переплетались и взаимодействовали элементы культур тех народов, которые участвовали в формировании казачества. А формирование донского казачества происходило в диалоге культур:

Приложение 1. Формирование донского казачества в диалоге культур.

Эти народы оказали влияние и на язык донских казаков.

2. Язык донских казаков.

Учитель: В чем своеобразие языка донских казаков? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с дополнительным материалом, работая в группах. Приложение 2.

Учащиеся делают вывод о том, что влияние культуры русского народа отразилось в русскоязычии казачества. Однако язык казаков Дона включил в себя немало тюркских и украинских слов.

3. Казачий костюм.

Учитель: Как выглядел донской казачий костюм? Работа в группах с текстом старинной казачьей песни и рисунком «Костюм донских казаков в XVI-XVII вв». Приложение 3.

Выводы учащихся о самобытности казачьей одежды.

4. Традиции военного быта казаков.

Учитель: Донское казачество сложилось и существовало как воинское сообщество, что отразилось в его культуре, обычаях, традициях. Война и воинские умения считались наиболее достойным делом для мужчины, а обладание оружием и прочим боевым снаряжением – знаком отличия казака от представителей других групп населения, символом свободного, полноправного человека. Достижением военной культуры казаков можно считать созданный ими тип лёгкого судна – струга. На построенных ими стругах донцы выходили для ведения военных действий на Азовском и Чёрном морях.

Беседа с учащимися о преимуществах казачьих стругов.

Выводы учащихся о том, что военная добыча считалась у казаков законным итогом успешных боевых действий, а в походах за зипунами выступала в качестве основной цели. Наряду с охотой и рыболовством она обеспечивала в XVI-XVII веках существование казаков.

5. Казачьи городки.

Жизнь в условиях постоянной военной опасности способствовала появлению особого типа укреплённых поселений – казачьих городков.

Заполнение таблицы «Донские казачьи столицы» по рассказу учителя:

Хронологические рамки Столица
   

Работа с диаграммой «Рост казачьих городков». Приложение 4.

Выводы учащихся об увеличении количества казачьих городков в изучаемый период.

6. Религиозные традиции казаков.

Рассказ учителя: На Дону церквей было мало, поэтому часто казаки ездили на богомолье в русские монастыри. Излюбленное место их паломничества – удалённый от Дона Соловецкий монастырь. В 1652 году в Черкасске возвели войсковой Собор Воскресения Христова. Первоначально он был деревянным, а затем каменным. В среде донского казачества были приверженцы христианства, ислама, буддизма. Различие вер не мешало им мирно соседствовать друг с другом, участвовать в решении войсковых проблем и военно-политических акциях войска.

7. Донской фольклор.

Учитель: О ком и о чем пели донские казаки? Работа с текстом казачьих песен по группам. Приложение 5.

Выводы учащихся о том, что донские казаки пели о любимой реке Дон, о героях-казаках, о верном спутнике казака – коне и т.д.

III. Итог урока.

В чем особенности культуры донских казаков в XVI-XVII веках?

Учащиеся делают вывод об особенностях культуры донских казаков:

  • сложилась в результате взаимодействия многих народов;
  • была культурой воинского сообщества;
  • достижениями материальной культуры были казачьи городки и легкое боевое судно – струг;
  • веротерпимость.

В конце урока группам предлагается из предложенных слов составить казачьи пословицы, поговорки, заповеди. Приложение 6.

Домашнее задание. О.Г. Веряскина «История Донского края с древнейших времен до конца XVI века», §4.

Литература:

  1. О.Г. Веряскина «История Донского края с древнейших времен до конца XVI века», – Ростов-на-Дону, ДИК: 2004.
  2. Н.В. Самарина, О.Г. Витюк «История Донского края. XVII-XIX век», – Ростов-на-Дону: ДИК, 2004.
  3. А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян «Казачий Дон: Очерки истории», – Ростов-на-Дону: 1995.
  4. Донские казаки в походе и дома. Альманах. – Ростов-на-Дону: 1991.
  5. М.П. Астапенко «Донские казаки 1550-1920», – Ростов-на-Дону: «Логос», 1992.
  6. Хрестоматия по истории донского казачества, Составитель М.П. Астапенко. – Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета, 1994.