Биология

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Элективный курс "Химия и здоровье" для учащихся 9-х классов 2005

    Автор: Шульженко Наталья Викторовна

    Вашему вниманию предлагается авторская программа элективного профильного курса "Химия и здоровье". Программа включает в себя тематическое планирование, цели и задачи каждого занятия, список литературы, а также, приложения, в которых даются необходимые дополнительные сведения к отдельным занятиям курса. Предлагаются и примерные темы для проектной деятельности учащихся. Курс успешно апробирован на базе лицея № 19 г. Майкопа в 2004–2005 учебном году и ноябре–декабре 2005.

  • Тема урока по биологии: "Дыхание у животных". 6-й класс 2005

    Автор: Зарубин Евгений Павлович

    Представленный сценарий урока используется в курсе биологии 6-й класс по учебнику Н.И. Сонина “Биология. Живой организм”. На данном уроке большое внимание уделено самостоятельной работе в группах, где дети обучают друг друга. Показана индивидуальная работа и работа в парах. Содержание урока насыщено частично-проблемными задачами, дополнительной информацией об охране окружающей среды и собственного здоровья. Применены несколько способов обмена информацией, индивидуальная и парная самопроверка, использованы задания для развития зрительной и слуховой памяти.

  • Растениеводство с основами агротехники (программа курса по выбору для 9-го класса) 2005

    Автор: Фролова Ольга Федоровна

    Предлагаемый курс разработан для учащихся 9-го класса сельских школ, которые выбирают для своего дальнейшего образования агротехнологический профиль. Курс не только расширяет знания по биологии, но и прививает интерес к практической и исследовательской деятельности в области сельского хозяйства. Особенность данного курса в том, что он имеет теоретическую и практическую направленность.

  • Программа элективного курса по теме: "Мы с тобой одной крови" 2005

    Автор: Куликова Ирина Михайловна

    Программа элективного курса "Мы с тобой одной крови" рассчитана на 16 часов, 1 час в неделю для учащихся 9-го класса. Материал данной программы дополняет базовый курс 8-го класса по теме: "Кровь. Состав крови. Группы крови", включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в программе основной школы. Программа рассчитана на широкий круг учащихся, что вызывает познавательный интерес учащихся, и направлена на расширение кругозора по предмету.

  • Развитие творческого мышления учащихся через исследовательскую деятельность 2005

    Автор: Акуленко Марина Владимировна

    Главная цель организации НИР в ученическом коллективе нашей школы - формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной работы. Участие в ней дает прекрасную возможность для самореализации личности школьника, его творческих способностей. И хотя исследовательской деятельностью наши ученики занимаются всего лишь четвертый год, успехи в этой области уже есть. Исследовательские работы в области экологии, биоразнообразия, здорового образа жизни очень интересны ребятам. У нас большие планы на будущее и не меньшее желание работать в этом направлении.

  • Интегрированный урок: "Влияние никотина на организм человека. Газообмен в легких и тканях" 2005

    Автор: Кудря Алевтина Михайловна

    В начале урока дается история появления табака в Европе. Разбирается научный информационный материал учебника о составе табака, даются статистические данные ученых о влиянии табака на различные органы человека. Лабораторная работа исследовательского направления, доказывающая, что в составе табака имеются ионы тяжелых металлов. Проводится сравнительная характеристика состава табака в различных сортах и делается общий вывод. В конце урока показывается видеосюжет из онкологической больницы, где идет беседа врача с больными (рак горла, рак груди). Больные рассказывают, что курят они с детства и это повлияло на их жизнь.

  • Тема урока в 9-м классе: "Строение, состав и свойства костей. Типы соединения костей" 2005

    Автор: Абдуллаева Пасихат Шухабутдиновна

    В данной статье я хочу предложить читателям вариант проведения урока в 9-м общеобразовательном классе. На этом уроке формулировала вопросы и давала задания, позволяющие актуализировать знания, направлять и корректировать учебно-познавательный поиск учащихся, находить методы и методические приёмы, которые поддерживали бы любознательность и познавательный интерес учащихся. На протяжении всего урока школьники остаются субъектами учебной деятельности, воспринимают, осмысливают и остаются активными участниками учебного процесса.


  • Деятельностный подход на уроках биологии в 9-м классе 2005

    Автор: Козлович Юлия Павловна

    Особое значение имеет не столько знание учащимися большого объема фактологического материала, сколько умение им оперировать, осуществлять творческий перенос. Перед учителем стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся были не пассивными слушателями, а активными участниками процесса получения и применения информации. Для достижения этой цели необходим деятельностный подход, который позволяет создавать ситуацию успеха, благоприятствует развитию у учащихся мыслительных процессов, повышает осознанность восприятия информации, формирует интерес и положительную мотивацию к учению.

  • Презентация темы "СПИД — чума ХХ века" 2005

    Автор: Чемкова Наталья Ивановна

    Презентация работы по теме "СПИД - чума XX века" подготовлена непосредственно для внеклассного мероприятия в старших классах к 1 декабря, который объявлен Всемирным днём борьбы со СПИДом. Наиболее удобной формой использования материала данной презентации является внеклассное мероприятие в форме конференции, "круглого стола" или устного журнала. Некоторые слайды презентации успешно можно использовать на уроках биологии в старших классах при изучении темы "Вирусы", а также в средних классах с целью знакомства с вирусами, вирусными заболеваниями и их профилактикой. Презентация включает слайды, которые с успехом можно применять на уроках или факультативах по углубленному изучению вопросов биологии.

  • Тема урока: "Здоровье — наше богатство" 2005

    Автор: Бердикова Полина Николаевна

    Обобщающий урок - ролевая игра по валеологии в 9-м классе показывает влияние различных факторов на здоровье школьников (с использованием местных статистических данных). На уроке обобщаются и закрепляются теоретические и практические навыки сохранения здоровья. Урок может быть использован как внеклассное мероприятие и как урок по биологии в курсе 9-го класса

  • Элективный курс "Основы медицины" 2005

    Автор: Бердикова Полина Николаевна

    Предлагаемый элективный курс может поддержать и углубить знания по биологии (анатомии), валеологии. Он предназначен для учащихся 9–11-х классов медико-биологического профиля или естественного цикла. Изучение элективного курса "Основы медицины" поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и будущей профессии выпускника. В процессе обучения учащиеся приобретают теоретические и практические знания с дальнейшим применением в жизни.

  • Урок-ролевая игра в 7-м классе по теме: "Путешествие в мир земноводных" 2005

    Автор: Ярмак Ольга Викторовна

    Урок-игра в 7-м классе по теме "Земноводные" призван закрепить знания по пройденной теме, расширить кругозор о многообразии земноводных и об их значении в природе и жизни человека.

  • Тест по биологии в 6-м классе на тему: "Бактерии, водоросли, грибы, лишайники" 2005

    Автор: Гуляева Ирина Борисовна

    В стране ведется эксперимент по введению единого государственного экзамена. Он позволяет выявить уровень подготовки учеников с учетом требований к знаниям и умениям, позволяет определить вид будущей трудовой деятельности. Форма проведения ЕГЭ - тестирование. Детей необходимо готовить к проведению ЕГЭ со средней школы. Данный тест включает разнообразные задания, охватывающие тему "Бактерии, водоросли, грибы, лишайники".

  • Урок биологии в 9-м классе по теме: "Форменные элементы крови" 2005

    Автор: Твердохлебова Нина Николаевна

    Предлагаются два проекта уроков по усвоению темы "Форменные элементы крови".


  • Разработка урока-рейтинга по теме: "Биосинтез белков" с элементами КСО 2005

    Автор: Щербакова Наталья Михайловна

    Процесс обучения связан с повторениями и возвратами к ранее пройденному. Разработанный урок даёт возможность учащимся работать в парном режиме, знать, где восполнить пробелы в материале, планировать части урока, и получить достойную оценку. Работа в парах в сочетании с самостоятельной работой. То, что материал представлен в виде блока информации с возможностью проверить уровень понимания и откорректировать пробелы в знаниях, увеличивает его привлекательность в глазах учащихся.

  • Урок ботаники в 6-м классе по теме: "Соцветия" 2005

    Автор: Музлова Елена Борисовна

    Особенности урока: необычное объяснение нового материала - в форме сказки, позволяющее учащимся поучаствовать в разгадке - биологического значении соцветий, использование в качестве закрепления игровых заданий, позволяет проявить себя каждому ученику и закрепить знания о видах соцветий, проведение лабораторной работы позволяет учащимся познакомиться с видами соцветий на конкретных примерах.

  • Урок обобщения и систематизация знаний. Урок-зачет по разделу "Основы генетики" 2005

    Автор: Резяпова Альфия Хазивалиевна

    Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщенного повторения, нельзя считать завершенными процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают наиболее общие закономерности.

  • Уроки биологии с экоэтическим содержанием (на примере урока по теме: "Многообразие земноводных") 2005

    Автор: Карташова Мария Алексеевна

    Преподавание биологии традиционно велось, да и ведется в антропоцентрическом ключе. Вспомним все эти полезные и вредные растения, животные-помощники и животные-вредители. Даже учебники традиционно пишутся с позиций антропоцентризма. Взять хотя бы пункты о значении: традиционно два значения - значение в природе и значение в жизни человека. Вот и привыкают наши дети все делить на полезное и бесполезное. Зачастую такая классификация ими переносится в повседневную жизнь, и начинают дети делить уже людей на полезных и бесполезных. Данный урок предлагает учителю иные позиции - экоэтические. В природе нет ничего бесполезного, нет ничего противного. В природе все целесообразно и красиво. А чтобы увидеть это надо лишь вспомнить, что человек - это вовсе не царь природы, а всего лишь ее блудный сын.

  • Урок биологии в 6-м классе по теме:"Деление клетки. Митоз" 2005

    Автор: Емельянова Ольга Аполлоновна

    Предлагаемый план урока составлен с учётом содержания программы и учебника Н.И. Сонина "Биология. Живой организм. 6 класс". Для того, чтобы этот трудный для понимания шестиклассниками материал был усвоен, на данном уроке используются различные формы работы: самостоятельная работа с учебником, работа с иллюстративным материалом, представленным в виде презентации с анимациями, практической работой с микропрепаратами и работа с тестом.

  • Урок-обобщение в 5-м классе по теме: "Своя игра". Природоведение 2005

    Автор: Маслова Оксана Владимировна

    Материалы "Своей игры" построены как обобщающее повторение в 5-м классе по курсу "Природоведение". (Авторы учебника А.А. Плешаков, Н.И. Сонин). Игра состоит из четырех раундов: "Вселенная", "Планета Земля", "Жизнь на Земле", "Человек на Земле". Команды выбирают по очереди область знаний и цену вопроса в соответствии с таблицей раунда. Учитель зачитывает вопрос. После 5–10 с обдумывания ученики дают ответ. За правильный ответ команда получает баллы в соответствии с ценой вопроса, при неправильном - столько же баллов снимается. Если команда, выбравшая вопрос, затрудняется с ответом, то отвечает та команда, которая первой подняла руку. Если ответа нет, его дает учитель. В конце игры звучит музыкальная пауза, подводятся итоги.

  • Комплексно-творческий урок по теме: "Витамины" 2005

    Автор: Ларионова Ольга Александровна

    Урок "Витамины" проводится для учащихся 8-го класса в разделе "Пищеварение". Основная задача урока научить учащихся самостоятельно изготавливать наглядный дидактический материал, что позволяет развивать познавательный интерес к предмету и формирует понятие о здоровой пище.


  • Методы и приемы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках, как один из факторов развития познавательной активности школьника 2005

    Автор: Абакумова Валентина Петровна

    Как научить самостоятельности учащихся? Путей в педагогическом арсенале много. Рождены и проверены они опытом, учительским чутьем, творчеством. При всем их многообразии путь усвоения содержания учебного материала, изложенного в учебнике, основополагающий. Можно говорить об удачности и неудачности учебников по биологии, упрощенность одних или, напротив, усложненность других. Главное умение и желание работать. Согласитесь, если умение работать с учебной литературой учащиеся перенесут и на чтение научно-популярных книг, это вызовет у них заинтересованность в учебе, интерес к предмету, желание овладеть значительно большим объемом знаний.

  • Личностно-ориентированный подход в поисково-исследовательской деятельности с использованием регионального компонента 2005

    Автор: Барыкина Марина Петровна

    Обучение биологии, согласно современным стандартным, должно обеспечить достижение каждым школьникам обязательного уровня подготовки. Поэтому как никогда актуально личностно-ориентированное образование для повышения эффективности образовательного процесса. В своей работе стараюсь применять проектно-исследовательскую и проектную деятельность, задействовав региональный компонент.

  • Развитие и размножение человека: современные аспекты преподавания 2005

    Автор: Зорина Надежда Александровна

    Не секрет, что большая часть так называемых “подростковых проблем” связана с половым созреванием, а вернее – с неподготовленностью детей к этому процессу и его последствиям. Отсутствие серьезной теоретической базы и элементарных практических навыков на фоне всеобщей сексуальной распущенности и вседозволенности, царящих в обществе, приводят зачастую к трудноразрешимым проблемам. В свете вышесказанного, можно утверждать, что половое воспитание и образование подростков – одно из важнейших и первоочередных направлений работы современной школы.

  • Интегрированный урок биологии и химии по теме: "Химия крови" 2005

    Авторы: Беглярова Лейла Михайловна, Филиппова Елена Федоровна

    Цель интегрированного урока - показать тесную взаимосвязь предметов химии и биологии, особенно в ее медицинском и сельскохозяйственном аспектах. Обобщающий семинар позволяет активизировать познавательный процесс учащихся, развивать навыки групповой и индивидуальной деятельности. Разноуровневые задания помогают приобщить к работе всех детей в классе. Урок рассчитан на два академических часа. Результатом семинара можно считать возросший интерес учащихся, что позволило провести цикл интегрированных уроков по теме: "Химия человека".

  • Элективный курс «Диковины грибного царства» 2005

    Автор: Попова Елена Викторовна

    Элективный курс "Диковины грибного царства" предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 7-х классов. Необходимость курса определяется недостаточностью теоретических знаний о грибах как типичных представителях северной флоры и недостаточность развития экспериментальных умений школьников. В учебно-методическом комплекте Н.И.Сонина изучение данной темы рассматривается в контексте следующего содержания: многообразие, строение и значение грибов, всего 3 часа учебного времени и одна практическая работа по изучению плодовых тел базидиомицетов. В условиях крайнего севера с целью формирования биологической картины мира на основе использования регионального компонента, данный курс способствует решению основных задач биологического образования и развивает умение применять полученные знания на практике.

  • Развитие органического мира в палеозойскую эру 2005

    Автор: Попова Елена Викторовна

    Мной была разработана модульная программа по теме "Развитие органического мира. Происхождение человека" в курсе общей биологии. Программа включает в себя 8 модулей на печатной основе, входной и выходной контроль знаний при изучении каждого модуля, текстовые и рисуночные приложения и тематическую зачетную работу, которая проводится по окончании изучения всей темы. Предлагаю Вашему вниманию два модуля по темам: "Развитие органического мира в палеозойскую эру", "Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры". Эти модули являются заключительными в первой подтеме, после которых, с целью закрепления знаний, проводится семинарское занятие.

  • Доказательства эволюции 2005

    Автор: Попова Елена Викторовна

    Статья посвящена закреплению знаний о вкладе К.Линнея в биологию, о первой эволюционной теории Ж.Б.Ламарка, о роли К.Рулье в распространении эволюционных идей в России; повторение знаний о состоянии науки и особенностях социально-экономических условий начала ХIХв., подготовивших возникновение и утверждение эволюционного учения, разработанного великим английским естествоиспытателем Ч.Дарвиным;


  • Биогеоценоз. Структурные и функциональные особенности биогеоценоза. Взаимосвязи организмов в биогеоценозе 2005

    Автор: Попова Елена Викторовна

    Определить, как учащиеся усвоили тему “Общие законы зависимости организмов от экологических факторов. Приспособленность организмов к среде обитания”.

  • Тесты и задания для учащихся по разделу "Общая биология" для классов с углубленным изучением биологии. Тема: "Основные закономерности наследственности и изменчивости" 2005

    Автор: Нашивайленко Елена Борисовна

    Учебное пособие предназначено для учащихся классов с углублённым изучением биологии. Тестовые задания могут быть использованы на любом этапе урока, для проверки знаний учащихся, при подготовке домашних заданий, при проведении биологической викторины, интеллектуальных марафонов, а также в качестве дидактического материала, для самопроверки знаний при подготовки к олимпиадам, вступительным экзаменам по биологии в институты и университеты на факультеты биологических специальностей.