Литература
-
Урок литературы в 6-м классе по повести Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" 2007
Урок литературы в 6-м классе по повести Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" представлен в форме обобщающего, закрепления и углубления понятий о юморе. Урок-театр позволяет создать условия для погружения в мир гоголевского юмора. Предварительная подготовка к уроку способствовала сплочению классного коллектива, развитию творческих способностей детей и их фантазии.
-
Урок внеклассного чтения по современной литературе на тему: Т.Толстая. Рассказ "Любишь – не любишь" 2007
Урок разработан с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Объем содержания методов, приемов работы способствует более полному освоению новых знаний всеми категориями учащихся на пределе возможностей каждого, формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.
-
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по теме: "Родительный падеж имен существительных 1-го склонения. Д.Мамин-Сибиряк. "Серая Шейка" (2 часа) 2007
На уроке продолжается изучение падежей имен существительных. Работа ведется по сказке Мамина-Сибиряка "Серая Шейка".
-
Система работы над устными и письменными высказываниями школьников по содержанию повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца". 6-й клас 2007
Главная задача учителя-словесника - создавать коммуникативно-речевые ситуации для того, чтобы ученик связно и выразительно говорил, умел слушать и обсуждать, грамотно и логично писать, выразительно читать и создавать собственные устные и письменные высказывания в различных жанрах. В данном случае предлагается создание разных учебных ситуаций при изучении повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца" для развития умений учащихся пользоваться всеми видами речевой деятельности, результатом которой являются следующие формы работы: написание сочинения по повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца"; создание творческого проекта в форме литературно-музыкальной композиции "Михаил Михайлович, спасибо за любовь, за мудрые слова..."; выступление с литературно-музыкальной композицией перед учащимися, учителями, родителями; участие в городском конкурсе "Мир вместе с книгой".
-
Урок литературы в 10-м классе по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" 2007
Урок литературы в 10-м классе по драме А.Н. Островского "Бесприданница" решает проблемный вопрос: смерть Ларисы Огудаловой случайность или неизбежность?
-
Урок по литературе на тему: "Хроника кровавых злодеяний, или История страстной женской натуры" (По произведению Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2007
Урок "Хроника кровавых злодеяний, или История страстной женской натуры", посвященный изучению произведения Н.С. Лескова, занимает в системе игровых уроков особое место. Он требует от учащихся не только грамотно, убедительно, аргументировано излагать свою точку зрения, но и приводить доводы, вовсе не близкие учащемуся, но соответствующие роли, которая им исполняется ("обвинение", "защита"). Решение проблемных вопросов урока. (Можно ли оправдать героиню очерка, совершившую не одно "кровавое злодеяние"? Смог бы оправдать ее автор? Что для Н.С. Лескова важнее, рассказать о преступлении или описать "страстную женскую натуру"?) позволяет продолжить обучение определять замысел автора и видеть его реализацию в общем виде и в деталях, формировать умение понимать проблему художественного произведения с учетом времени его создания.
-
Открытый урок по литературе на тему: "Что может быть милей бесценного родного края?" (по стихотворениям Г.Ф. Граубина) 2007
Урок знакомит с личностью и творчеством забайкальского поэта Георгия Рудольфовича Граубина, раскрывает многогранность его таланта, выраженного в тематике его стихотворений, показывает любовь поэта к родному краю, призывает к бережному отношению к природе.
-
Урок внеклассного чтения по литературе в 8-м классе на тему: "Сопоставительный анализ произведений М.Ю. Лермонтова "Мцыри" и Э.Л. Войнич "Овод" 2007
Обращение к русско-зарубежным параллелям, при котором сопоставляются близкие по идейно-тематическому принципу произведения, помогают найти новые возможности для глубинного понимания той или иной проблемы. Сопоставительный анализ обогащает работу над характеристиками действующих лиц, близких по своим внутренним качествам. Громкое чтение отдельных глав, чтение-сопереживание, чтение-размышление - основа основ при подготовке к уроку внеклассного чтения. Коллективное чтение важно еще и потому, что одновременно учитель дает историко-литературный комментарий, приобщая школьников к литературоведению.
-
Мифопоэтический аспект анализа рассказа В.М. Шукшина "Далекие зимние вечера" 2007
Миф является решающим фактором для понимания всей художественной продукции человека, древней и современной. В литературных произведениях отыскивается столько структурных и содержательных элементов мифа (мифологем), что они становятся определяющими для оценивания и понимания данного произведения. В предложенной работе - попытка рассмотреть рассказ В.М. Шукшина с этой точки зрения.
-
Статья "Книга и подросток" 2007
Дети и подростки делятся на "окрыленных чтением" и "приговоренных к чтению", последних, к сожалению, больше. Почему? Попытаюсь дать свою трактовку назревшей проблеме.
-
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы 2007
Предложенные формы практических заданий на уроках литературы можно считать творческими, так как они предполагают интерпретацию литературного текста. Интерпретируя какой-либо рассказ, ученики осуществляют творческую деятельность. И те перечисленные формы практических заданий также являются творческими видами деятельности, и следовательно, служат средством развития творческих способностей.
-
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Последний шмель" 2007
На уроке мы пробуем анализировать стихотворение, уделяя большое внимание формальным элементам. Дети должны увидеть, что для понимания стихотворения им нужно на многое обращать внимание.
-
"Вечный спутник" (философская лирика Ф.И. Тютчева) 2007
Уроки по творчеству Ф.И. Тютчева в десятом классе всегда вызывают большой интерес у учащихся. Одной из главных задач этих уроков - попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, а также попытка собственной творческой деятельности. На таком уроке - полилоге увлекательным становится сам процесс работы, который дает возможность каждому остаться наедине с текстом, сделать пусть маленькое, но свое открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими.
-
Урок литературы в 5-м классе "Рассказ Саши Черного "Игорь-Робинзон" 2007
Данный урок предназначен для учащихся 5-го класса и проводится в процессе работы над темой "Писатели улыбаются" с целью формирования навыков комплексного анализа художественного произведения. В течение урока идёт работа над составлением логических схем анализа идейного содержания, строения произведения и системы образов. Вычерчивая логическую схему движения сюжета, учащиеся осознают и систему образов, и развитие сюжета, и построение произведения, делают выводы, т.е. называют идею произведения. Доступное и целесообразное рассмотрение любого художественного текста помогает ученикам достичь новой ступени литературного развития.
-
"…часы воодушевления эмоционального подъема… нравственного прозрения…" (Система уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе) 2007
Программа по литературе дает примерный список книг для самостоятельного чтения школьников и не предлагает какой-нибудь конкретной системы уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе, то есть в программно-методическом обеспечении курса литературы не отведено должного внимания этим урокам. Данная статья - попытка учителя представить систему уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в 5–11-х классах средней школы. Цель этих уроков - помочь сориентироваться детям в огромном книжном море, развить вкус к умному, серьезному чтению.
-
Любимый герой Древней Греции 2007
Одной из самых любимых детских книг является книга "Герои Эллады", рассказывающая о подвигах героев Древней Греции Ясона и Геракла. Школьники с большим интересом читают о подвигах Геракла. Этот материал способствует формированию у подрастающего поколения, в первую очередь юношей, мужского начала, желания стать защитником своих близких, Родины. Материал может быть использован как на уроках мировой художественной культуры по теме "Античная литература", так и на уроках литературы в 6-м классе по теме "Мифы". Классный руководитель может использовать данный материал в беседах со школьниками на морально-этические темы, к Дню защитника Отечества.
-
Читательская конференция: урочно-внеурочная деятельность учащихся 2007
С учителем литературы у школьников часто складываются особые отношения: на уроках мы не только изучаем материал, но и обсуждаем проблемы, ситуации, людей. Ведь сколько бы ни говорили мы о "художественном образе", ученики прежде всего видят на страницах книг живых людей. Со временем возникает потребность поделиться мнением не только о героях "программной" литературы. Форма читательской конференции достаточно строга, чтобы учащиеся отнеслись к работе серьёзно, и достаточно свободна для высказывания собственных мыслей, формирования собственных взглядов на книгу.
-
Тема урока: "Музыкальный пейзаж" 2007
Цели и задачи урока: подготовить учащихся к сочинению по впечатлениям на основе описания картины и прослушивания музыкального произведения; сформировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал; углубить знания шестиклассников о том, как выражается в живописи отношение художника к изображаемому.
-
Урок литературы по теме: "Устное народное творчество" с применением здоровьесберегающих методов 2007
Урок литературы в 5-м классе по теме "Устное народное творчество", построенный на принципах здоровьесбережения: проводится в беспарточном классе в режиме смены динамических поз (по В.Ф. Базарному) и чередования видов учебной деятельности. Тип урока - систематизация и обобщение знаний. Дидактическая цель - систематизация и обобщение знаний с использованием методики "Недописанная фраза", приёмов театрализации, наглядных методов обучения.
-
Урок литературы в 9-м классе "Печорин - "злой гений" или жертва общества?" 2007
Урок-дискуссия способствует формированию личностной точки зрения учащихся на примере судьбы главного героя романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Задача урока - показать влияние психологического состояния Печорина на судьбу персонажей романа "Герой нашего времени", учить ребят умению давать оценку поступкам человека с позиции ситуации, делать аргументированные выводы.
-
Внеклассный урок "Знакомство шестиклассников с жизнью провинциальных героев "Повестей Белкина" А.С.Пушкина" 2007
Урок призван обратить внимание учителя на проблемы литературного воспитания учащихся как основы для формирования личностных качеств подростка и как следствие: грамотного самообразования в будущем.
-
Литературный бал "Мой Пушкин" 2007
Статья представляет собой подробную разработку внеклассного мероприятия по литературе, целью которого является повторить произведения А.С. Пушкина, изученные в 5-7-x классах, а также сделать презентацию незнакомых учащимся литературных творений великого писателя и поэта. Мероприятие ценно тем, что в нём используется межпредметная связь (литература-искусство), позволяющая раскрыть таланты детей.
-
Литературная игра-викторина, посвященная А.С. Пушкину 2007
Викторина составлена с учетом программ В.Я. Коровиной, А.А. Кутузова, Т.Ф. Курдюмовой и содержит вопросы, рассчитанные на учащихся 8-9-х классов. Игра проводится в пять туров: биографический, литературный, знатоков портретной живописи и скульптуры, "Верю - не верю", музыкальный. Часть вопросов предлагается в занимательной форме.
-
Тема урока: "А.С. Пушкин. "Зимнее утро". Акцентное вычитывание текста" 2007
Данный урок проводится в 6-м классе по программе Г.Н.Кудиной - З.Н.Новлянской "Литература как предмет эстетического цикла" (обучение по программам развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова).
-
Разработка урока по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007
Цель урока проследить, как развивается сюжетная линия "Мастер-Маргарита", путем анализа выяснить какие нравственные проблемы ставятся автором и как они решаются.
-
Использование информационных технологий на уроках литературы 2007
Урок проводится в системе уроков литературы по военной прозе в 11-м классе. Предварительно в 7 классе изучается рассказ В.Богомолова "Иван", обязательно фрагментарно или полностью просматривается фильм А.А.Тарковского "Иваново детство". В 11 классе возможен урок по роману "В августе сорок четвёртого..." с последующим просмотром одноимённого кинофильма. Данный роман выбран для прочтения, потому что это новое произведение о Великой Отечественной войне, появившееся через 60 лет после окончания войны. Он позволяет вновь обратиться к страницам военной истории России, что очень важно в системе патриотического воспитания подростков. Утверждение критиков, что "роман автобиографичен, но это не мемуары", позволяет говорить о типичности его героев. Девятнадцатилетний герой романа ближе современному подростку, нежели взрослый солдат, умудрённый большим жизненным опытом. Его размышления об ответственности, о долге перед Родиной будут ребятам ближе и понятнее.
-
Праздник, посвященный 70-летию Н.М. Рубцова 2007
Праздник, посвященный 70-летию Николая Михайловича Рубцова. При подготовке праздника были использованы сборники стихов «Лирика», «Звезда полей», а также музыка Свиридова.
-
Тема урока: Стихотворение "Береза" Сергея Есенина". 5-й класс 2007
Уроки русского языка в татарской школе - главные уроки. Учащиеся осваивают русский язык как язык межнационального общения. Учитель заботится о том, чтобы детьми был освоен не столько бытовой язык общения, сколько русский с его богатством изобразительных образов, средств. На таких уроках дети быстро осваивают русский язык и свободно общаются на нем.
-
Проектная деятельность на уроках литературы. Организация работы над проектом по теме: "А.М. Горький. "На дне" 2007
Пьеса "На дне" - наиболее важное звено во всей философско-художественной системе М.Горького. Конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы. Каждый из ночлежников пережил трагедию, в результате которой оказался в унизительном положении. Почему герои пьесы оказались на дне жизни? В чем пытается убедить своего читателя автор драматического произведения? Знакомясь с произведениями М.Горького, учащиеся попытаются проявить себя как литературоведы-исследователи, а результат деятельности в группе представят в форме литературного проекта. Представляемые группами исследования должны оформляться в виде доклада. Также предстоит оценить проекты своей и других групп.
-
Школьная филармония "Есенин и музыка". Музыкально-литературная композиция 2007
Музыка...О связи её с поэзией, живописью, архитектурой говорит Сергей Есенин в своих литературных очерках, с величавой её торжественностью сравнивает узорные народные вышивки, орнаменты. Поэтическая работа Есенина переплетена с его музыкальными впечатлениями. Музыкальная разработка есенинской поэзии продолжается. Ещё много раз будут композиторы черпать вдохновение из чистого и щедрого источника поэтичности и музыкальности, имя которому - Сергей Есенин.