Литература
-
Конспект урока по теме: А. Блок. "Интеллигенция и революция" и поэма "Двеннадцать" 2008
Данный двухчасовой урок предполагает на материале статьи А.Блока и поэмы "Двенадцать" выяснить позицию автора в отношении к революции 1917 года. Использованы письма, записные книжки А.Блока от 1918 года. В поэме и дневниковых записях решаются проблемы: значение образа Христа и споры вокруг поэмы. В ходе урока составляется аналитическая таблица по поэзии А.Блока.
-
Литературная игра по комедии Фонвизина "Недоросль". 9-й класс 2007
Данная игра ставит своей целью более глубокое знакомство с произведением, мало читаемым современными подростками. Целесообразно проводить данную игру в конце изучения произведения. Хорошо, когда класс заранее делится на команды и получает предварительные задания.
-
Урок литературы с использованием ИКТ по теме: "Зимняя дорога". Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути 2007
Данный урок способствует интеграции таких предметов, как литература и русский язык, позволяя не только обогащать, но и усложнять словарный запас учащихся; создаёт благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии, интегрируя литературу, музыку, живопись.
-
Урок-практикум по теме: "Как сердцу высказать себя?" (по стихам К. Бальмонта) 2007
Привить любовь к поэзии – это значит научить читать стихи, анализировать, проникать в мысль и чувства, выраженные художником. Надо помнить, что в центре произведения образ – лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихов нужно искать в ключевых словах, с помощью которых и выражается переживание героя. Урок-практикум – это совместное творчество учителя и ученика. Основные задачи практикума: показать приемы работы со стихами; сформировать умение анализировать, выделять ключевые слова и фразы, составлять план.
-
Урок-спектакль по сказке С. Маршака "Двенадцать месяцев" 2007
С детства люблю театр, с трех лет. Еще учась в университете, мечтала о своем театре слова. В 1988 году мне это удалось. С тех пор прошло много лет. Сменилось несколько поколений ребят-актеров, составлен свой репертуар, есть фотоальбом. А самое главное – это память о прекрасном, добром, красивом коллективном творческом деле, несущем и взрослым, и детям радость.
-
Тема урока: «Художественный мир сказки "Бой на Калиновом мосту"» 2007
Цель урока: учить исследованию художественного мира сказки, определению темы и идеи произведения, характеристике персонажей, ведению диалога, пересказу эпизода, цитированию текста.
-
Литературная гостиная "Земля моей любви" (о творчестве Л. Лапцуя) 2007
Методическую разработку литературной гостиной "Земля моей любви" о творчестве ненецкого поэта Леонида Лапцуя можно использовать на занятиях по литературе и во внеклассной работе на I курсе средних специальных учебных заведений.
-
Визуальная поэзия. Материалы к спецкурсу по анализу поэтического текста 2007
В предлагаемой статье дается история визуальной (конкретной) поэзии, предлагается классификация. Данный материал может быть использован на занятиях спецкурса по анализу поэтического текста, на занятиях литературного кружка, в качестве дополнительного материала на уроках.
-
Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы" 2007
Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.
-
Урок-игра по басням И.А. Крылова для 5-го класса 2007
На уроках литературы учителя должны не только научить детей внимательно читать и анализировать художественные произведения, но и воспитать ребят, развить их творческие способности. Игра на уроке в равной степени способствует как приобретению знаний, так и развитию многих необходимых качеств личности. Поэтому, обобщая знания по той или иной теме, подводя итоги изучению произведения, часто предлагаю ребятам сыграть. На уроках литературы использую игры различного типа: и такие, в основе которых лежит соревнование, и такие, которые базируются на стремлении претворить произведение в слове, сценическом действии.
-
Открытый урок "Не стоит село без праведника" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор"). 10-й класс 2007
Урок-аналитическая беседа в 10-м классе "Не стоит село без праведника" по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор".
-
Урок-лекция по теме: "А.И. Солженицын "Матренин двор". 10-й класс 2007
Урок-лекция для десятиклассников по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор" знакомит учащихся с основными периодами жизни и творчества А.И. Солженицына.
-
Интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству в 5-м классе 2007
Урок помогает создать условия для "погружения" учащихся в идейно-эмоциональную атмосферу произведения и проанализировать особенности выразительности средств, сопоставлять различия выразительных средств разных видов искусств и обобщать свои наблюдения, помогает организовать эффективное, педагогически целесообразное взаимодействие образов музыки, литературы, изобразительного искусства; усвоить понятие "художественный образ" в искусстве, его качество: многозначность и целостность, обобщённость и конкретность, единство объективного и субъективного.
-
Урок литературы в 11-м классе по повести В. Распутина "Прощание с Матерой" 2007
Современная школа обязана выпустить в жизнь нравственно подготовленных, чистых и сильных людей. При 3–4 часах в неделю учитель обязан подготовить ребят к выпускному сочинению, поэтому в одном уроке необходимо интегрировать сразу несколько предлагаемых на экзамене тем. Урок по повести В.Распутина может помочь детям собрать материал сразу к нескольким экзаменационным темам.
-
Философская концепция рассказа А.П. Чехова "Студент" 2007
Урок-размышление помогает сформировать у учащихся представление о философской концепции рассказа А.П. Чехова "Студент", воспитать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; подводит учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.
-
Игра-путешествие по сказкам А.С. Пушкина 2007
Урок литературы в 5-м классе проводится в игровой форме с целью показать учащимся удивительный мир сказок, их мудрость и красоту; закрепить уважение и любовь к сказкам; воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом. Можно использовать, как внеклассное мероприятие.
-
Интегрированный урок: математика + биология + физика + изобразительное искусство + музыка + литература по теме: "Этот удивительный мир симметрии" 2007
Интегрированный урок биологии, математики и физики по теме "Этот удивительный мир симметрии" учит учащихся различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире, показывает важную, исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира и в человеческом творчестве.
-
Урок по литературе в 11-м классе по теме: "Библейские мотивы в творчестве Б.Пастернака" 2007
Урок по теме "Библейские мотивы в творчестве Бориса Пастернака" продолжает знакомство с творчеством поэта и расширяет знания учащихся по теме "Нравственное наследие христианства в русской литературе". Данный урок показал ученикам, какое значение в жизни и творчестве Пастернака имели идеи христианской нравственности, как они воплотились в произведениях поэта.
-
Урок-мастерская в 6-м классе по теме: "Краткость и изобразительность миниатюр М.М. Пришвина" 2007
На уроке развития речи учитель пытается активизировать творческие способности всех учеников, учитывая их индивидуальные возможности, эмоциональные особенности. Вся работа проводится с опорой на миниатюры Пришвина. Учащиеся, анализируя одну из миниатюр, пытаются создать свои, что пробуждает интерес к процессу обучения. Работа идёт от простого к сложному и вызывает интерес у учащихся.
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе на тему: "Человек должен следовать своей мечте?!" (по роману Пауло Коэльо "Алхимик") 2007
На примере романа П.Коэльо "Алхимик" с учащимися 9-го класса ведется разговор о смысле жизни, о нравственных ценностях.
-
Урок внеклассного чтения по теме: "Мой друг – альманах" 2007
Данный урок проведён в сентябре. Но создание альманаха – процесс длительный (недаром выходят один раз в год). И лишь в декабре совместными силами учащихся был выпущен школьный альманах "Утренняя звезда", посвящённый 180-летию выступления декабристов на Сенатской площади. Чтобы выработать необходимые для составления альманаха умения и навыки, поддерживаем интерес к этому виду работы, после каждой крупной темы предлагаем ребятам делать эскизные проекты альманахов.
-
Литературная игра для 8-го класса "Умники и умницы". "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери 2007
Берегите Землю! Эта мысль пронизывает все произведение великого писателя – гуманиста, летчика, бойца, проповедника духовных ценностей. Об этом – его любимая сказка "Маленький принц".
-
Периодизация поэзии 50–90-х годов ХХ века 2007
Поэзии 50-90-х годов XX века посвящен предложенный урок. На уроке составляется синхронистическая таблица русской поэзии за этот период.
-
Интегрированный урок по теме: "Пространства России во взглядах географов и в произведениях литераторов" 2007
Литературно-географическая конференция посвящена литературным произведениям, в которых отражена природа родного края и России в целом.
-
Из опыта использования методики педагогических мастерских в обучении литературе 2007
Полноценный урок литературы сегодня – это урок мысли и чувства, эстетических переживаний и "добывание" знаний о людях, о жизни, о литературе. Атмосфера искусства, атмосфера творчества и сотворчества на уроках создается увлеченным отношением учителя к предмету, постановкой волнующих школьников нравственных, эстетических, политических, психологических проблем, характерных для изучаемого произведения. Представляю вашему вниманию педагогическую мастерскую "Поговорим о милосердии" (по рассказу В.П. Астафьева "И милосердия..."). Урок проводится в 5-м классе после изучения произведения В.П. Астафьева "Васюткино озеро".
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме: "Голубков огонь не берет" по рассказу Т.Толстой "Соня" 2007
В 9-м классе продолжаем говорить о ситуации, которая сложилась в современной литературе, уделяя особое внимание "литературе с модернистской доминантой". На примере рассказа Т.Толстой "Соня" учимся определять особенности стиля автора с учетом принадлежности к литературе модернизма. Развивать умения и навыки в анализе прозаического произведения, определять тему и идею, особенности изображения героев, стиль, язык и т.д. - вот главная задача урока.
-
Урок литературы в 6-м классе по повести Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" 2007
Урок литературы в 6-м классе по повести Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" представлен в форме обобщающего, закрепления и углубления понятий о юморе. Урок-театр позволяет создать условия для погружения в мир гоголевского юмора. Предварительная подготовка к уроку способствовала сплочению классного коллектива, развитию творческих способностей детей и их фантазии.
-
Урок внеклассного чтения по современной литературе на тему: Т.Толстая. Рассказ "Любишь – не любишь" 2007
Урок разработан с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Объем содержания методов, приемов работы способствует более полному освоению новых знаний всеми категориями учащихся на пределе возможностей каждого, формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.
-
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по теме: "Родительный падеж имен существительных 1-го склонения. Д.Мамин-Сибиряк. "Серая Шейка" (2 часа) 2007
На уроке продолжается изучение падежей имен существительных. Работа ведется по сказке Мамина-Сибиряка "Серая Шейка".
-
Система работы над устными и письменными высказываниями школьников по содержанию повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца". 6-й клас 2007
Главная задача учителя-словесника - создавать коммуникативно-речевые ситуации для того, чтобы ученик связно и выразительно говорил, умел слушать и обсуждать, грамотно и логично писать, выразительно читать и создавать собственные устные и письменные высказывания в различных жанрах. В данном случае предлагается создание разных учебных ситуаций при изучении повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца" для развития умений учащихся пользоваться всеми видами речевой деятельности, результатом которой являются следующие формы работы: написание сочинения по повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца"; создание творческого проекта в форме литературно-музыкальной композиции "Михаил Михайлович, спасибо за любовь, за мудрые слова..."; выступление с литературно-музыкальной композицией перед учащимися, учителями, родителями; участие в городском конкурсе "Мир вместе с книгой".