Логопедия
-
Использование методики Н.А.Зайцева учителем-логопедом в работе с детьми с нарушениями речи в условиях ДОУ 2023
У детей из-за особенностей психологической структуры их речи и эмоций правое полушарие играет важнейшую роль в развитии. При обучении письму и чтению следует учитывать, что механизмы, осуществляющие эти функции, у взрослого и ребёнка различны: на ранних этапах обучения процесс чтения в значительной степени опирается на чувства. Основной трудностью традиционного обучения чтению является слияние звуков в слоги.
-
Коррекционно-развивающая и инновационная деятельность при логопедическом сопровождении образовательного процесса 2022
Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас – это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни. В связи с этим, логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.
-
Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков «С–Ш» 2022
Цель занятия: различение звуков [с]–[ш] в словах, фразах, текстах.
-
Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР по теме «Наш родной поселок Оболенск», краеведение в работе логопеда 2022
Логопедическое занятие разработано для детей старшей группы ДОУ с ОНР в рамках программы по краеведению. Воспитание патриотических чувств ребенка начинается с любви к малой родине, гордости за своих родителей. На занятии дети расскажут о родном поселке, о работе и профессиях своих родителей. Занятие направлено на формирование лексико-грамматических структур речи, активизацию коммуникативных навыков, закреплению правильного звукопроизношения, формированию эмоциональной сферы. Занятие построено с использованием презентации.
-
Викторина по произведениям К.И.Чуковского 2022
Цели викторины: дальнейшее развитие интереса к произведениям К.И.Чуковского; совершенствование умения выразительно декламировать стихи; совершенствование навыка составления и чтения слов, звукового анализа; совершенствование грамматического строя речи; автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных звуков.
-
Как развивать связную речь детей дошкольного возраста с ОНР с использованием картинно-графических планов и схем 2022
Мнемоника, или мнемотехника, – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.
-
Конспект логопедического занятия для подготовительной к школе группы "Зима. Зимующие птицы" 2022
Задачи: расширять и закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях; упражнять в правильном построении предложений и употреблении предлогов; учить пересказывать текст с опорой на картинки.
-
Мастер-класс «Использование многофункциональной ширмы для развития звуковой культуры речи» 2022
Чтобы сделать процесс обучения и развития ребёнка увлекательным, было разработано методическое пособие – многофункциональная ширма, обладающая широкими игровыми возможностями, позволяющими включать её в дидактические игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, а также на развитие звуковой культуры речи.
-
"Умное зеркало" – инновационный инструмент в работе учителя-логопеда 2022
Процесс обучения детей с речевой патологией требует длительного времени. Со временем у ребёнка утрачивается интерес к занятиям с логопедом, ведь коррекция нарушений речи – трудоемкий процесс. Одна из центральных проблем в логопедической работе – проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на логопедические занятия. Для достижения хорошей результативности логопеды постоянно в поисках наиболее эффективных приемов. В последнее время на помощь приходят информационно-компьютерные технологии.
-
Весёлые игры на развитие правильного дыхания 2022
Часто у детей вдохи и выдохи короткие, слабые, из-за чего речь у них сбивчивая, неразборчивая. Маленькие дети не умеют тянуть выдох, как бы дозировать выходящий воздух. Иногда они даже произносят слова на вдохе, что делает их речь совсем непонятной. Речевое дыхание отличается от неречевого именно продолжительностью выдоха. Правильное речевое дыхание влияет на: чёткое различение звуков; громкость речи; соблюдение пауз; интонацию. При ненатренированном речевом дыхании дети сталкиваются с такими проблемами: они «добирают» воздух на середине фразы; не говорят длинными предложениями; сходят на шепот в конце фразы; торопятся, глотая окончания слов; неправильно интонируют. Основная задача тренировок дыхания – сформировать сильный и плавный выдох, а также научить ребёнка контролировать расход воздуха и направлять поток воздуха губами.
-
Развитие связной речи дошкольника методом наглядного моделирования 2022
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.
-
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлая логоритмика» 2022
Цели и задачи программы: профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребенка посредством сочетания слова и движений.
-
Семейные ресурсы как факторы поддержки ребенка с РАС 2022
Формирование личности ребенка происходит в семье. Появление «особенного» ребенка вызывает серьезные психологические и социальные затруднения, происходит изменение психики родителей. В большей степени стресс проявляется у матерей – хронический стресс вызывает у матери эмоциональное напряжение, раздражительность, депрессию; отец ребенка не менее подвержен психологическим переживаниям.
-
Литературно-игровая гостиная «Ладушки-ладушки» 2022
Цель занятия: расширение читательского кругозора детей с ОВЗ старшего и младшего возраста в процессе взаимодействия.
-
Методические рекомендации «Логопедическая ритмика» (взаимодействие логопеда и музыкального работника) 2022
Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств.
-
Конспект занятия «Коррекция нарушений письма и чтения у ребенка младшего школьного возраста. Работа со словарными словами» 2022
Целью занятия является закрепление правильного образа словарных слов. На занятии были представлены упражнения, способствующие одновременному развитию слуховой, зрительной и моторной памяти. Это позволяет синхронизировать работу отделов мозга, непосредственно отвечающих за автоматизацию навыков чтения и письма. Предложенные задания активизируют природную грамотность ребенка, улучшают качество и скорость чтения вслух; развивают внимание и способность обучаться самостоятельно; формируют и закрепляют навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
-
Развитие интонационной выразительности речи в логопедической группе 2022
Звучащая, устная речь легко восприниматься, если она содержательна, правильна и интонационно выразительна. Дошкольный возраст – оптимальный для усвоения языка. Дети достаточно скоро овладевают языком в доступных их возрасту пределах. Они усваивают словарь, звуковой и грамматический строй. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова. Но восприятию речи, как и самой речи, надо учить. Я предлагаю материал, в котором раскрываю, как проводилась эта работа в нашей группе.
-
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда (из опыта работы) 2022
В современных условиях, для того чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы, я в своей работе на индивидуальных занятиях использую нейропсихологические упражнения. Нейропсихология – наука, которая изучает психические процессы: память, мышление, речь, восприятие, моторику. Нейропсихология дает возможность раскрыть причины речевых нарушений и построить цепь нарушенных связей, межсистемных взаимодействий, формируя базовые функции, необходимые для профилактики чтения и письма.
-
Логопедическая викторина по правилам дорожного движения «Дорожная азбука» 2022
Цель викторины: закреплять у детей знания по основам безопасного поведения на улице, совершенствовать нормативную речь дошкольников.
-
Конспект урока для 2-го класса "Словообразование существительных со значением вместилища" 2022
Цель урока: совершенствовать навык образования слов со значением вместилища и групп растений одного вида, формировать морфемное восприятие, языковое чутьё.
-
Консультация для родителей. «Подготовка детей с недостатками речи к школе» 2022
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
-
Развиваем речь младших школьников 2022
Ученики первого класса не всегда могут выразить свои мысли и довести их до понимания слушателя. Бедность словаря делает речь бесцветной, однообразной, а иногда и непонятной для слушателя. Дети приходят в школу с довольно скромным запасом слов, и дело учителя – обогатить, пополнить словарь, уточнить многие речевые понятия.
-
Развитие лексико-грамматических представлений в процессе игры 2022
Развивая речь ребенка, целенаправленно готовимся к школе. Обязательное условие грамотной, развитой речи будущего первоклассника – правильное произношение всех звуков русского языка, владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное выражение собственных мыслей. Иметь хороший словарный запас (богатую лексику) и правильно употреблять грамматические формы слов в словосочетаниях и предложениях – задача не менее важная. Увлекательное приключение по Развитию Речи представлено в виде игр в данной работе. Конечно, в первую очередь родители должны обратить внимание на чтение ребенку или самим ребенком прекрасной детской литературы. Прослушивание или чтение их позволит дошкольнику обогатить словарный запас и овладеть всеми нормами литературного языка – и лексикой, и грамматикой.
-
Дидактическая кукла как многофункциональное пособие в работе логопеда 2022
С дидактической куклой можно придумать массу интересных игр на развитие речи. Кукла – незаменимый помощник в работе логопеда и является многофункциональным пособием!
-
Развлечение в старшей группе "В гостях у сказки" 2022
Цель развлечения: помочь детям расширить и углубить знания о сказках; развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, воображение; воспитывать бережное отношение детей к книге, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации.
-
Этапы развития грамматического строй речи у детей от 1,5 до 7 лет 2022
Речь является одной из важнейших высших психических функций, она оказывает непосредственное влияние на развитие мышления и эмоционально-волевой сферы, а значит, и на развитие ребенка в целом. Одной из наиболее важных сторон речи является ее грамматический строй. Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
-
Развитие фонетико-фонематической системы языка у детей дошкольного возраста с использованием авторских приемов 2022
Развитие фонетико-фонематической системы языка у детей оказалось более эффективным. Возможно, это связано с тем, что материал, предлагаемый детям для восприятия, вызывал у них живой интерес, а также предполагал ролевое взаимодействие партнеров и игру, что соответствовало ведущим мотивам поведения детей дошкольного возраста.
-
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте с использованием технологий АМО «Мы дружим с предлогами» 2022
Представлен конспект фронтального занятия по обучению грамоте с использованием технологий АМО «Мы дружим с предлогами».
-
Особенности речевого развития современных дошкольников 2022
Исходя из опыта работы, можно отметить, что под хорошим речевым развитием дошкольника родители обычно понимают в первую очередь навыки правильного звукопроизношения, а также объем словаря. Однако специалисты знают – одним из существенных критериев уровня развития речи является способность построения грамотных фраз, то есть сформированные навыки словообразования и словоизменения. Нам представляется уместным, чтобы родители знали этапы становления речевых навыков, наблюдали за развитием речевой компетенции своего ребенка. При отклонении или нарушении развития речи следует обратиться к врачам, логопедам, психологам. При своевременном обращении к специалистам речевые нарушения поддаются коррекции.
-
Конспект итогового занятия в средней группе "Возвращение лучиков солнышку" 2022
Цель занятия: выявить уровень сформированности знаний, умений и представлений детей, полученных ими в течение учебного года, и закрепить их.