Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Тайна цвета в картине И.И. Левитана "Весна – большая вода". Урок русского языка в 9-м классе 2008

    Автор: Зверева Елена Анатольевна

    Урок русского языка в 9-м классе по развитию речи и подготовке к сочинению-зарисовке «Краски весны». Рабочие материалы к сочинению собираются по картине И.И. Левитана «Весна – большая вода». Учащиеся анализируют цвет и колорит картины. Задания, выполняемые в ходе урока, развивают ассоциативное мышление, воображение, устную и письменную речь. Один из видов заданий – тест.

  • Правописание частицы "не" с именами существительными 2008

    Автор: Добрая Татьяна Васильевна

    На протяжении всего урока используется мультимедийное сопровождение. Урок строится в форме игры-путешествия, используется технология групповой работы и технология развития грамотного письма. Основной метод, применяемый на уроке, - поисковый. Используется тестовое задание при проверки усвоения материала.

  • Обобщающий урок по теме "Имя существительное" в 5-м классе 2008

    Автор: Чернышова Елена Викторовна

    Обобщение и систематизация материала, изученного по теме “Имя существительное” в 5-м классе, проводится на интегрированном уроке с использованием компьютерной презентации. Теоретический материал, систематизированный по темам раздела, подаётся учащимся в «свёрнутом» виде на основе высокого уровня обобщения. В целом теоретический материал выражен компактно и экономно и в то же время доступно для учащихся. Ученики получают возможность видеть целое, состоящее из деталей, частей этого целого, т.е. учиться анализировать взаимосвязанные явления.

  • Турнир знатоков русского языка. 5-й класс 2008

    Автор: Федяева Ольга Валентиновна

    В игровой форме учащиеся обобщают знания по разделам, изученным в первом полугодии 5-го класса; получают новые языковые сведения; развивают интерес к русскому языку как учебному предмету; раскрывают свои творческие способности, проявляют находчивость и смекалку.

  • "Урок-зачет по теме "Простое предложение" 2008

    Автор: Захарова Лидия Афанасьевна

    В поисках эффективных форм контроля знаний учащихся мы всё чаще обращаемся к зачётным урокам, т.к. такие занятия несут не только контролирующую функцию, но и помогают систематизировать и обобщить учебный материал, в игровой форме развивает навыки правильной речи, логическое мышление. Преимущество группового зачёта в младших классах в том, что он помогает воспитанию чувства товарищества, ответственности (от правильного ответа каждого складывается победа команды), коллективизма.

  • Конкурс знатоков "Люби и знай русский язык" для 5–6-х классов 2008

    Автор: Чмирь Ольга Богдановна

    Данная форма работы - из способов развития творческих способностей, повышения интеллектуального и культурного уровня, расширения кругозора учеников, повышения интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету через увлекательное путешествие по стране "Русский язык". Работа в команде воспитывает чувство товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу, формирует умение работать в разновозрастной группе, в команде, сотрудничать.

  • Изучение сложноподчинённого предложения на пропедевтической основе 2008

    Автор: Котова Валентина Константиновна

    Освоение учащимися курса синтаксиса в основной школе сегодня приобретает особое значение, т.к. выполняя коммуникативную функцию, он занимает одно из первых мест в формировании речевой компетенции школьников. В статье представлена система опережающего обучения, в которой заложен деятельностный принцип, способствующий формированию лингвистической, языковой и речевой компетенции учащихся в соответствии с уровнем современных требований.


  • Работа над орфографическими ошибками 2008

    Автор: Яроцкая Валентина Витальевна

    Работа над орфографическими ошибками по результатам контрольных диктантов обычно кажется учащимся весьма скучным занятием. Однако если превратить урок в весёлую игру, где учитель будет играть роль врача, а дети станут пациентами, которых надо избавить от опасных болезней «ошиблеры» и «ошибухи», то «бороться» с ошибками станет намного интересней. Учитель не только покажет ребятам средства для искоренения ошибок, но и напомнит о самой гуманной профессии на земле – профессии врача. Важной составной частью урока станет также и работа по речевому этикету.

  • Лексика. Обобщение. Урок-соревнование в форме игры-сказки 2008

    Автор: Седова Ольга Леонидовна

    Обобщающий урок-соревнование в форме игры-сказки с целью повторить и закрепить знания по лексике (лексическое значении слова, синонимы, омонимы, иноязычные слова, фразеологические обороты и т.д.), а также совершенствовать навыки работы со словарями.

  • "Приложение" (урок русского языка в 8-м классе) 2008

    Автор: Сенькив Зинаида Алексеевна

    Урок по теме "Приложение" разработан с использованием нетрадиционных форм. Лингвистический эксперимент во время работы по репродукции картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" дает учащимся возможность самостоятельно дать определение приложения. Основой для закрепления теоретической части при выполнении практических заданий является применение проблемно-поискового метода, что позволяет эффективно организовать усвоение навыков правописания приложений (употребление дефиса, знаков препинания).

  • Тайна славянской азбуки. Послание к славянам 2008

    Автор: Соколова Галина Львовна

    Проиллюстрированная красочной презентацией "расшифровка секретного кода" азбуки, а также рассказ о её создателях составляют основное содержание урока. Если читать названия букв азбуки, как обычные слова, по порядку расположения, то можно заметить, что они образуют законченные смысловые фразы, составляющие небольшой текст – азбучное послание славянам, завет жить по законам разума и добра, в постоянном стремлении к знанию, к свету.

  • Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу" 2008

    Автор: Пугачева Галина Алексеевна

    Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания.

  • Главы учебного пособия по курсу предпрофильной подготовки "Язык художественного текста. Изобразительные возможности лексики" 2008

    Авторы: Григорьева Наталья Викторовна, Шипнягова Ирина Францевна

    Предлагаем вашему вниманию главы пособия к курсу предпрофильной подготовки «Язык художественного текста. Изобразительные возможности лексики», содержащего различные вопросы и задания практического и творческого характера. Оно составлено так, что обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности. Особенность курса состоит в том, чтобы сыграть роль интеллектуального самоучителя, «активизатора».

  • Практические задания для подготовки к написанию сочинения-рассуждения ( часть С1 ЕГЭ) 2008

    Автор: Волошина Валентина Петровна

    Результаты эксперимента по проведению итоговой аттестации школьников в форме Единого государственного экзамена показали, что многие выпускники испытывают затруднения при написании сочинения-рассуждения (часть С 1). Практические задания предназначены для подготовки к написанию сочинения-рассуждения по данному тексту.


  • Интегрированный урок (русский язык + ИЗО) на тему "Употребление причастий в речи" (подготовка к сочинению по картине К.Маковского "Дети, бегущие от грозы") 2008

    Автор: Пискеева Галина Геннадьевна

    Урок развития речи в шестом классе представляет новую учебную линию – УМК С.И. Львовой и В.В. Львова. На данном уроке школьники, синтезируя знания о причастии как части речи и сведения по ИЗО, готовятся к написанию творческой работы. Предварительное задание приобщает учеников к исследовательской работе. Презентация в программе Power Point позволяет ученикам сформировать собственное видение манеры художника.

  • Урок русского языка. 4-й класс, по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.Тема: "Правописание падежных окончаний имен прилагательных с твердой основой" 2008

    Автор: Пекарь Наталья Николаевна

    Представлен конспект урока русского языка в 4-м класс по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных с твердой основой". Данный урок предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и осуществляется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

  • Поэтическая гостиная. 5–8-е классы 2008

    Автор: Машура Зоя Ивановна

    Это занятие было проведено в конце 2007 года, объявленного Годом русского языка (материалы можно использовать в дни проведения недели русского языка). Материалом для подтверждения высказывания Р.Рождественского "Всё начинается с любви..." послужили яркие, ёмкие, восторженные слова о русском языке и поэзии К.Паустовского, С.Данилова, Б.Окуджавы, Д.Лихачёва и других. Использованы стихи о русском языке, о родном крае, маме, природе. Проведён конкурс "Весёлое буриме".

  • Образовательный потенциал ономастики в преподавании русского языка и литературы 2008

    Автор: Кравец Людмила Ивановна

    Статья посвящена использованию антропонимики на уроках русского языка и литературы. Раскрывается воспитательный потенциал темы на основе обращения к собственным именам учащихся, а также эффективные приемы апелляции к собственным именам писателя при его характеристике и героев при раскрытии авторского замысла произведений. Антропоцентрический подход как к личности ученика, так и к содержанию литературного материала рассматривается как необходимое средство гуманизации педагогики.

  • Урок русского языка в 9-м классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 2008

    Автор: Гурова Гузяль Темировна

    Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В конце урока из полученных оценок дети выводят общую, дающую представление о качестве знаний. Творческая работа направлена на умение использовать сложные бессоюзные предложения в письменной речи и формирование навыка постановки двоеточия между частями БСП.

  • Устный журнал "Искусство владения словом" 2008

    Автор: Рябова Ольга Алексеевна

    Сценарий этого мероприятия может быть использован во внеклассной работе учителями русского языка и литературы. Мероприятие имеет воспитательное значение, способствует развитию речи учащихся. Коммуникативная воспитательная направленность мероприятия способствует формированию социально-активной личности. Устный журнал развивает культуру общения учащихся, творческие способности, эстетический вкус, учит осознанно и свободно пользоваться богатством русского языка для передачи мыслей и чувств.

  • Ономастика во внеклассной работе по русскому языку 2008

    Автор: Кравец Людмила Ивановна

    В статье описан опыт организации исследовательской деятельности учащихся. Предметом исследования является изучение закономерностей распространения личных имен жителей села. Работа начинается с ознакомления школьников с сутью ономастики, знакомства с методикой. Следующими этапами являются создание источниковой базы, ее анализ, формулирование выводов. Использование ономастического материала привлекательно доступностью источников и методик, известным интересом учащихся и общественности в целом к теме.


  • Развитие творческого потенциала на уроках русского языка 2008

    Автор: Пустовая Татьяна Викторовна

    Мастерство учителя достигается благодаря грамотно организованной работе над развитием творческого потенциала своего и своих воспитанников. Развитие личности учителя так же, как и ученика, происходит в деятельности, в процессе общения, обучения, накопления опыта работы. На своих уроках я стараюсь предлагать своим ученикам «неизвестное», опираясь на известные факты, направляю их деятельность на создание творческих работ и проектов. Для этого активно использую в работе игровую деятельность учащихся, нестандартные задания, решение которых требует от детей проявление внимания, смекалки, творческих способностей. Примером такой работы может послужить урок русского языка в 7-м классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Наречие».

  • Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие от А до Я" 2008

    Автор: Бородина Татьяна Александровна

    Познавательная игра-путешествие "От А до Я" - своеобразное обозрение изученного материала. Цель внеклассного мероприятия: познакомить родителей с информационным учебным пособием для помощи детям в подготовке домашних заданий, т.к. Азбука-путеводитель содержит информацию по пройденному учебному материалу, предлагает образцы выполнения заданий по русскому языку за 1–2-й класс по программе "Школа-2100".

  • Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи" 2008

    Автор: Гохнадель Елена Иоганесовна

    Учащиеся закрепляют одну из сложных тем в разделе "Морфология, 7-й класс" – «Деепричастие как часть речи». Учатся избегать речевых ошибок при употреблении в устной и письменной речи деепричастий, а также конструировать предложения с деепричастиями. На основе текстов художественных произведений легко отличают деепричастия от других самостоятельных частей речи.

  • Урок русского языка в 5-м классе "Отрицательные местоимения-существительные" 2008

    Автор: Плесовских Елена Викторовна

    Цели урока: 1.Познакомиться с разрядом отрицательных местоимений- существительных, особенностями их значения. 2.Формировать умение использовать отрицательные местоимения- существительные в речи. 3.Обучать сравнению, доказательству как приемам мыслительной деятельности.

  • Урок русского языка в 10-м классе "Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных" 2008

    Автор: Демидова Елена Анатольевна

    Урок систематизирует знания учащихся о правописании имен существительных, закрепляет умения правильного выбора гласных в орфограммах.

  • Урок-практикум по русскому языку "Сложноподчиненные предложения. Оргдиалог на уроке литературы. Жизнь и творчество В.А. Жуковского" 2008

    Автор: Володина Екатерина Григорьевна

    Урок строится на сочетании четырех организационных форм обучения (групповая, парная, коллективная, индивидуальная), но ведущей является коллективная организационная форма. Работа в парах (постоянных и сменных) учит самостоятельно добывать знания. Обучающиеся становятся активнее, раскованнее, у них появляется желание общаться друг с другом. Интегрированные уроки дают обучающемуся не разрозненные знания по отдельным наукам, а показывают их взаимосвязь, дают представление об окружающем мире.

  • Осень в словах и красках (бинарный урок в 6-м классе) 2008

    Автор: Горбунова Зоя Алексеевна

    Данный урок предполагает подведение итогов разговора с учащимися об осени на уроках литературы и проведения экскурсии на природу, а также воспитание эстетического чувства учеников. На уроке совершенствуется навык выразительного чтения поэтического текста, проверяется навык пунктуационного разбора предложения с однородными членами и орфографический навык написания трудных "осенних" слов, развиваются творческие изобразительные способности, а также умение учеников работать в группе.


  • Урок русского языка в 9-м классе "Деловые бумаги" 2008

    Автор: Ахметова Резеда Равильевна

    Деловые бумаги занимают всё большее место в жизни современного человека, о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. На уроке русского языка в 9-м классе по теме "Деловые бумаги" учащиеся углубляют свои знания об особенностях официально-делового стиля.

  • Конспект урока русского языка в 5-м классе "Морфемы. Морфемика" 2008

    Автор: Емельянова Наталья Александровна

    Учащиеся в игровой форме знакомятся с новым названием частей слова, узнают, в каком разделе науки о языке изучаются морфемы, совершенствуют умение находить составные части слов.