Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в рамках курса "Русский язык. В мире слов"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.

Данная программа позволяет показать учащимся, как разнообразен, увлекателен, неисчерпаем мир слов. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

Цель: формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, убеждения в необходимости и возможности его грамотного использования.

Задачи:

  • развитие речи, мышления, воображения;
  • овладение умениями правильно читать и писать;
  • формирование первоначальных представлений о системе и структуре русского языка;
  • развитие начальных представлений о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;

Содержание программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "В мире слов" связано с учебным предметом "Русский язык". Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования. Программа позволяет получить первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомиться с некоторыми разделами изучения языка - фонетикой и графикой, лексикой, морфемикой, орфографией; в объеме содержания курса находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать языковые единицы. Программа внеурочной деятельности способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, формирует позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку. В программе представлены основные содержательные линии:

1. "Система языка"

  • раздел "Фонетика и графика" (характеристика звуков русского языка: гласные/согласные, обозначение звуков буквами; определение количества слогов в слове по количеству гласных звуков);
  • раздел "Морфемика" (различие родственных слов),
  • раздел "Лексика" (определение значения слова с помощью толкового словаря).

2. "Орфография" (применение правил правописания);

3. "Развитие речи" (оценивание уместности использования пословиц и фразеологизмов в различных жизненных ситуациях).

Содержание программы "В мире слов" предполагает следующие виды деятельности: познавательная, художественная, игровая.

Одним из видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Упражнение в произношении скороговорок - не только веселое и интересное занятие. Оно очень полезно как средство исправления плохой дикции. Учащиеся познакомятся со словесными задачами и играми. К словесным задачам относятся шарады, палиндромы, анаграммы. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.

Особое внимание следует обращать на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Для этого используется проведение различных ролевых игр.

С целью развития языкового чутья особое внимание при отборе заданий следует обращать на сопоставление внешне сходных, но различных по сути языковых явлениях, а также на анализ слов различных по форме, но близких по значению.

Следует научить детей пользоваться "Орфографическим словарем", "Толковым словарем". Предполагается ведение "Словарика фразеологизмов".

Программа "В мире слов" для первоклассников рассчитана на 1 год занятий, объемом в 33 часа, 1 час в неделю.

Форма организации: занятия проводятся в учебном кабинете, читальном зале библиотеки.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности в рамках курса "Русский язык"

"В мире слов"

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Содержание программы внеурочной деятельности "В мире слов", формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать и сохранять учебную задачу;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- строить понятные для партнера высказывания;

- использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Познавательные универсальные учебные действия

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- устанавливать аналогии.

Содержание курса

1. Хорошо ли ты знаешь русский язык?

    Как изменяется язык. Будущее человеческой речи. Языки мира. Русский язык. Сколько слов в русском языке. Новые слова. Слова одинаковые - значения разные. Чужие слова.

    Рассказ-беседа на тему "Что это значит - хорошо знать русский язык".

2. Звуки и буквы: гласные и согласные

    Характеристика звуков русского языка: гласные/согласные, обозначение звуков буквами.

    Задачи-игры, сказки и стихи о звуках и буквах, упражнения по фонетике, загадки-шутки, шарады.

3. Слог

Определение количества слогов в слове по количеству гласных звуков.

Занимательные упражнения на определение количества слогов в словах, составление слов из слогов, деление слов на слоги. Ребусы. "Слоговой аукцион" .

4. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Применение правил правописания данной орфограммы.

Занимательные упражнения на правописание сочетаний. Стихи, загадки, скороговорки, фразеологизмы, игры.

5. Мягкий знак - показатель мягкости

Применение правил правописания данной орфограммы.

Занимательные упражнения на правописание мягкого знака в словах.

Стихи, загадки, пословицы и поговорки, народные приметы, скороговорки, фразеологизмы, загадки-шутки, веселые стихи для выборочного письма, кроссворд.

6. Большая буква в словах

Применение правил правописания данной орфограммы.

Занимательные упражнения на правописание имен собственных. Стихи, загадки, скороговорки, фразеологизмы, игры, шуточная викторина. Палиндромы.

7. Буква"Э"

Определение значения слова с помощью толкового словаря.

"Интересные сведения о букве "Э". Пословицы и поговорки, фразеологизмы, кроссворд, веселые стихи, игры.

8. Буквы "И" и "Й"

Оценивание уместности использования пословиц и фразеологизмов в различных жизненных ситуациях.

"Интересные сведения о буквах "И" и "Й". Загадки, пословицы и поговорки, фразеологизмы, игры, веселые стихи.

9. Однокоренные слова

Занимательные упражнения в классификации, сравнении, группировке однокоренных слов. Загадки, скороговорки, фразеологизмы.

10. Для чего надо изучать родной язык

Беседа. Выполнение занимательных упражнений, игры.

Учебно-тематический план

Тема Количество часов
1 Хорошо ли ты знаешь русский язык? 2
2 Звуки и буквы: гласные и согласные 4
3 Слог 4
4 Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН 6
5 Мягкий знак - показатель мягкости 3
6 Большая буква в словах 5
7 Буква"Э" 1
8 Буквы "И" и "Й" 1
9 Однокоренные слова 5
10 Для чего надо изучать родной язык 2
  И т о г о 33

Оценка планируемых результатов

Данная программа предусматривает промежуточные и итоговые формы подведения итогов внеурочной деятельности. В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Система отслеживания и оценивания итоговых результатов проходит через участие их в конкурсах и викторинах, проектах, создании портофолио. Портфель индивидуальных образовательных достижений обучающихся содержит документы и материалы, подтверждающие достижения обучающихся за период обучения.

Промежуточный контроль

Самооценка

Лист "Мои успехи в изучении темы".

1. Вначале этого у меня была цель :.

2. Особенно хорошо мне удалось :

3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше :

4. Свой результат могу оценить так (на выбор)

Максимальный уровень       "Превосходно" Необыкновенный результат, его будет сложно повторить
Программный уровень     "Отлично" Очень доволен, так как результат отличается от обычного
Необходимый

уровень

  "Хорошо" Доволен, похоже на то, что делаю обычно
"Нормально" Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе

Материалы проектов, творческих работ, мероприятий могут сопровождаться листом "Самооценка творческого дела ". О необходимости и полезности оценивать свои достижения нужно время от времени напоминать ученикам: "Попробуйте сами оценить свои успехи". "Интересно взглянуть на свои достижения?"

Лист "Самооценка творческого дела"

1. В начале этого дела у меня была цель :.

2. Особенно хорошо мне удалось :

3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше :

4. Свой результат могу оценить так (на выбор):

Максимальный уровень       "Превосходно" Очень высокий результат, его будет сложно повторить
Программный уровень     "Отлично" Очень доволен, так как результат отличается от обычного
Необходимый

уровень

  "Хорошо" Доволен, похоже на то, что делаю обычно
"Нормально" Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе

Контролирующие материалы по темам курса проводятся в конце изучения каждой темы, позволяют судить о степени достижения планируемых результатов. (Приложение 1)

Итоговый контроль

Опросный лист №1 "Хорошо ли ты знаешь русский язык?" (заполняется в начале курса).

Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у обучающегося выражена направленность знаний по изучаемому вопросу.

Опросный лист №2 "Хорошо ли ты знаешь русский язык?"( заполняется в конце курса).

Показателем положительного изменения в продвижении знаний обучающегося по изучаемому вопросу являются достижения высокого и среднего уровней. (Приложение 2)

Оценка метапредметных результатов

Виды УУД 1 класс
Познавательные Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карповой)
Регулятивные Выкладывание узора из кубиков
Коммуникативные "Левая и правая стороны" (методика Ж.Пиаже)

(Приложение 3)

Формы подведения итогов

Конкурс "Тайны русского языка".

Проект "Крестословица - русская забава".

Викторина "В мире слов"

Праздник "Наш родной язык".

Сборник творческих работ.

Программа предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, словарях, книгах, на электронных носителях.

Список литературы для учителя

Основная литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе; под.ред А.Г.Асмолова. - М.:Просвещение, 2011.

2. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010, 223с.

3. Планируемые результаты начального общего образования ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2011.

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2011.

Дополнительная литература

1. Узорова О.В. 300заданий и упражнений по русскому языку. - М.: 1998

2. Жиренко О.Е. Учим русский с увлечением: формирование орфографической грамотности: 1 - 4 классы. - М.: 5 за знания, 2005

3. Сухин И.Г. Занимательные материалы по развитию речи. - ВАКО, М.:2004

4. Детская энциклопедия. Изд.2 Т.11. Язык. Художественная литература. М., Просвещение, 1968.

5. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т. М.: Художественная литература, 1984.