Литература
-
Урок литературы "Неоконченное путешествие с Жюлем Верном" 2010
Автор знакомит с основными вехами жизни Ж.Верна, с историей создания "Необыкновенных путешествий"; акцентирует внимание учеников на вере писателя в силу и возможности человека.
-
Сопоставительное изучение вступления к поэмам "Шурале" Г.Тукая и "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина 2010
Учитель закрепляет в сознании детей представления о тесной связи поэм с народным сказочным эпосом. Устанавливает ассоциативные связи между родной и русской литературой для выявления черт общности в двух литературах.
-
Спор поколений в "Дорогой Елене Сергеевне" (по пьесе Л.Разумовской и одноименному фильму Э.Рязанова) 2010
Занятие знакомит учащихся с жизнью и творчеством драматурга Л.Н. Разумовской. Учащиеся изучают историю создания пьесы «Дорогая Елена Сергеевна», определяют, в чём проявляется открытый трагизм пьесы и фильма, выделяют и сравнивают характер эпохи, явственно проглядывающийся в пьесе и фильме. Также рассматривают проблему «отцов и детей» в рамках пьесы и фильма и сравнивают портреты поколений, созданные Л.Н. Разумовской и Э.А. Рязановым. Урок может использоваться преподавателями русского языка и литературы, классными руководителями, воспитателями.
-
Религиозно-нравственное мировоззрение Гоголя по "Выбранным местам из переписки с друзьями" 2010
Цель работы – попытаться обозначить религиозно-нравственные ориентиры, заявленные Николаем Васильевичем в несколько неожиданном для него эпистолярном жанре, и дать с помощью работ К.В. Мочульского, М.М. Дунаева, С.Л. Франка, О.Зеньковского, святителя Игнатия Брянчанинова оценку писательскому труду Гоголя.
-
Проектные технологии на уроках литературы в старших классах 2010
Приобщение школьников к проектной деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого учащегося. Статья рассматривает проектную деятельность на примере уроков литературы, посвященных изучению романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского.
-
Организация проектной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время 2010
Об использовании метода проектов на материале действующего стандарта и учебных программ по литературе.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная дню Матери, "Ты одна мне помощь и отрада…" 2010
Разговор о материнской любви, которая сопровождает нас от рождения до смерти и передается из поколения в поколение. Предлагается провести разговор как литературный вечер, посвященный дню Матери или использовать на уроке литературы.
-
Информационные технологии на уроках литературы 2010
Урок литературы в 6-м классе входит в цикл «Литературная баллада», урок 9, программа А.Г. Кутузова. Цель урока: стимулирование учащихся к размышлению над общечеловеческими ценностями. Использование ИКТ на уроке позволяет экономично использовать время урока, благодаря чему достигается большая интенсивность урока, но не происходит перегрузка учащихся, так как работа идет в спокойном здоровьесберегающем ритме.
-
А.С. Пушкин "И.И. Пущину". Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях (мультимедийный урок по литературе, 6-й класс) 2010
Урок используется метод развития творческого самочувствия, что ведёт к эффективному раскрепощению собственной индивидуальности, помогает ученику в социальной адаптации и повышает уровень его коммуникабельности.
-
Мастерская творческого письма "Вся уместилась Родина во мне" 2010
Предоставленная разработка урока даёт возможность увидеть один из способов организации мастерской творческого письма по составлению центонов на основе краеведческого материала. К занятию подготовлена презентация.
-
Урок по повести Н.С. Лескова "Левша" 2010
Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение характеризовать героев литературного произведения.
-
Мир яств на страницах поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2010
Традиционным в нашей гимназии стал праздник "Мы - россияне". В 2009 году, который был юбилейным годом Н.В. Гоголя, в рамках этого праздника мы провели интегрированное мероприятие-конкурс "Мир яств на страницах поэмы "Мертвые души".
-
Влияние театра на искусство XVIII века. Урок по МХК в 10-м классе 2010
В чем же заключается притягательная сила театра? Разве расскажешь об этом словами? Всякий раз, когда мы приходим в зрительный зал театра, мы попадаем в его удивительную атмосферу, наши сердца замирают в ожидании чуда.
-
Учебный модуль по литературе. Проблемная лекция "М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества" или два взгляда на творчество М.Ю. Лермонтова. 9-й класс 2010
Статья Д.С. Мережковского объясняет противоречия между внешней и внутренней жизнью М.Ю. Лермонтова. Мережковский по-своему объясняет ту раздвоенность души Лермонтова, о которой очень часто говорили его современники. М.Ю. Лермонтов первый в русской литературе поднял религиозный вопрос о зле.
-
"Любовь – это сердце всего" (лингвостилистический анализ стихотворения В.Маяковского "Лиличка! Вместо письма") 2010
Урок с использованием электронной презентации ставил целью раскрыть красоту и трагичность любовного чувства лирического героя посредством лингвостилистического анализа стихотворения.
-
Технология развития критического мышления на уроках литературы 2010
Цель урока - дать представление о творчестве Т.Н. Толстого, помочь проанализировать рассказ "Река Оккервиль", текста повышенной стилистической сложности, формировать ценностные представления через его философию, используя технологию развития критического мышления.
-
Новый герой в произведениях древнерусской литературы (по "Повести о Горе-Злочастии") 2010
На уроке определен круг проблем, которыми интересовалась древнерусская литература.
-
Открытый урок по литературе в 6-м классе на тему "Война в стихотворении К.Симонова "Сын артиллериста" 2010
Целью урока является формирование умений характеризовать и оценивать главных героев на основании их поведения и поступков; совершенствование навыков чтения через анализ поэтического произведения.
-
Урок литературы для 9–11-х классов на тему "Уроки нравственности Василия Белова. По рассказам "Колоколена", "Холмы" 2010
Цели урока: знакомство с неизвестным ребятам писателем, с явлением "деревенской" русской литературы; развитие умения анализировать художественный текст; воспитание в учащихся вечных нравственных ценностей: любовь к матери, к родному краю, к родине, к духовным традициям русского народа; расширение кругозора учащихся, развитие творческих способностей.
-
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы 2010
Цель урока: формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ.
-
Литературная гостиная "Земли родной минувшая судьба" 2010
Литературная гостиная - одна из форм современного урока литературы, основанного на обобщении и систематизации имеющихся гуманитарных знаний, посвящённого 150-летию со дня рождения А.П. Чехова, 65-летию Великой Победы, являющегося частью организации единого культурного пространства, процесса воспитания достойного гражданина и патриота России.
-
Интегрированный урок литературы и английского языка по теме "Мудрость человеческая и в терпимости" 2010
Основные цели урока: развитие умений анализировать художественное произведение в русле проблемы толерантного миросозерцания главного героя произведения; совершенствование умений учащихся проводить литературоведческий и лингвистический разбор художественного текста.
-
Открытый урок чтения "Читать модно? Размышления о читателе XXI века" 2010
Сегодняшние школьники мало читают художественную литературу. Книгу часто заменяет компьютер. Традиционными стали открытые уроки чтения, помогающие познакомиться с основными тенденциями развития современного литературного процесса, с шедеврами мировой классики. Урок проходит в форме дискуссии с использованием ученических презентаций.
-
Урок литературы в 10-м классе "Кто виноват в случившемся" (по повести В.Распутина "Живи и помни") 2010
В ходе проведения урока показаны причины нравственной неустойчивости и падения Андрея Гуськова и деревенской женщины Настены, которой трудно жить без опоры, без ясного понимания и оправдания своего поведения и поведения мужа Андрея.
-
Размышления о прочитанных страницах книги "Мой генерал" (читательская конференция по роману А.А. Лиханова "Мой генерал") 2010
Методическая разработка конференции по роману А.Лиханова «Мой генерал» (6-й класс) помогает увидеть проблемы воспитания подростка, их взаимоотношений с представителями старшего поколения, способствует формированию нравственных ценностей, развивает коммуникативные компетенции, возрождает интерес к чтению.
-
Читаем всей семьей: нестандартные формы работы учителя литературы с родителями и детьми 2010
Работа школьного учителя не должна ограничиваться рамками урока и программными произведениями: поддержка интереса к печатному слову, поиск, разработка и внедрение эффективных технологий развития творческого семейного чтения – это только совместная деятельность: учитель – библиотекарь – ученик – родитель.
-
Урок литературы в 9-м классе на тему "Два поэта - две судьбы" 2010
Материал урока дает возможность учащимся познакомиться с эпохой, в которую жили две великие женщины-поэтессы Анна Ахматова и Марина Цветаева. Учащиеся должны понять, как неразделимы судьба страны и судьбы живших в ней людей, отметить, что сближает Ахматову и Цветаеву, таких разных и неповторимых. Урок проводится в нетрадиционной форме – форме литературной гостиной и несет большой познавательный и воспитательный потенциал.
-
Интегрированный урок литературы и искусства "Правда о войне" 2010
На занятии решается задача познакомить учащихся полным факсимиле двух «Моабитских тетрадей», показать мужество, проявленное М.Джалилем и его соратниками на войне, в тюремных застенках, подвести к выводу о том, что войны не должно быть никогда.
-
Урок литературы в 5-м классе "Иван Алексеевич Бунин. Судьба и творчество писателя" 2010
На занятии учащиеся знакомятся с фактами биографии И.А. Бунина, а также теоретическими понятиями, необходимыми для аналитического осознанного чтения лирического произведения, как лирический герой, анафора, актуализируются знания об изученных художественных изобразительных средствах, отрабатывается умение выразительно читать стихотворное произведение.
-
План-конспект урока "Театр Островского продолжает жить в XXI веке" 2010
Мы сотрудничаем с Драматическим театром, реализуя программу «Искусство быть зрителем». Первый театральный урок посвящается творчеству А.Н. Островского и проводится в начале учебного года. В уроке использованы элементы театрализации, программы спектаклей, экспонаты театрального музея. Выражая свои впечатления в отзывах и творческих заданиях, студенты расширяют и закрепляют знания.