Литература
-
Стихотворные ералаши 2012
Стихотворные ералаши – стихотворения на какую-то определённую тему, созданные мной на основе цитат произведений, изучаемых учениками данного класса. Задача учеников, разделившихся на 2 команды, напротив строк стихотворного ералаша указать автора, название произведения, а если класс сильный, то и его жанр. Как показывает практика, дети с удовольствием соревнуются, проверяя на прочность свою память.
-
Музыка стиха 2012
Цель урока – создание целостной картины мира через анализ поэтического текста, восприятие музыки и живописи. У учащихся развиваются навыки сопоставительного анализа произведений разных жанров. Формируется активная читательская позиция, самостоятельность и творческий потенциал учащихся.
-
Разработка урока литературы в 9-м классе «Чичиков у Плюшкина. Роль и место эпизода в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"» 2012
Предложенный урок литературы направлен на реализацию основных содержательных линий преподавания литературы: изучение словесного искусства в неразрывной связи с теорией литературы (литературоведением). В центре урока - художественное произведение, изучаемое при помощи понятийного аппарата. В течение урока реализуются основные компетенции: читательская (понимание текста как искусства слова), коммуникативная (ученик и текст), культурологическая (знакомство с культурой эпохи).
-
Урок литературы по теме «Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"». 11-й класс 2012
На уроке рассматривается особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита", обращается внимание на символику числа три в романе, что помогает понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа, а также уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности. Урок развивает интерес к личности и творчеству писателя.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Репрессии на Севере". 11-й класс 2012
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР.
-
Литературно-исторический вечер, посвященный 200-летию со дня открытия Царскосельского лицея 2012
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования.
-
Урок чтения "Братья Гримм "Семеро храбрецов"". 4-й класс 2012
Урок является промежуточным в системе работы над сказкой. Целью урока является формирование навыков осмысленного выразительного чтения. На уроке создаются условия для формирования навыков работы с текстом: выделение абзацев, эпизодов, нахождение в тексте смысловых единиц и т.д.
-
Открытый урок литературы "Душевная щедрость учительницы. Роль Лидии Михайловны в жизни мальчика" (по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"). 6-й класс 2012
Урок знакомит учащихся с приемом сравнительной характеристики – антитезой. На уроке дети учатся анализировать эпизод, делать сравнительную характеристику героев.
-
Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в начальных классах 2012
Любой урок в начальной школе формирует ум, душу и сердце ученика, но уроки литературы самые ведущие в педагогическом процессе. Они образуют духовную базу будущей личности ребенка, на них возлагается задача развития и обогащения духовного мира детей и каждого отдельного ученика, их нравственного становления.
-
Урок литературы в 3-м классе. Тема: "Глухая пора листопада" 2012
Возможность сравнить пейзаж за окном с авторскими поэтическими строками описания осенней поры обеспечивает системно-деятельностный подход: мысленное сравнение детьми увиденных в окружающей жизни пейзажей с описанием их поэтами способствует развитию образного мышления, памяти, воображения. А передача сравнительных характеристик – развитию речи и обогащению словарного запаса. Работа в группах дает возможность получить новую информацию в интерпретации сверстников.
-
Урок литературы. Тема: "Художественные приемы раскрытия внутреннего мира героя" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"). 10-й класс 2012
Урок литературы построен на основе анализа отдельных эпизодов произведения. В ходе работы учащиеся размышляют над тайной имени Порфирия Головлева, дают речевую и портретную характеристику героя, наблюдают за авторскими ремарками. Звучащий в классе текст художественного произведения позволяет десятиклассникам осознать современность классики и понять, что М.Е. Салтыков-Щедрин говорит с каждым из нас, «пишет не о каком-то чудовищном человеке, стоящем особняком среди людей, а о каждом из людей».
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Н.М. Рубцову "Чтобы помнили" 2012
Поэзия – самое совершенное выражение духовной деятельности человека и человечества. Она волшебна, потому что неведомым путем передает мысли и чувства поэта читателю. Представленная литературно-музыкальная композиция посвящена жизни и творчеству поэта, которому в 2011 году исполнилось бы 75 лет. Его имя – Николай Рубцов.
-
Рылеев и Ермак: параллельные судьбы 2012
Урок построен с основными приемами педагогики понимания. Понимание – процесс поиска и выявления смыслов текста, связанных со скрытыми интенциями автора. Основной принцип работы над текстом – герменевтический круг (целое понимается через отдельное, а отдельное – через целое). Проблема, заявленная в теме урока, уже вызывает потребность обучающихся в поисковой деятельности.
-
Конспект урока по теме "Собака выла…" (по рассказу Л.Андреева "Кусака". 7-й класс) 2012
В ходе занятия дети знакомятся с анималистическим жанром в живописи. У детей развивается представление о художественном образе в литературе и живописи. А также дети закрепляют навыки составления планов разных видов.
-
Образ деревенского "святого" в рассказе А.Платонова "Юшка" и его проекция в современном мире 2012
Урок помогает сопоставить рассказ А.Платонова "Юшка" с художественной статьей священника А.Дьяченко "А кто из них умер?", выявить общую проблему в рассказе, написанном в середине ХХ века, и в статье священника, написанной в конце ХХ века.
-
"Звуки [у], [й'у]. Буквы Ю, ю" 2012
Цели урока: познакомить учащихся 1-го класса с новыми буквами, обозначающими два звука, формировать умение читать выразительно, понимать текст, быстро ориентироваться по тексту. На уроке использованы игровые технологии. Частая смена деятельности позволяет повысить активность учеников.
-
Урок литературы по теме "Родная природа в лирике русских поэтов XIX века. 6-й класс 2012
Тема соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта 1-го поколения, проводится по программе В.Я. Коровиной, также может соответствовать УМК Т.Ф. Курдюмовой. Форма работа учащихся: групповая. Сопутствующая деятельность: учащиеся рисуют пейзажи.
-
Интегрированный урок по теме "Изображение эпохи XVI века через исторические личности, в событиях, литератууре и языке" 2012
В ходе работы учащиеся знакомятся с выдающимися личностями эпохи XVI века, системой управления, его бытом и нравами. На уроке ученики показали знания истории, литературы и английского языка, а также продемонстрировали умения анализировать незнакомый текст и сценическое искусство.
-
Развитие монологической речи учащихся на уроках литературы как средство формирования коммуникативной компетентности (обобщение опыта) 2012
Проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Развивать устную речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более точной, выразительной и образной. Основная цель учителя-словесника - научить школьника монологической речи, мотивируя его на активное речевое осмысление текста через проблемное обучение.
-
Литературно-музыкальная композиция "Строка, оборванная пулей" 2012
Материал данной работы можно использовать для проведения вечера памяти или классного часа. Автор включает в сценарий различные формы работы детей: чтение стихов, инсценирование, вокальное исполнение. Все это вызывает интерес и формирует внимание к важной проблеме памяти, воспитывает чувство патриотизма.
-
Интегрированный урок литературы "Читая С.Т. Аксакова…" 2012
На уроке обобщаются полученные во время экскурсии по аксаковским местам г. Уфы знания о личности писателя. Акцентируется внимание на глубоком чувстве любви к родному краю через восприятие и описание С.Аксаковым природы родного края. Учитель показывает единство "Очерка зимнего дня" С.Аксакова, картин М.Нестерова и пьес П.Чайковского в освещении темы родины. У учащихся развивается чувство патриотизма через эмоциональное восприятие красоты родного края.
-
Информационные технологии на уроках татарской литературы 2012
На уроке даются краткие сведения об известном лыжнике Ф.П. Симашове, на его примере в детях воспитывается любовь к спорту, трудолюбие, стремление к победе, достижению высоких результатов. Полученные знания развивают диалогическую, монологическую речь, общую культуру учащихся и воспитывает уважительное отношение к спорту.
-
Тема урока: "Пушкинское «Лукоморье». Сравнение народной сказки с литературной сказкой А.С. Пушкина" 2012
Известно, что свои литературные сказки А.С. Пушкин создавал на основе устного народного творчества. Как можно организовать работу на уроке, чтобы дети не только услышали о связи русских народных и пушкинских произведений, но и сами в результате исследований пришли к такому выводу.
-
Заочная экскурсия по памятным местам "Михаил Васильевич Ломоносов: годы учебы в Германии" 2012
Материал может использоваться как на уроках литературы при знакомстве с биографией М.В. Ломоносова, так и на внеклассных мероприятиях, посвященных личности великого русского ученого.
-
Павел Петрович Кирсанов и княгиня Р. (Анализ эпизода романа И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2012
Учащиеся совершенствуют навыки знаний о романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", его идейном содержании. Развивают умения анализировать эпизод, определять его место в образной структуре произведения и значение в осмыслении авторской идеи, обнаруживать связь между эпизодом как самостоятельным фрагментом текста и произведением в целом.
-
Внеклассное мероприятие, посвященное 100-летию со дня рождения В.А. Каверина 2012
Урок посвящен творчеству В.А. Каверина. Учащиеся узнают о родном городе писателя и наиболее известном его произведении «Два капитана».
-
Литературная игра "Карающий смех Гоголя" по комедии "Ревизор" 2012
Литературная игра "Карающий смех Гоголя" по комедии "Ревизор" - это урок обобщения и систематизации полученных знаний, проводится после изучения комедии и просмотра спектакля в Малом театре. Игроки делятся на две команды и в каждой сами выбирают капитана. Капитаны тянут задания для своих команд, участвуют в конкурсе капитанов, назначают участников для ответа после обсуждения задания. Задания сгруппированы в 7 блоков.
-
Основная тема стихотворения "Крестьянские дети" и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам 2012
Цель урока: выявление значения крестьянской темы в творчестве Н.А. Некрасова, особенностей композиции стихотворения и её роли в реализации художественной идеи произведении; формирование навыков выразительного чтения и чтения по ролям; формирование нравственно-эстетических представлений в ходе выявления лексического значения слов: вирши, обаяние, "низкого рода люди", нега, вестимо и др.
-
Урок литературы "История жизни и смерти Натальи Савишны" (по повести Л.Н. Толстого "Детство"). 7-й класс 2012
На уроке изучается 13-я глава повести Л.Н. Толстого "Детство". Учащиеся знакомятся с творчеством писателя, учатся извлекать нравственные уроки из классической литературы.
-
Система активизации нравственного развития школьников на основе УМК по литературе "Вокруг тебя мир". 6-й класс 2012
Сегодня нравственное воспитание учащихся предполагает системное формирование нравственной культуры школьника. Системное формирование нравственных качеств личности накапливает моральные знания, развивает социальное мышление, обогащает эмоциональный опыт ребенка переживаниями, способными разбудить самые высокие чувства, формирует духовные потребности и развивает способности к проявлению в поведении лучших качеств личности.