Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по теме "Сложноподчиненные предложения". 9-й класс

Разделы: Преподавание русского языка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (911,41 КБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: формировать навыки работы с тестами и текстами с целью подготовки к ГИА.

Задачи урока:

Образовательные

  • совершенствовать умения различать типы сложных предложений;
  • определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП;
  • составлять схемы предложений СПП;
  • определять вид придаточного предложения; вид подчинения.

Развивающие

  • развивать синтаксические навыки;
  • развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Средства обучения: компьютерная презентация (презентация), учебник, план-конспект, карточки для индивидуальной работы (приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4), доска.

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • проектор;
  • учебник;
  • тетради;
  • раздаточный материал (тесты, тексты).

Ход урока

I. Организационный момент (Слайд 1)

Учащиеся записывают в тетради дату, тему урока. Учитель сообщает цель и задачи урока, его ход (основные этапы). Тема нашего урока "Сложноподчиненные предложения". Сегодня повторим и обобщим то, что узнали на предыдущих уроках о строении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. А материалом для нас послужат тексты и задания, взятые из демонстрационных и тренировочных вариантов ГИА. Значит, продолжим нашу подготовку к экзамену по русскому языку.

II. Повторение и обобщение изученного о сложных предложениях, систематизация теоретического материала

Проверка усвоения теоретического материала (Слайд 2).

Дома вы отвечали на вопросы для повторения 1 - 7 на стр. 58. Давайте проверим, как усвоен нами теоретический материал по теме, ответив на некоторые из них:

  1. На какие группы делятся сложные предложения? (на доске ученик, ответивший на вопрос, начертит схему: "Виды сложных предложений").
  2. Какие предложения являются сложносочиненными?
  3. Какие предложения являются сложноподчиненными?
  4. Назовите основные группы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.
  5. Каковы правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях?

После опроса проверяем, насколько верно учащийся начертил схему на доске, сверяем запись со слайдом 3.

А теперь познакомьтесь с текстом на карточке 1 (приложение 1), в котором нам нужно определить виды и строение предложений. Кроме того, данный текст после небольшого анализа мы запишем как свободный диктант.

Работа с текстом (Слайды 4 - 14):

Показать текст на слайде

Раздать учащимся карточки с текстом и вопросами к нему

Прочитать текст вслух.

КАРТОЧКА № 1

(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3)другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос - в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)

Фронтальный опрос: синтаксический и орфографический анализ текста. Подготовка к свободному диктанту.

Устно ответьте на вопросы к тексту:

Определите тип предложений в тексте. (1 - бессоюзное, 7 - с разными видами связи, сочинительной и подчинительной, 12 - простое, 13 - сложноподчиненное).

В ходе анализа предложений обращаем внимание на осложняющие структуры в 1 предложении, вводное слово в 7, отсутствие сказуемого в 12, ОЧП в 1 и 13, а также на виды сказуемых и вид односоставных предложений.

  1. В предложении 7 пронумерованы все запятые. Какая цифра указывает на запятую, обозначающую сочинительную связь между частями сложного предложения. (9)
  2. В предложении 7 пронумерованы все знаки препинания. Какая цифра указывает на запятую между частями сложноподчинённого предложения. (8)
  3. Найдите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (бесполезного, предложение 13)
  4. Найдите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: "В словах, образованных от существительных с основой на -Н с помощью суффикса Н, пишется две буквы НН". (не повинных, предложение 7)
  5. Найдите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "В неопределенных и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ, без ударения - НИ". (ни в чем)
  6. Найдите в тексте слова, правописание которых с НЕ определяется правилом: "Если при причастии есть зависимое слово, то оно пишется с НЕ раздельно". (ни в чем не повинных, предложение 7, не имеющего права, предложение 13)
  7. Найдите слово, в котором правописание определяется правилом: "если у наречия есть приставка ПО- и суффикс -ОМУ-ЕМУ-, оно пишется через дефис". (по-своему, предложение 1)
  8. Назовите слова с приставкой ПРИ? (присваивая, 6, приходится , 11)
  9. Замените книжное слово ОБИТЕЛЬ из предложения 1 стилистически нейтральным синонимом. (дом, жилище)

Что же автор считает нашим домом?(природу, окружающий живой мир)

Каковы основные приемы сжатия текста? (исключение, обобщение, упрощение)

Выяснить, в ходе беседы, что можно исключить, упростить, обобщить в данном тексте.

Итак, мы провели синтаксический и орфографический анализ текста, знаем его тему и можем, прослушав его еще раз, написать свободный диктант. Переверните листы и послушайте текст.

Свободный диктант (после записи диктанта в тетрадь заслушать один-два ответа).

Индивидуальный опрос. Карточка № 2 (приложение 2). (Теоретический материал подготовлен 2 учащимся дома, примеры, иллюстрирующие роль сложных предложений в речи, ученики подбирают в классе, готовясь к ответу во время чтения записанного учащимися текста.)

КАРТОЧКА № 2 (Слайд 16).

Ознакомьтесь с мнением Евгении Алексеевны и Сергея о роли сложных предложений. Помогите Евгении Алексеевне доказать её точку зрения. Расскажите о роли сложных предложений в тексте. Приведите примеры, иллюстрирующие ваши мысли. Примерный ответ учащегося - приложение 5.

III. Совершенствование умения различать сложные предложения; определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы предложений СПП; определять вид придаточного предложения.

Итак, мы не долж