Логопедия
-
Логопедическое занятие в средней группе: "Подарок для Хрюши" 2011
Игровая деятельность несёт в себе нравственный потенциал, оказывает положительное воздействие на ребёнка. Логопедическое занятие в средней группе проводится в игровой форме, способствует совершенствованию грамматического строя речи, активизирует речевую деятельность детей через художественно-эстетическое воспитание.
-
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией 2011
Дизартрия – нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата, вследствие органического поражения центральной нервной системы. Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать во время беременности, в момент рождения и в раннем возрасте. Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой форме – анартрия, так и в легкой – стертая форма.
-
О современных подходах в коррекционно-воспитательно-образовательном процессе 2011
В современных условиях образования стоит задача – обеспечить преемственность дошкольного и начального образования. В основе преемственности стоит принцип сохранения здоровья воспитанников, создание комфортности обучения и воспитания, чтобы осуществлялся постепенный переход от игровой деятельности к учению, построение плавного перехода от дошкольной жизни к школьной. В статье представлены рекомендации по проведению коррекционно-воспитательной работы с детьми, для логопедов ДОУ.
-
Здоровьесберегающие технологии по теме "Интернет: друг или враг?" 2011
Воспитательное мероприятие ориентировано на то, чтобы помочь обучающимся 2–3-го класса-комплекта (специальной коррекционной школы VIII вида) в игровой форме разобраться, какую помощь приносит работа с компьютером, с Интернетом и в чем отрицательные стороны.
-
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития учащихся 1-х классов 2011
На основе анализа специальной литературы и авторского опыта работы по использованию игровых методов обучения, ТРИЗ-педагогики автором статьи составлено примерное тематическое планирование, которое направлено на устранение у учащихся 1-х классов с фонетико-фонематическим недоразвитием имеющихся пробелов в развитии языкового анализа и синтеза, фонематического восприятия и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом.
-
Логоритмика по лексической теме "Космос" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности 2011
Структура непосредственной образовательной деятельности с элементами логоритмики включает в себя: закрепление и расширение знаний детей по лексической теме «Космос»; развитие умения ориентироваться в пространстве и четко выполнять инструкции; упражнение детей в произношении звука «Р», слов со звуком «Р» и определении позиции звука «Р» в слове; упражнение детей в импровизации; упражнение детей в согласовании речи с движением.
-
Развитие эмоций в практике логопедического воздействия 2011
Актуальность темы заключается в необходимости разработать определенную систему методов и приемов организации работы по развитию эмоций у детей с речевыми нарушениями как результат логопедического воздействия. В работе представлена коррекция речевого развития с точки зрения эмоционального статуса ребенка.
-
Групповое занятие с учащимися 1-го класса на тему "Дифференциация букв А-Я" 2011
Предлагается конспект занятия с учащимися, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи. На занятии дети учатся различать буквы А и Я, учатся сравнивать согласные по твердости-мягкости на уровне звука, слога и слова, предложения. Происходит закрепление знания о гласных.
-
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по теме "Мой родной край – Актаныш" 2011
Занятие построено на основе исторической информации родного села. В занятии обращается внимание на развитие всех компонентов речи, грамматику татарского языка. Используется для итога изученных материалов с детьми с ФФН.
-
Развиваем мелкую моторику – автоматизируем звуки. Игры своими руками 2011
Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у детей формируются навыки познания, упражняется воля, стимулируется развитие мышления, раскрываются природные способности. Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста.
-
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях" 2011
В предлагаемом конспекте логопедического занятия раскрывается система коррекционно-развивающего воздействия по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса с нарушением письма, обусловленного общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня. Интерес к занятию поддерживается за счет речевых разминок, игровых моментов, загадок, использования занимательных таблиц.
-
Специфика анализа художественных текстов детьми с общим недоразвитием речи 2011
Одна из важнейших задач в методике развития речи – обучение восприятию и анализу речевых сообщений. Для детей с нарушениями речи проблема восприятия и анализа текста приобретает особую актуальность. Обучение умению анализировать информацию художественного текста целесообразно строить на основе анализа его содержательной информации и дифференцированной работы над текстом.
-
Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми 4–6 лет для развития и уточнения пространственных представлений и предупреждения аграмматизмов 2011
Дети с недоразвитием речи, владеющие крайне ограниченным словарем, не понимающие значений некоторых даже простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлеченными значениями, например предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется. Материалом для работы с предлогами могут быть игры, загадки, физминутки.
-
Конспект комплексного занятия по сказке "Гуси-лебеди" для детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР 2011
Занятие способствует совершенствованию грамматического строя речи (образование имен существительных с помощью суффиксов -иньк, -еньк, -очк, -ечк), развивает связную речь, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением. На уроке совершенствоуется навык звукового анализа и синтеза, развивается логическое мышление.
-
Как предупредить школьную неуспеваемость по русскому языку 2011
В настоящее время неуклонно растет число детей с недостатками познавательного и речевого развития. В статье предлагаются методы и приемы, направленные на профилактику нарушений чтения и письма. Эти методики могут применяться логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями детских садов компенсирующего вида, учителями начальных классов и родителями.
-
Презентация наглядного пособия "Гриб-теремок" 2011
В своей логопедической деятельности автор часто сталкивается с необходимостью разнообразить приемы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Чтобы помочь сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, автор использует многофункциональное пособие под названием «Грибок-теремок». Пособие автору помогли сделать родители.
-
Комплексное итоговое занятие по развитию речи "Прогулка в осенний лес" 2011
В материале представлено комплексное итоговое занятие по развитию речи в старшей логопедической группе (с ОНР). В ходе занятия реализуются следующие цели: уточнить представления о первых признаках осени, закрепить названия деревьев и листьев, активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по темам «Осень. Деревья», закрепить знание детьми оттеночных цветов осенней природы, воспитывать любовь к родной природе, интерес к ней, обогатить эмоциональную сферу.
-
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие-фантазия" 2011
Конспект занятия по развитию речи с использованием психогимнастики и игротехники представляет собой единый сценарий по теме «Транспорт. Среда передвижения». Занятие способствует раскрепощению детей с общим недоразвитием речи, развитию воображения, словесно-логического мышления, преодолению двигательной неловкости, помогает снять мышечное напряжение. Используемые мимические упражнения способствуют развитию артикуляционного аппарата, эмоциональной сферы.
-
Здоровьесберегающие технологии и приемы работы со слабоуспевающими детьми 2011
Статья содержит рекомендации учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий в учебном процессе для улучшения усвоения материала слабоуспевающими учащимися по родному языку в образовательных учреждениях. Материал поможет учителю выработать систему работы с учащимися, сделать свою работу своеобразной, а также понять необходимость применения современных технологий.
-
Коррекционно-логопедическое занятие по развитию связной речи у детей в старшей группе с ОНР "Составление рассказа о профессии с опорой на графический план" 2011
Коррекционно-логопедическое занятие с дошкольниками старшего возраста направлено на закрепление речевого материала по теме "Профессии", формирование умения составлять рассказ о профессиях людей с опорой на графический план. Использование игровых упражнений, выполненных в формате презентации PowerPoint, помогает детям активизировать полученные ранее знания.
-
Комплексная образовательная деятельность по коррекционно-речевому развитию "Путешествие в страну правильной речи" 2011
Представленный сценарий по коррекционно-речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности (тяжелые нарушения речи, задержка психического развития) обеспечивает единство коррекционных, развивающих и воспитательных задач в образовательной деятельности. Предложенная образовательная деятельность осуществляется в игровой форме на основе упражнений в запоминании, узнавании, сравнении, различении. Все задания предусматривают плавное нарастание сложности, занимательность и высокую эффективность обучения детей с общим недоразвитием речи.
-
Конспект комплексного, комбинированного занятия с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения. Тема: "Ходит осень по дорожкам". Звук [о], буква "О" 2011
Цели урока: научить детей составлять связные рассказы по определенному плану, путем дополнения части предложения до полного, объединяя предложения по смыслу; познакомить детей со звуком и буквой "О"; развивать общую и мелкую моторику; воспитывать умение работать в коллективе.
-
Принципиальные отличия во взаимодействии с родителями воспитанников групп компенсирующей направленности в рамках ФГТ 2011
Статья посвящена принципиальным отличиям во взаимодействии с родителями воспитанников групп компенсирующей направленности в рамках ФГТ. Приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655 ориентирует учителей-логопедов на активное взаимодействие с родителями. Родителям отведена особая роль: они должны стать активными участниками в реализации интегрированных коррекционной и общеобразовательной программ.
-
Формирование речевой компетентности детей, посещающих временную логопедическую группу, как базовый основы социально-адартивной личности 2011
Новизна представляемого в данных рекомендациях материала заключается в использовании компетентностного подхода как новой педагогической технологии создания условий для формирования социально-адаптивной личности дошкольников с речевыми нарушениями для приобретения качеств коммуникативной и компетентностной личности в соответствии с требованиями развивающегося общества. Описываются основные формы, методы и приемы работы с детьми. Прилагается описание игр, способствующих формированию эмоционально-волевой стрессоустойчивости.
-
Подгрупповое логопедическое занятие по теме "Звук [л], буква л. Этап автоматизации 2011
Логопедическое занятие с использованием ИКТ разработано для закрепления правильного произношения звука [л] у детей, занимающихся на логопункте. Применение компьютерных технологий в системе логопедической работы позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.
-
Коррекционно-обучающая программа по профилактике и коррекции нарушения чтения и письма у учащихся 1–2-х классов с ОНР 2011
Программа разработана для учащихся с ОНР 1–2-х классов общеобразовательной школы. В рабочей программе определены коррекционные задачи, принципы, основные направления работы, представлено тематическое планирование. Логопедическая работа по данной программе направлена на профилактику и коррекцию речевых нарушений, способствует повышению качества знаний, умений и навыков обучающихся.
-
Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи 2011
Применение нетрадиционного подхода, заключающегося в сочетании традиционных и нетрадиционных игр и упражнений, метода БОС, профилактических мероприятий и точечного массажа повышает эффективность работы учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями. В статье представлен семинар-практикум с использованием ИКТ для педагогов детских образовательных учреждений.
-
Логопедическое занятие "Дифференциация предложений по цели высказывания" 2011
Занятие проводится на III этапе коррекционной работы со школьниками с общим недоразвитием речи. Каждый ребенок пробует себя в роли своеобразного "экскурсовода". Используются элементы ароматерапии (с учетом того, что в группе детей нет аллергиков и астматиков), пальчиковая и дыхательная гимнастика.
-
Методическая разработка по развитию речевого общения со сверстниками и взрослыми путем формирования чувства ритма у детей с диагнозом заикание 2011
В разработку включены 3 этапа: построение ритмического ряда (развитие слухо-моторной координации и регулирующей функции речи); формирование фонематического контроля (освоение ритмического рисунка, оживление мелодико-интонационной стороны речи); усвоение и воспроизведение слогоритмической структуры слова, анализ слоговой и звукобуквенной структуры слова, выделение морфологических признаков слова.
-
Воспитание чувства ритма как средства речевой коммуникации у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, имеющих системное недоразвитие речи 2011
Статья посвящена воспитанию чувства ритма у детей с ОВЗ на уроках музыки в коррекционной школе VII–VIII вида. Показана целесообразность, эффективность обучения детей с ОВЗ построению и пониманию различных моделей как средства формирования знаково-символической деятельности у детей с ОВЗ. Разработан метод логоритмического воспитания детей с ОВЗ, имеющих нарушения речи. Обозначены основные направления коррекции моторики и речи средствами логоритмики.