Логопедия
-
Современный подход к формированию пространственных представлений с ОНР с целью профилактики оптической дисграфии 2011
В статье рассматриваются этапы формирования пространственных представлений у детей в норме и сравниваются с детьми, имеющими речевые нарушения. В работе предлагается использовать специально подобранные приемы и упражнения, которые учитывают индивидуальные особенности дошкольников с речевыми нарушениями.
-
Значение логопедического воздействия в социально-эмоциональном развитии младшего школьника 2011
Ребенок должен усвоить все основные виды человеческих действий, овладеть развернутой фразовой речью, правильно оформленной грамматически и фонетически, установить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми. Этому способствуют логопедические занятия, которые регулярно проводятся учителем-логопедом, как групповые, так и индивидуальные.
-
Конспект интегрированного занятия по грамоте и конструированию в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи 2011
В работе представлены 2 интегрированных занятия, в ходе которых дети в игровой форме знакомятся со звуками и буквами «Ф» и «З».
-
Открытый урок по логопедии "Предлоги". 4-й класс 2011
Уточняются конкретно-пространственные значения предлогов, с использованием информационных технологий (ИКТ). Формируется умение доказывать правильность написания предлогов. Обращается внимание учащихся на связь слов в предложении и роль предлогов в каждом случае.
-
Рекомендации логопеда родителям, имеющим детей с нарушениями письменной речи 2011
Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. К сожалению, многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными. Это объясняется как непониманием большинством родителей всей важности этой проблемы, так и отсутствием конкретных и понятных неспециалистам рекомендаций по данному вопросу.
-
Дифференциация согласных звуков [В] [Ф] 2011
Интересная форма проведения занятия, увлекательные приемы работы с детьми позволяют провести коррекционную работу более успешно. Занятие можно провести в виде речевого праздника с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
-
Тема урока "Безударные гласные" 2011
Автором продемонстрированы увлекательные методы и приемы работы с учащимися, имеющими речевые нарушения.
-
Путешествие в страну гласных звуков 2011
Автор закрепляет знания детей о гласных звуках: механизме образования, артикуляции, акустических особенностях; о буквах, обозначающих эти звуки. Закрепление понятий: "гласный звук", "буква", "слово". Продолжает формировать умения выделять гласные звуки на фоне слова, определяя их позицию в слове. У ребят формируется навык слогового чтения, развивается оральный праксис, мелкая моторика, координация речи с движением.
-
Дифференциация звуков [л] – [в] 2011
Автору часто приходится работать с детьми, имеющими нарушение произношения звука [Л] (ламбдацизм): отсутствие данного звука, его искаженное произношение, чаще всего – параламбдацизм (замена [Л] звуком [В]). Накопленный опыт практической работы обобщен и систематизирован в виде речевого материала по дифференциации звуков [Л] – [В] в пособии «Занимательные звуки». Приведено второе занятие на дифференциацию звуков [Л] – [В] в словах со стечением согласных.
-
Автоматизация звука [р] в слогах, в словах, в предложениях 2011
Все чаще в коррекционную школу VIII вида поступают дети с дизартрией, часто со стертой формой псевдобульбарной дизартрии. Правильное, четкое произношение детьми всех звуков и слов имеет важное значение, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Занятие было подготовлено на местном материале и проведено с учащимися с недоразвитием интеллекта.
-
Тема урока "Мягкие согласные" 2011
В конспекте занятия приведены правильно подобранные коррекционные приемы, способствующие формированию правильного письма и устранению ошибок на письме. Вся логопедическая деятельность на занятии направлена на реализацию гуманного отношения к детям, имеющим речевые проблемы. Это направление способствует коррекции речевых недостатков в мягкой, доброжелательной форме, с хорошей мотивацией, без насилия над ребенком.
-
Групповое логопедическое занятие с учащимися 1-го класса. Звуки [c]–[c']. Буква С 2011
Групповое логопедическое занятие с учащимися 1-х классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи IV уровня соответствует I этапу коррекционно-развивающего обучения – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Раскрываются приемы работы по различению согласных по твердости-мягкости на примере звуков [с] – [с’], дифференциации буквы «с» от сходных по написанию букв, развитию пространственной ориентировки, совершенствованию лексико-грамматической стороны речи.
-
Праздник правильной речи. Речевое развлечение для детей подготовительной группы 2011
Материал содержит игры и упражнения не только на развитие двигательных и речевых навыков, но и на закрепление словаря, развитие строя и связанности речи. Для оформления праздника используются технические средства обучения и музыкальное сопровождение. Но главное украшение праздника – выразительная речь его участников.
-
Логопедическое занятие в 4-м классе для детей ненецкой национальности "Дифференциация [c'-щ]" 2011
Занятие дает четкую дифференцировку между буквами «С`» и «Щ» и их написанием, которое особенно трудно дается вследствие национальных особенностей ненецкого языка (отсутствие звука [Щ]).
-
Дифференциация букв И-Ш 2011
Одна из проблем обучения детей начальной школы – участившиеся случаи замен одной буквы на другую при письме и чтении. В статье показана работа по дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство (на примере букв И-Ш). Данные упражнения могут использовать не только логопеды, но и учителя начальной школы, и родители.
-
Программа "Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя-логопеда" 2011
В Программе и приложениях к ней систематизирован материал по использованию ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР). Приведены результаты диагностики, на основании которых определена вариативность использования компьютера.
-
Итоговое логопедическое занятие "В гости к девочке Свистелочке" в подготовительной группе для детей ОНР 2011
Цели занятия: закрепить навык четкого произношении звука "С", автоматизировать звук в слогах, словах, предложениях, закрепить умение определять место звука в слове, формировать навык работы с деформированной фразой, закрепить образование относительных и качественных прилагательных.
-
Конспект группового логопедического занятия по теме "Море" для пациентов с афазией 2011
Авторская разработка группового занятия для пациентов с афазией, преимущественно с моторной и динамической формами афазий грубой и средней степени выраженности речевого дефекта. Цель занятия: восстановление языковых и понятийных связей у пациентов с афазией по теме «Море», использование их в импрессивной и экспрессивной речи.
-
Сценарий итогового занятия по творчеству А.С.Пушкина "Здравствуйте, Александр Сергеевич!" 2011
Занятие проводится в форме игры. Оно позволит актуализировать знания, активизирует мыслительный процесс, автоматизирует поставленные звуки в высказываниях, стихотворениях, развивает связную речь. Учащиеся знакомятся с творчеством (сказками) А.С. Пушкина.
-
Интегрированное занятие по теме "Грибы" 2011
Автор на уроке обобщает и систематизирует представления об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о грибах, их частях, назначении, местах их произрастания. Развивает зрительное и слуховое внимание, память, мышление, воображение, пантомимическую и речевую выразительность.
-
Интегрированное занятие по теме "Зимние забавы" 2011
Интегрированное занятие развивает речевое дыхание и голос. Автор учит развивать умение действовать сообща.
-
Логопедический мониторинг как средство своевременной коррекции и предупреждения неуспешности 2011
Трудности освоения программы школьного обучения являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, низкой учебной мотивации. В большинстве случаев трудности эти возникают из-за нарушения у детей чтения и письма. Основным направлением работы логопеда является деятельность по предупреждению дезадаптации детей в школе 1-й ступени и обеспечению академической успешности по родному языку.
-
Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи 2011
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Без специального педагогического воздействия дети с общим недоразвитием речи не могут справиться с этой нелегкой задачей. Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей.
-
Дифференциация согласных, твердость и мягкость которых обозначается буквами У-Ю 2011
Занятие поможет устранить артикуляторно-акустическую и акустическую дисграфию, проявляющуюся в смешении согласных, твердость и мягкость которых обозначается буквами У-Ю. Работа с детьми включает в себя анализ звука, слога, слова и предложения, т.е. работа ведется со всеми компонентами речевой системы и формирует у учащихся навыки различения твердых и мягких согласных как при произношении, на слух, так и в письменной речи.
-
Фронтальное занятие по теме "Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков" 2011
В конспект включены упражнения по развитию языкового анализа, речеслухового восприятия и речедвигательных навыков, динамического праксиса рук, пространственно-временных представлений, слухового внимания, памяти, слухового гнозиса.
-
Конспект фронтального занятия с презентацией по теме "Языковый анализ. Понятие о предложении" 2011
Работа представляет собой конспект фронтального занятия с презентацией по теме «Языковой анализ. Понятие о предложении». Занятие рассчитано на учащихся второго класса, имеющих ошибки письма, вызванные нарушениями языкового анализа.
-
Автоматизация звука [х] через формирование семантического поля. Занятие для детей с ОНР подготовительной группы 2011
Занятие для детей с ОНР подготовительной группы на закрепление навыка правильного произношения звука [х] в слогах, словах, предложениях, развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью.
-
Занятие-игра "Что? Где? Когда?". Дифференциация С-Ц 2011
Цели урока: закрепить правильное произношение звуков [с], [ц]; дифференцировать звуки [с], [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях; совершенствовать умение звукового анализа и синтеза; упражнять в составлении слов из слогов; развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание; расширять словарь.
-
Речевой дидактический материал "Мы играем со словами…" 2011
Статья представляет собой наглядное игровое пособие для коррекционной логопедической работы, направленное на развитие автоматизации и дифференциации ребенком смешиваемых в речи звуков [л]–[р].
-
Формирование словообразовательных инноваций в процессе коррекционно-логопедической работы по устранению аграмматизмов у дошкольников с ОНР 2011
В статье представлен конспект занятия по проведению коррекционно-логопедической работы с использованием методик, предложенных Тумановой Т.В. (1997 год), Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. (2004 год), Жуковой Н.С., Филичевой Т.Б. (2003 год), которая заключается в создании условий для усвоения словообразовательных операций дошкольниками с ОНР.